Организация самооценки ученика
материал (1 класс) по теме

Толочкова Оксана Васильевна

Приёмы оценочной деятельности на уроке при безотметочном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»

                                           Учитель начальных классов: Толочкова Оксана Васильевна

                         «Организация самооценки ученика 1 класса»

Слайд 1

Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания.

Слайд 2

Главная задача учителя, на современном этапе обучения  – научить самостоятельно, оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика. Поэтому необходим поиск иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Существуют принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерманом:

Слайд 3

Но прежде, необходимо провести стартовую диагностику. Она  в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. 

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

     выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

     выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

 

 Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте. Итак, рассмотрим принципы безотметочного оценивания.

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Здесь я хочу обратить внимание на то, что должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания на начальном этапе обучения, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.

Через определённый отрезок времени (2-4  недели) ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.

4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

На первых этапах обучения контрольные действия производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий.

5. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

При обучении необходимо вводить средства, позволяющие самому ребенку и родителям прослеживать динамику успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

6. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.

Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

7. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.

Данный принцип оценивания связан, прежде всего, с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий.

Таким образом, мы не отбираем у учащихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем  необходимые условия учебной деятельности. Субъектность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность своей оценки осваевомому общему способу. Многих учителей волнует вопрос о том, какие приемы оценочной деятельности можно использовать на уроке при безотметочном обучении. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение, (смайлики)

Слайд 4

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». С этой целью я постоянно задаю на уроках следующие вопросы: - Чему научился?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

-Какие задания тебе понравились, оказались трудными?

-Достиг ли поставленную  в начале урока цель?

А так же

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно? (  Учимся находить и признавать ошибки.)

Слайд 5

  • Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.
  • Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше

  •  Светофор оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
  •   Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,  если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
  •  Дневник первоклассника

Ученик у себя в дневнике закрашивает кружок (см.«Личный еженедельник первоклассника», изд. «Баласс»). Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

    1.Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

    2.Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

    3.''На бочку дегтя – ложку меда''. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

    4.Ставить перед ребенком только конкретные цели.

    5.''За двумя зайцами…''Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл, как пишется заглавная буква Д.

    6.Формула ''Опять ты не…'' – верный способ вырастить Неудачника.

    7.Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе группы

Таблица самооценки успешности ученика своего участия в коллективной работе группы...

Самостоятельная работа как средство организации деятельности ученика на уроке.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Поэтому одно из умений, которым должен владеть учитель начальных кл...

Организация самооценки ученика 1 класса

Организация самооценки ученика 1 класса...

Организация самооценки учащихся начальных классов

Обощение опыта по теме"Организация самооценки учащихся начальных классов"...

Лист самооценки ученика на уроке.

Этот лист самооценки очень удобно использовать на любом уроке....

«Самооценка ученика как фактор достижения планируемых результатов.»

   Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность.     Я хочу под...

Организация наставничества «ученик-ученик»

Существует несколько вариаций форм наставничества, в этой статье рассматриваем модель «ученик-ученик»....