"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."
статья (2 класс) по теме

Шутько Елена Леонидовна

О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_shutko_e.l.odt53.6 КБ

Предварительный просмотр:

        Сообщение на тему: Учимся писать

(обучение письму детей с нарушением мелкой моторики  )

учитель Шутько Е.Л.

        Кондратенко Анастасия обучается во втором классе по УМК «Гармония».  В рабочую программу по предметам «русский язык» и «математика» внесены изменения в связи с тем, что у обучающейся нарушение опорно-двигательного аппарата, моторика рук ограничена, поэтому задания, которые необходимо прописать заменены заданиями пропечатать.

        При поступлении в первый класс Настя быстро уставала, почти не разговаривала: на вопросы отвечала односложно «да», «нет», что говорила — не понятно. Быстро утомлялась. Имела низкую память, неустойчивое внимание, наглядно-образное мышление.

        Моторика рук ограничена. Зачастую ручки были не управляемы. Не развиты тонкие движения пальцев. Настя пытается держать карандаш, но пальчики слабы и рука бессильна надавить на него.

        На сегодняшний день девочка самостоятельно держит голову. Более продолжительно удерживается в кресле. Пытается рассказать о произошедшем событии. Говорит словами и предложениями, но некоторые из слов непонятны. Читает.

        В процессе занятий ставлю перед собой следующие задачи:

усвоение учебного материала,

формирование коммуникативных качеств,

активизация мышления, внимания;

развитие моторики рук,

поддержание эмоциональной среды

выработка чувства уверенности,

подготовка к реальной действительности.

        Настя не пишет, но печатает. Самостоятельно, при помощи «мышки» может выполнить задания тестового характера.

        На уроке информатики — сгруппировать предметы по общему признаку, создать подмножества, т. е. провести кривую замкнутую линию.          

         На уроках чтения — при помощи «галочки» отметить верный ответ, работая в программе при помощи «мышки» разукрашивать и дорисовывать, распределять роли.

        На уроке математики — дорисовывает единицы в моделях десятка и и вычисляет выражения, исправляет в выражениях ошибки, в заданиях «продолжи закономерность»  для выделения правильного ответа использует цвет, находит заданную фигуру и для обозначения геометрических фигур использует буквы.

        На уроках русского языка - запоминает правила, умеет его применить, «пишет» грамотно. Но в напечатанном слове зачастую встречается «удвоение» букв.  Скорость письма незначительна. В течении урока Насте под силу напечатать 5-6 слов, 2-3 предложения.

        Девочка знает прописные буквы, написание слов прописными буквами, умеет читать рукописный текст, исправляет ошибки в написанном и переводит его в печатный.

        Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала. Это способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры развивают мышление, память, внимание, наблюдательность. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

        Для поддержки эмоциональной среды урока, использую игровые ситуации,

дидактические игры для развития речи, закрепления знаний по теме (трудно печатать, значит вставляем пропущенные буквы, распределяем слова по столбикам, отвечающие на вопрос кто? И что?, озвучиваем иллюстрации, составляем со словами предложения, «поставь точку», т.е. определить границы предложений, «Открой окошко», т.е. вставь слово-помощник),

иллюстративный и наглядно-образный материал для активизации внимания, памяти;

тренажёры по русскому языку и математике для прочного усвоения знаний. Эти игры стимулируют к изучению новой темы, помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока.         Таблицу сложения и непроверяемые написания повторяю ежеурочно. Регулярное повторение написаний способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка.

Провожу разнообразные виды словарной работы: иллюстративные диктанты, определение словарного слова по лексическому значению, слова с «окошками».

 Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который обучающейся достается нелегко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся писать буквы " (письмо с секретом,методика Илюхиной)

Пошаговое ознакомление с написанием букв по методике Илюхиной УМК "Планета знаний"...

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики кружка «Фантазёры»

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики кружка «Фантазёры»...

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать изложение-письмо» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила оформления письма и поздравительной открытки.У...

«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»

Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации  о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью....