Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов".
план-конспект урока (1 класс) по теме

Скрыпник Галина Сергеевна

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов.

Составила учитель начальных классов Скрыпник Галина Сергеевна.

      Цели урока: Обучать школьников каллиграфическому правилу переноса слов; ознакомить со всеми случаями возможного переноса слов; развивать умение слышать и видеть в словах “опасные” места (орфограммы), память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; соединяя игровую и обучающую формы деятельности прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.

   

Планируемые результаты:

  • предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
  • личностные:  проявлять учебно-познавательный интерес к  учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;

 Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
  • познавательные:  составлять алгоритм под руководством учителя;  делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • коммуникативные: слушать и понимать речь других;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с  одноклассниками.

Методы обучения: Проблемно - поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК.

Организация пространства: Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные понятия: слог, ударение, однокоренные слова.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник русского языка авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), демонстрационная таблица, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).

Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места).

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.

- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)

Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.)

Ваши головы хорошо…(думают.)

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Чистописание

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций).

Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению русского языка).

Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану).

1.Рисование «бордюра».

Отгадайте, кто это:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Конечно, это улитка.

Нарисуем улитку на строчке.

 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

 - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?

 

3. Чтение слов, их запись.

- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните Ь и Ъ знак в словах.

  • Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
  • Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
  • Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

Ь, Ъ, Ы

Пишут слова с буквами «Ь « и «Ъ», проговаривая по слогам.

На доске слова: крот, сырок, яма.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения

Личностные УУД (осознание учащимися компонентов деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний).

Рассмотрите рисунок.

- Какие слова составили зверята?
- Какое слово лишнее?
- Запомните слова КОРОВА, СОБАКА.

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она всегда была рядом с ней.
- Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)

Запишите эти словарные слова в тетрадь.

Корова, собака, мяч.

Мяч.

Записывают в тетради слова с комментированием.

Выявление места и причины затруднения

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание).

Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя).

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений).

- О каком сказочном герое эти слова?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

-Кто еще из героев сказки находится рядом с Незнайкой? И над каким вопросом он задумался?

-Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

 

-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили?

Сообщение темы урока.

-Какова цель урока?

-Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов.

-Закончите предложения:

Хочу научиться…

Узнáем, как…

Необходимо понять…

Вместе разберёмся…

-Что значит перенести?

-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа.

Фиксирую варианты переноса на доске.

-Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова!

-Задание было одно?

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Незнайка.

Мы перенесем это слово.

Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант.

Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и предлагают варианты переноса.

Гру-ппа, груп-па, групп-а.

Да.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Построение проекта выхода их затруднения

Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

Познавательные УУД (сравнение слов по нескольким основаниям: нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)

- Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

 План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

-Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

-Сколько правил у нас получится?

-Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны с выводом группы?

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом второй группы?

-Слушаем третью группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

- На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны?

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами-моделями.

-Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно?

-Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово.

Я фиксирую на доске:

  1. Читаю слово.
  2. Делю на слоги.
  3. Вспоминаю, какое правило подходит.
  4. Записываю.

Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану.

Правило переноса слова.

Сколько групп, столько и правил.

Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя.

Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на.

Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.

Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога.

Проговаривают все правила, используя схемы-модели.

Сравнивают с учебником (с. 37), делают вывод: мы открыли больше правил.

Физкультминутка

Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

Звучит песня «В траве сидел кузнечик».

Выполняют под музыку физические упражнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности).

Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу).

 (выведение общего целого ряда слов на основе выделения существенной связи).

Из предложенных Незнайкой слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

Мальчикам – слова, которые можно переносить.

Девочкам: слова, которые нельзя переносить.

-Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями..

Дети выполняют задание.

Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос.

Включение в систему знаний и повторений

Личностные УУД (формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы).

Познавательные УУД (использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии).

Упражнение 5, стр. 38.

-Прочитайте задание. С чем автор сравнивает весенние почки вербы? С чем еще их можно сравнить?

-Спишите последнее предложение.

-Скажите, пришлось ли вам при записи этого предложения применить правило переноса слов?

С пальчиками.

Дети записывают последнее предложение в тетрадь.

Да, пришлось.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке).

Регулятивные УУД (Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей).

- Какое открытие мы сегодня сделали?  

-Для чего нам понадобятся эти правила?

-Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Выучили правило переноса слов.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками своей собственной деятельности.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока.

Запомни!

Переносить часть слова с одной строки на другую нужно по слогам:

мо-роз,  кру-па, пря-ни-ки

 При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке:

сес-тра        сест-ра

 

Одну гласную нельзя переносить или оставлять на строчке:

Илья      улей      огонь

Эти слова нельзя переносить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1 классе. Тема урока: Перенос слов. Учитель начальных классов: Скрыпник Г.С. МБОУ Дубковская СОШ «Дружба»

Слайд 2

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет.

Слайд 3

Какие слова составили зверята? Найди лишнее слово. корова собака мяч

Слайд 4

Я со своими друзьями живу в Солнеч - ном городе.

Слайд 5

Хочу научиться … Узнáем , как … Необходимо понять… Вместе разберёмся…

Слайд 6

План работы: 1 . Читаю слово. 2. Делю на слоги. 3. Вспоминаю, какое правило подходит. 4. Записываю.

Слайд 7

1. Слово переносится по слогам! Одну букву на строке оставлять нельзя! … - … мо – роз

Слайд 8

…С – С… кас - са 2. Если в слове есть двойные согласные, то знак переноса ставится между ними.

Слайд 9

..Ъ - .., …Ь - .., ..Й - … подъ-езд конь- ки зай -ка 3.Знак переноса ставится после Ъ, Ь, Й. Их нельзя отрывать от предыдущего слога.

Слайд 10

Осень , касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выберете слова:

Слайд 11

Закончите предложения: Я сегодня узнал … Я научился … Мне было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....