Главные вкладки

    Дидактические игры по математике (предшкольная подготовка)
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Насакдоржиева Жаргалма Шираповна

    Дидактические игры "Формирование математических представлений"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gde_spryatalsya_mishka.docx17.89 КБ
    Файл oden_buratino.docx16.22 КБ
    Файл zhivoe_domino.docx18.57 КБ
    Файл kuda_poydesh_i_chto_naydesh.docx19.59 КБ
    Файл sdelaem_buket.docx15.84 КБ
    Файл den_i_noch_kruzhatsya.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГДЕ СПРЯТАЛСЯ МИШКА?

    Цель. Учить определять местонахождение предмета с помощью схемы.
    Материал. Лист зеленого картона — полянка (40x30 см), на которой изображены дороги. На всех перекрестках и в конце дорог — по одной маленькой елочке; у начала дорог — цветы. 10 карточек (6x4 см), на которых стрелками указаны направления движения: от самого простого (снизу—вверх и направо; снизу — вверх и налево) до самого сложного (например, снизу —вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вверх), продвигаясь по которым ребенок сможет найти игрушку. Маленькие фигурки зайца, медведя, лисы и волка.
    Содержание
    Вариант I. Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: «Видите, это полянка, на которой растут елки и живут разные звери (показывает их). Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть карточки (показывает), которые помогут нам в поисках. Ведущий будет помогать зверушкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью карточек. Вот так (показывает). За каждого найденного играющий получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек».
    В начале игры ребенок отворачивается от игрового поля, а ведущий (сначала это педагог) прячет под елку любого зверька. После этого играющий поворачивается, ему дается карточка, указывающая местонахождение зверя, и он идет его искать. Сначала предлагаются карточки с простыми схемами движения, и лишь постепенно задания усложняются. Когда первый участник справляется с заданием, в игру включается следующий и т.д.
    Вариант II. В игре участвует ведущий и двое играющих. Первый играющий выбирает карточку, указывающую место, где спрячется зверек. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любого зверя, например зайца. Первый ребенок отворачивается от игрового поля, а второй прячет зайца. После этого первый играющий берет карточку в руки и ищет зайца. Ведущий наблюдает за тем, чтобы оба участника игры действовали по правилам.
    Вариант III. Играющие не только ищут место нахождения зверька, но и дают словесное описание пути движения к нему.
    Усложнить игру можно введением правила осуществлять поиск зрительно, без помощи рук.

    КТО БЫСТРЕЕ?
    Цель. Развивать представление о движении в пространстве; ввести в активный словарь детей слова «быстро», «медленно», «далеко», «близко».
    Материал. Наборы для конструирования разной величины и цвета. Две куклы и два мяча.
    Содержание
    Вариант I. Дети усаживаются полукругом. Перед ними на расстоянии 8—10 м расположены два стула, на каждом мяч. Рядом с детьми сидят две куклы. Воспитатель объясняет правила игры: «Посмотрите, на стульях лежат мячи, которые нужно принести Маше и Наташе (куклам). Участвовать в игре будут двое: один принесет мяч Маше, а другой — Наташе. Выиграет тот, кто быстрее принесет мяч кукле». В начале игры каждый участник встает рядом со своей куклой и по сигналу педагога приносит ей мяч. После этого дети определяют победителя и рассуждают о том, почему он выиграл. Дети должны прийти к выводу, что выигрывает тот, кто быстрее бежит. Сначала можно выбирать разных по темпераменту детей, а затем свобода выбора пары предоставляется самим детям.
    Вариант II. Дети, объединившись в пары, по предложению ведущего строят дороги между кубами домами, находящимися на одинаковом расстоянии друг от друга. Устанавливают, что дороги одинаковой длины (по количеству кирпичей, из которых они построены). Затем двое играющих детей берут машины и по сигналу ведущего едут от одного дома к другому. Остальные определяют, кто из них приехал раньше и почему. Если ктото из детей скажет, что у разных машин может быть разная скорость, такой разговор следует поддержать.
    Вариант III. Дети становятся друг за другом в две колонны и по сигналу ведущего начинают передавать по цепочке через голову мяч. Последний ребенок относит мяч кукле. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.

    МОЙ ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ
    Цель. Развивать умение ориентироваться на цвет и величину предмета одновременно.
    Материал. Набор больших кирпичей и пластин красного, синего, зеленого и желтого цвета; мячи 2—3 размеров аналогичных цветов, шары.
    Содержание
    Вариант I. Взрослый заранее строит из кирпичей зеленые, синие, красные и желтые ворота на расстоянии 1 метра друг от друга. Дети рассаживаются перед ними полукругом. Рядом корзина с мячами. Воспитатель объясняет правила игры: «Что это такое? (Мячи.) Какого они цвета? Каждый должен выбрать мяч, найти ворота такого же цвета и прокатить мяч под ними. Обратите внимание не только на цвет, но и на размеры мяча и ворот. (Показывает.) За каждый правильно подобранный мяч играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек». Вначале в игре участвует двое, а затем четверо детей. Остальные помогают ведущему (педагогу) определять победителей. Потом играющие и зрители меняются ролями.
    Вариант II. Воспитатель заранее строит из кирпичей и пластин три горки. Дети усаживаются перед ними и слушают объяснение: «Нужно взять мяч и попытаться угадать, до какого места он докатится, если его спустить с горки. В качестве контрольной метки следует установить на этом месте кирпич. Затем спустить с горки мяч и посмотреть, правильно ли угадано место его остановки, вот так (показывает). Выигрывает тот, кто угадает место остановки своего мяча».
    Вариант III. Правила те же, но изменяется высота горки, и играющие определяют, ближе или дальше прокатится тот же мяч в зависимости от высоты горки.
    Вариант IV. Правила те же, но игровая задача заключается в том, чтобы попасть мячом в шары, которые разложены перед горкой.



    Предварительный просмотр:

    ОДЕНЬ БУРАТИНО


    Цель. Развивать способность систематизировать предметы по величине и соотносить по цвету; ввести в активный словарь дошкольников имена прилагательные: красный, синий, желтый, зеленый.
    Материал. Четыре фигурки Буратино одинакового размера в колпаках красного, зеленого, синего и желтого цвета и четыре куртки соответствующего размера и цвета. Четыре аналогичные фигурки Буратино, в разноцветных колпаках и куртках, но отличающиеся друг от друга размером.
    Содержание
    Вариант I. По предложению воспитателя, ведущего игру, дети берут по одной фигурке Буратино. На столе раскладываются курточки для них. Играющие должны подобрать для своего Буратино соответствующую цвету колпака куртку. После того как все справятся с заданием, куртки снова раскладываются на столе, играющие меняются фигурками и игра повторяется.
    Вариант II. Ведущий раздает детям по одной фигурке Буратино, оставляя куртки у себя. Затем показывает одну из них и задает вопрос, например: «Кому нужна зеленая куртка?» Тот, у кого Буратино в зеленом колпаке, должен ответить: «Мне нужна зеленая куртка». После этого ведущий отдаст куртку играющему, который надевает ее на Буратино. (Если играющий не называет цвет, куртка ему не отдается.)
    Вариант III. Ведущий рассказывает детям, что у них в гостях целая семья Буратино. Каждому нужно подобрать куртку как по цвету, так и по размеру. Дети выбирают себе по одной фигурке Буратино и подбирают для него куртку. Выигрывают те, кто правильно подобрал куртку для Буратино.

    СОБЕРИ ФИГУРЫ


    Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам и использовать в деятельности предметы заместители.
    Материал. Логические блоки Дьенеша. Карточки (4x8 см) с изображением предметов, сочетающих два признака: цвет и форму—12 шт.; цвет и величину —6 шт.; величину и форму — 8 шт. Всего 26 карточек. Карточки с изображением предметов, сочетающих три признака: цвет, форму и величину, 24шт. Карточки с изображением предметов, сочетающих четыре признака: цвет, форму, величину и толщину, — 48 шт.
    Содержание
    Вариант I. Цель. Учить упорядочивать предметы по двум признакам.
    Воспитатель показывает детям блоки Дьенеша и предлагает поиграть с фигурками. Желающие усаживаются вокруг стола, на котором разложены фигуры. Педагог объясняет правила игры: «Смотрите, здесь много разных фигур: красных, синих, желтых; больших и маленьких; квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных. (Все фигуры показываются.) У меня есть вот такие карточки (показывает), на них нарисовано, какие фигурки надо брать. Вот на этой карточке нарисованы синее пятно и кружок. Это значит, что надо брать все синие кружки. Вот они (собирает). А на этой карточке изображено красное пятно и большой домик. Это значит, что надо брать все красные большие фигуры. Давайте соберем их вместе. (Собрали.) А если я возьму вот эту карточку? (Берет карточку с изображением треугольника и маленького домика.) Догадайтесь, какие фигурки надо брать. Все собирают маленькие треугольники.
    После объяснений педагога каждый играющий выбирает себе 1 карточку и в соответствии с изображением на ней отбирает фигуры, с которыми потом можно свободно поиграть (кто как хочет).
    Вариант II. Цель. Учить упорядочивать предметы по трем признакам.
    Процесс объяснения способа группировки тот же, что и в первом Вариант Iе. Особое внимание обращается на то, что нужно внимательно рассмотреть изображение на карточке: цвет, величину дома и форму фигуры.
    Вариант III. Цель. Учить упорядочивать предметы по четырем признакам.
    Вначале внимание детей обращается на то, что некоторые фигурки толстые, а некоторые — тонкие (дети их находят), затем объясняется, как это свойство обозначено на карточках: толстый или тонкий человечек. После этого дети берут карточку и с помощью педагога отбирают обозначенную на ней фигуру. Все самостоятельные действия детей поощряются.



    Предварительный просмотр:

    ЖИВОЕ ДОМИНО

    Цель. Развивать способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предмета.
    Материал. Набор широких и узких красных, зеленых, синих, желтых и белых лент длиной 10 см. Кирпичики этих же цветов.
    Содержание
    Вариант I. Дети собираются вокруг стола, на котором в произвольном порядке разложены 10 лент. Воспитатель общается с детьми: «Дети, что это такое? (Ответы.) Какого цвета ленты? (Ответы.) Одинаковы ли они по ширине? (Ответы.) Давайте поиграем с ними. Пусть каждый возьмет себе любую ленту и повяжет ее на левую руку, вот так (показывает). Помогите друг другу завязать ленту, одному это сделать трудно».
    Дети выбирают ленты и завязывают их на левой руке, как браслеты. После этого педагог обращает внимание детей на кирпичи, расположенные в разных местах комнаты: «Это будут наши дома. Сейчас мы гуляем все вместе, но по моему сигналу —удар в бубен — нужно найти себе пару (того, у кого на руке такой же по цвету браслет) и вместе подойти к своему дому —кирпичу того же цвета».
    Усложнение игрового задания играющие должны подобрать себе пару, ориентируясь не только на цвет, но и на ширину ленты.
    Вариант II. На столе раскладывается 20 лент. Детям предлагается найти себе две ленты и повязать их на обе руки. После этого дети должны взяться за руки так, чтобы у каждого цвет ленты совпал с цветом ленты ребенка, которого он берет за руку с одной и другой стороны.
    По желанию детей можно поиграть в игру «Каравай».

    ПОДБЕРИ ЛИСТ
    Цель. Учить сопоставлять предметы по двум качественным признакам.
    Материал. 8 наборов карточек; в каждом  1 большая (10x10 см), разделенная на равные квадратные клетки, а также 4 маленькие карточки (5x5 см). На каждой большой карточке
     в трех клетках нарисованы желтые и зеленые листья двух размеров. Например, вверху нарисованы большой и маленький зеленые листья дуба, а внизу —большой желтый лист клена. Одна клетка пустая. На соответствующих им маленьких карточках нарисованы маленькие желтый и зеленый листья клена, большой и маленький зеленые листья дуба.
    Содержание
    Дети усаживаются вокруг стола. Воспитатель кладет перед детьми большую карточку с изображением листьев дуба и клена, рядом раскладывает маленькие карточки и обращается к детям: «Посмотрите, что нарисовано на большой карточке. (Определяют.) Что нарисовано на маленьких карточках? А вот здесь есть пустая клетка. Нужно выбрать среди маленьких карточек ту, которая лучше всего сюда подходит. Для этого необходимо внимательно рассмотреть все, что нарисовано на большой карте, там есть подсказка. Кто догадается?» Выслушав все ответы, определяют, что в клетку нужно положить маленький желтый лист клена.
    После этого всем раздаются наборы карточек для игры. Дети раскладывают их перед собой: большую карточку и над ней в ряд — маленькие. Подбирают соответствующую маленькую карточку и кладут ее в пустую клетку. Ведущий игру педагог проверяет и за каждую правильно подобранную карточку дает ребенку фишку. При необходимости помогает и объясняет правила игры отдельным детям.
    Затем ведущий игру предлагает играющим поменяться комплектами карт; получив новый набор, дети продолжают играть.
    В конце игры подсчитываются выигрышные фишки и определяются победители.

    ДОРОГИ
    Цель. Развивать умение определять свойства предметов: цвет, форму и величину; научить сравнивать и группировать предметы на основе вьщеленных свойств; понимать значение слов, обозначающих свойства предметов.
     
    Материал. Логические блоки Дьенеша. Фигурки зайца, кошки, собаки, медведя, петушка и поросенка. Набор кирпичей и кубов.
    Содержание
    Вариант I. На столах 6 домиков кубиков, у каждого из которых фигурка животного и геометрическая фигура из блока Дьенеша: маленький круг, большой круг, маленький квадрат, большой квадрат, маленький треугольник, большой треугольник. На небольшом расстоянии от домов выложена дорога из кирпичей. На отдельном столе три группы фигур: круги, треугольники, квадраты.
    Воспитатель приглашает детей поиграть с фигурками. Дети усаживаются так, чтобы им видны были домики и дорога, и беседуют с педагогом о том, что видят перед собой. Затем воспитатель предлагает помочь животным построить дорожки от дома до кирпичной дороги. Для этого нужно посмотреть, какая геометрическая фигура уже есть у дома, взять побольше таких же и построить из них дорожку. Договорившись о том, кто какому животному будет строить дорогу, приступают к работе.
    В ходе работы педагог общается с детьми, при необходимости помогает подобрать фигуры и называет их (надо взять все: и большие, и маленькие — фигуры заданной формы). Он поощряет попытки взаимообучения, особенно со стороны «зрителей», предупреждая конфликтные ситуации.
    После того как первая группа детей справилась с заданием, дорожки из фигурок убирают— дождик смыл— и к игре приступает вторая группа детей.
    Вариант II. Среда для игры занятия организована так же, как и в первом Вариант Iе. Но геометрические фигуры группируются по цвету: красные, синие и желтые отдельно.
    У порога дома располагается одна цветная фигура. Воспитатель объясняет детям, что на этот раз животные хотят построить из фигурок дорожки одного цвета: заяц — из красных, кошка —из желтых и т.д. Дети выбирают, для кого они будут строить дорогу и приступают к работе. По ходу игры занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигуры могут быть разной формы и величины, но обязательно одинакового цвета.
    После сооружения дорожек можно обратить внимание детей на расположение фигур; дать задание разложить их по величине, форме с тем, чтобы по ним было удобнее ходить.
    Вариант III. На столах 4 домика: зайца, кошки, собаки и петуха. У порога фигура определенной формы: треугольник, квадрат, прямоугольник или круг. На отдельном столе фигуры, разделенные на четыре группы: треугольники, квадраты, круги и прямоугольники. Воспитатель объясняет детям, что животные хотят, чтобы дорожки у них были построены из фигурок одинаковой формы: только из треугольников, квадратов, кругов или прямоугольников.
    В ходе игры занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигурки надо подбирать одинаковой формы, а их цвет и величина не имеют значения.
    После выполнения игровых заданий можно предложить детям поиграть с геометрическими фигурами: перестроить дорожки так, чтобы они выглядели красиво — упорядочить фигуры по величине, цвету и др.



    Предварительный просмотр:

    КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ

    Цель. Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед — назад, направо — налево.
    Материал. Матрешка.
    Содержание
    Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».
    Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевальной комнаты и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет.
    Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.
    Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему
     определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» —«горячо».

    НОВЫЙ, ПРОЧНЫЙ ДОМ
    Цель. Учить детей соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию; различать понятия: короткий —длинный, высокий — низкий.
    Материал. Набор разных по цвету и величине кирпичей, кубов и призм. Фигурки трех поросят и волка. 2—3 домика разной конструкции.
    Содержание
    Воспитатель читает начало сказки С. Михалкова «Три поросенка»: «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: НуфНуф, НифНиф и НафНаф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужках.
    Вот наступила осень. Солнце не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
    «Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то НафНаф своим братьям, проснувшись рано утром. —Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать под теплой крышей».
    Детям показывают поросят, и они определяют, кто из них НифНиф, кто НафНаф, а кто НуфНуф. Педагог предлагает помочь поросятам построить дома, чтобы они могли перезимовать. Затем вместе с воспитателем определяется место будущей постройки, а также строительный материал. Шесть детей строят дома для поросят (один дом строят двое) и два ребенка выкладывают дороги между домами, чтобы поросята могли ходить друг к другу в гости.
    При необходимости воспитатель помогает детям в работе, в ответ на просьбы детей советует, из каких деталей лучше строить стены дома, из каких —крышу, как увеличить высоту, длину или ширину дома и др.; задает вопросы типа:
    «Поместится ли поросенок в доме? Удобно ли ему входить в дом? Достаточна ли ширина дорог? Как ее можно увеличить?»
    Когда дома построены, воспитатель говорит детям, что поросятам очень весело и они поют песенку: «Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь! У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром! Дождь и гром, дождь и гром!»
    Затем воспитатель продолжает читать сказку: «Три храбрых братика пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
                Что за шум? — недовольно проворчал злой и голодный
    волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят.
    Ну, какие тут могут быть волки! — говорит в это время НифНиф, который волков видел только на картинках.
    Вот мы его схватим за нос, будет знать! — добавил НуфНуф, который тоже не видел волка. И братья опять развеселились и запели: «Нам не страшен серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?»
    И вдруг они увидели настоящего живого волка! Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. После этого они решили построить один большой дом на всех, чтобы скрыться от волка».
    Педагог предлагает желающим построить прочный и большой дом для всех поросят, а они выберут самый подходящий и поселятся в нем. По окончании строительства поросята рассматривают дома. Каждый строитель хвалит свой дом, но поросята выбирают самый большой и прочный. На новоселье они поют песенку: «Никакой на свете зверь, хитрый зверь,  страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!»

     

    ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК?
    Цель. Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения.
    Материал. Два картонных листа бумаги (30 х 20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются. На втором листе дороги — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками. Помимо этого в игре используются фигурки животных: собаки, кошки и кролика.
    Содержание
    Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Воспитатель объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. (Показывает это на примере.) Выиграет тот, кто первый приведет животного домой». Педагог обращает внимание детей на стрелки, которые указывают направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.
    Усложнение игрового задания: детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.



    Предварительный просмотр:

    СДЕЛАЕМ БУКЕТ

    Цель. Учить детей группировать одни и те же предметы по разным признакам.
    Материал. По 8 красных и белых роз и гвоздик, 1 желтая роза. Две вазы для цветов.
    Содержание
    Дети собираются вокруг стола, на котором стоят две вазы и лежат в произвольном порядке цветы. Вместе с воспитателем рассматривает цветы, называют их и определяют цвет. После этого педагог предлагает расставить цветы в две вазы, определяя способы группировки: так, можно розы поставить в одну вазу, а гвоздики в другую; можно сделать букет из роз и гвоздик, подобрав их по цвету — в одной вазе будут белые розы и гвоздики, а в другой — красные розы и гвоздики.
    Затем воспитатель показывает детям желтую розу, и они вместе определяют, куда ее нужно поставить (в первом случае—к розам; а во втором —в любую вазу).
    Можно предложить детям найти другие способы формирования букетов (красные розы и белые гвоздики; красные гвоздики и белые розы в разных соотношениях).

    СОБЕРИ ПИРАМИДКУ
    Цель. Знакомить детей со способом упорядочивания предметов по величине и цвету одновременно.
    Материал. Набор пирамидок с 3—6 кольцами разного цвета.
    Содержание
    Вариант I. Дети усаживаются вокруг стола. Педагог показывает пирамидку с 6 кольцами, разбирает ее и перемешивает кольца. Затем обращается к детям: «Как вы думаете, соберу я пирамидку с закрытыми глазами?» Выслушав предположения детей, закрывает глаза и начинает собирать пирамидку, попросив детей внимательно следить и сказать, если им будет допущена ошибка. После того как пирамидка готова, детям задаются вопросы: «Как мне удалось собрать пирамидку с закрытыми глазами? Что я делала? Как собирала пирамидку?» Выслушав детей, педагог подводит итог: каждый раз берется самое большое кольцо из тех, которые остались.
    Воспитатель предлагает детям выбрать одну из пирамидок, снять со стержня все кольца, перемешать их и собрать с открытыми глазами. Необходимо подчеркнуть, что вначале они научатся собирать пирамидку с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Главное, что собирать следует по правилу: надо выбирать самое большое кольцо из тех, которые остались. По ходу выполнения задания педагог напоминает, но не показывает способ сборки. За правильно собранную пирамидку ребенок получает выигрыш — фишку.
    Усложнение игрового задания можно увеличивать количество колец в пирамидках.
    Вариант II. Предложить сначала собрать пирамидку, начиная с самого большого кольца, а затем наоборот —с самого маленького.
    Можно создать проблемную ситуацию, помогающую лучше понять способ упорядочения. Например, построив матрешек в ряд, предложить подобрать для них платочки, начиная с самой большой. После этого педагог обращается к детям: «Маленькая матрешка очень расстроена тем, что ей все достается в последнюю очередь. Как же сделать, чтобы чашку она получила первой?» Это поможет детям научиться упорядочивать предметы и по возрастанию, и по убыванию.



    Предварительный просмотр:

    ДЕНЬ И НОЧЬ КРУЖАТСЯ

    Цель. Развивать представление о суточном цикле.
    Материал. Круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин Н. Рериха: «Гонец» (ночь), «Святой остров» (утро), «Три радости» (день), «Бедапроведник» (вечер). Можно взять репродукции других художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
    Содержание
    Вариант I. Воспитатель показывает знакомое детям изображение перехода ночи в день и дня в ночь. В беседе уточняется последовательность наступления разных периодов суток, особое внимание уделяется восходу и заходу солнца, утро и вечер рассматриваются как границы перехода тьмы в свет и обратно.
    Вариант II. Детям предлагается рассмотреть репродукции картин Н. Рериха. При этом они свободно обмениваются впечатлениями. Далее к обсуждению подключается воспитатель, который задает вопросы типа: «Как вы думаете, что здесь нарисовано? Утро или день? Как вы догадались? Почему вы так думаете?» После определения времени суток на каждой из картин они раскладываются по кругу.
    Вариант III. Педагог сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и «по секрету» сказать это воспитателю. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Например, воспитатель показывает картинку, на которой изображена спящая девочка, рядом лежат кукла и мишка, в окно видны звезды и луна. Дети определяют, что на картинке изображена ночь. Затем показывается картинка с восходящим солнцем и детьми, делающими зарядку (утро). На следующей картинке видны играющие на поляне дети, высоко в небе светит солнце (день). И, наконец, на последней — солнце уходит за горизонт, и дети идут с родителями домой (вечер). В конце игры занятия педагог просит детей ответить, что идет следом за вечером.

    ЛЕТИ, ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК
    Цель. Развивать представления о недельном цикле.
    Материал. 7 разноцветных кругов. Красочный календарь на текущий год.
    Предварительный этап. Дети рассматривают изображения радуги, называют семь ее цветов, затем слушают отрывки из произведения В. Караваева «Цветиксемицветик». Игру занятие лучше провести во вторник.
    Содержание
    Вариант I. Воспитатель организует непринужденный разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, и в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресение. С помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника.
    Вариант II. Педагог предлагает детям обозначить дни недели цветными кругами, чтобы их легче было запомнить, и выложить ряд из цветных кругов —дней недели (начиная с понедельника). Затем дети упражняются в назывании дней недели и обозначении их определенным цветом, отвечая на вопросы типа: «Каким кружком мы обозначили вторник? Какой день недели обозначает голубой круг?» За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры занятия дети с помощью взрослого последовательно называют дни недели, начиная с понедельника, указывая на кружок, которым обозначен день.
    После этого воспитатель предлагает подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Выслушав ответы детей и наградив правильные двумя фишками, предлагает сделать из кругов, не меняя их последовательности, цветик семицветик.

    У НАС ПОРЯДОК
    Цель. Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов, объединять их по назначению; ввести в активный словарный запас обобщающие слова.
    Материал. Два комплекта карт. В первый комплект входит 8 больших карт с изображением шкафов: для белья, в том числе постельного, для кухонной, столовой, чайной посуды, верхней одежды и полки для обуви; изображение спальни и гостиной. Во второй комплект входит по 5 маленьких карточек с изображением верхней одежды, нижнего и постельного белья, обуви, кухонной, столовой и чайной посуды, мебели для спальной и гостиной — всего 40 маленьких карточек.
    Содержание
    Вариант I. Ведущий раздает детям большие карты (маленькие оставляет у себя) и объясняет правила игры: «Дети, посмотрите, что нарисовано на этой маленькой карточке! (Например, показывает карточку с изображением шубы.) Теперь внимательно рассмотрите, что нарисовано на ваших больших картах. Тот, у кого есть место для шубы, должен об этом сказать (шубу надо повесить в шкаф для одежды), после чего он получит эту карточку и положит ее на большую карту. Каждый из вас должен набрать 5 маленьких карточек». Выиграют те, кто первыми их соберут.
    Вариант II. Маленькие карточки перемешиваются и поровну распределяются между играющими детьми. Большие карты остаются у ведущего. В процессе игры он показывает большую карту, а те, у кого есть подходящие к ней маленькие карточки, должны назвать изображенные предметы и отдать их ведущему.
    Усложнение игрового задания введение правила назвать не только предмет, но и место, куда его надо положить. (Например, кастрюля, ее ставят в кухонный шкаф.) Выигрывает тот игрок, который первым отдаст все маленькие карточки ведущему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по математике для интерактивной доски

    В материале представлены дидактические игры по математике для интерактивной доски (2, 4 класс)...

    Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры"

    Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры" поможет в усвоении таблицы умножения, понять геометрический смысл умножения....

    Дидактические игры по математике

    Честно говоря, математика всегда дается тяжело, но можно использовать и игровые формы работы, например такие....

    Дидактическая игра по математике "Раскопки"

    Предложенная игра учит умению находить и запоминать случаи сложения и вычитания. Во время игры восприятие идет через зрительный и кинестетический, тактильный каналы (закрашиваются клетки с результатам...

    Тематическое планирование по математике (предшкольная подготовка)

    Календарно-тематическое планирование курса предшкольной подготовки по математике....

    Дидактическая игра по математике "Своя игра"

    Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...