Праздник "Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) по теме

Ширяева Ольга Евгеньевна

На традиционном празднике по окончании изучения грамоты в 1 классе первоклассник представляют свой проект "Азбука в подарок детскому саду". Вместе с учителем первоклассники готовят слайды с буквами для презентации на праздники. Эти слайды в распечатанном виде включаются в "Азбуку" вместе с рукописными  и рисованными страницами. Для создания этой азбуки первоклассники выбирают себе буквы. Рисуют эти буквы, подбирают и записывают печатными буквами и письменными слоги, слова с этой буквой в начале, в середине и в конце, поговорки и другой занимательный материал. Ищут загадку с отгадкой на выбранную букву,  отгадку рисуют или изображают с помощью аппликации и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc77 КБ
Файл azbuka.rar2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Праздник

«Прощание с Азбукой»

Мелодия «Маленькая страна».

Добро пожаловать на праздник русской Азбуки!

Первая русская Азбука начиналась так: «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». Пусть это будет девизом нашего праздника.

А ещё выполнять любое дело приятнее и легче с улыбкой!

Споём песню «Улыбка» и надеемся вы все наших 1-классников поддержите.

Песня  «Улыбка».

Учитель: Сегодня мы с благодарностью прощаемся с нашей первой учебной книгой – Азбукой.

Почему мы наш учебник

Азбукой зовём,

А другие называют

Книгу Букварём?

Ученики:

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварём назвали встарь.

В честь славянских «Аз» и «Буки»

Назван Азбукой букварь.

 

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

                                         Про горы и долины,

                                                                    Про водные глубины,

                                                                                                 Про звёзды, дальние края,

Не обойтись без Букваря!

Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда пришли с цветами в школу

В свой самый лучший первый класс!

Всё хорошее у нас

Называют «первый класс»! (все)

Пассажиры без опаски

Отправляются в полёт,

Если лётчик первоклассный,

                                      Первоклассный самолёт.

-Отложите-ка игрушки, -

Говорит наш педагог.

В нашем самом первом классе

Начинается урок!

Мы учили букву А.

Мы учили букву У.

Малыши  кричат «Уа».

Мы в лесу кричим «Ау».

С буквы А – арбуз и аист

(мы запомнить постарались).

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята…

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Андрюша (недовольно - пренебрежительно):

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас

Попрошу включить компьютер,

Буду целый день играть,

По e-mail (у) письма слать.

Учитель:

Подожди не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет.

Грамотой не овладеешь_

Подключаться толку нет:

Насмешишь весь белый свет!

Андрюша (возмущенно):

Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю!

Учитель (показывает на входящую букву Р): Эту тоже?

Андрюша Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «Рэ»!

Буква Р :

Я не рэ, не рэ, не рэ,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты меня найдёшь в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах».

Рокочу я громким громом

И  реву звериным рёвом,

Вот тигр-р-р-риным, например.

Моё имя – буква «Эр»!!!

Андрюша (смущенно):

Извините, буду знать,

Как букву верно называть.

Вы все умели говорить,

Да и читать слегка.

Но Азбука раскрыла вам

Секреты языка.

Вот буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё –  

                                     (вместе): Алфавит!

Сколько букв в нем?

Дети. Тридцать три!

Их по порядку назови! 

(Далее группами – по строчке):

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы своё,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.

Учитель: За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.

Только что это случилось?

Наша азбука свалилась

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

 Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладину свою.

Очутившись на полу

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло-

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло-

Превратило в ь!

Буква С совсем сомкнулась,

Превратилась в букву О.

 Буква А когда очнулась,

Не узнала никого!

1 задание:  «ремонт букв».

Ни минутки нет для скуки:

Превращаем буквы в звуки.

Звуки эти разные гласные, согласные.

2 задание:  отделить гласные от согласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать, аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

3 задание:Давайте споем только гласными звуками первые строчки песни

"Чему учат в школе".

Дети медленно поют вместо слов гласные.

 у-ы а-ы-э и-а
о-и о-ы-а и-а
у-а о-и, у-а о-и, у-а о-и...

(Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.)

Учитель Да песенка не получилась...Но не грустите. Одними гласными звуками и в песенке не обойдешься.   И согласные нам нужны.

Песня  «Учат в школе».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в чёткий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

4задание:  составьте «живые» слова из данных букв.

(  МИР, ДРУЖБА)

Учитель: Хорошо, когда царят мир и дружба. Но однажды в Азбуке…

Сценка «Буква Й»

Автор: Как же это получилось?

Дело в пятницу случилось.

Руки в боки уперев,

Раскричалась буква Ф…

Буква Ф: Если у нас согласная

С нами не согласная .

После нас, после согласных,

Становиться не согласна!

Буква Р:

Да, конечно,

Где  уж нам

Рядом с этакой мадам!

Буква И:

 Ходит шляпки не снимает-

Алфавит не уважает!

А начнёт писать слова,

Строчку наберёт едва.

Буква Х

Больше и наберёт:

Йогурт, йога либо йод!

Буква Ф

В общем, так, друзья мои,

Заявляю кратко я:

Есть у нас простая И,

Не нужна И краткая!

Может, я сказала грубо,

Но возьмём, к примеру, зубы

32 их –это ясно,

А справляются прекрасно.

Рассудите по уму:

Тридцать третий - ни к чему!

Автор: Слова просит буква Ё.

Буква Ё: Как мы будем без неё?

Как напишем слово «май»,

«каравай» и «урожай».

Да чего там говорить,

Даже «чай» не сможем пить!

А что в шляпке ходит всюду,

Так у всех свои причуды:

Серьги, кольца, завиточки,

У меня вот тоже – точки.

Вот вам мнение моё:

Мы не сможем без неё!

Буква Х: Ха!

Автор: сказала буква Х.

Буква Х: Мы не сможем?

Чепуха!

Нам друзей не надо мнимых,

Нет у нас незаменимых!

Голосуем!

Что ж, прекрасно,

Все согласные согласны.

Ну а гласные – не в счёт.

Пусть И краткое уйдёт.

Автор: После пятницы в субботу

Буквы вышли на работу

Только Ё была права

Перепутались слова!

Сойки стали соками,

Стройки стали строками.

Были майки – стали маки,

Были лайки – стали лаки.

Буква К: Так нельзя!

Автор: Сказала К..

Буква К: Не пойдёт , наверняка.

Но, быть может,

Буква И нам здесь поможет.

Где И краткое стоит,

Будем ставить букву И.

Автор: Но от чаикиного крика

Бедный зайка стал заикой.

Буква Ё: Где же Ф?

Автор: Спросила Ё…

Буква Ё: Поглядите на неё!

Ну, составь хотя бы слово. 

Автор: Ф сказала…

Буква Ф: Я готова,

Но из лайки выйдет лафка,

А из чайки выйдет чафка.

Буква Я: Хватит ссор!

Автор: Сказала Я.

Буква Я: Виноваты все.

И я.

Как же мы легко попались,

От подруги отказались.

Буквы, мы же все - друзья.

Заменить друзей нельзя.

Буква И

Если это где случается –

Там ошибка получается!

Буква Р

Мы И краткое найдём,

Извинимся, приведём.

Пусть сто лет пройдёт,

Пусть двести,

МЫ всегда должны быть вместе!

     Песня  «Всё мы делим пополам».

5 задание «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.

Дети, поставьте буквы на свои места.

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
И сегодня слог и слово
К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе - ТЫКВА,
СО и ВА, итак – СОВА.

6 задание:  Составить слова из слогов (карточки со слогами)

Для зрителей задание:  «Головоломка Радуга»

Для 6 задания – слайд -проверка

Мы читали по слогам,
А теперь словами.
Сколько интересного, с вами мы узнали.
Например, что буква Е
Это звуки (Й) и (Э).

Учитель. И ещё ребята учились разбираться в схемах слов.

7 задание:   Отыщи отгадку в схемах

Загадки загадывают ученики из зала.

  1. Если ты его отточишь,
    Нарисуешь все,
    Что хочешь!
    Солнце, море,
    Горы, пляж...
    Что же это?..
  2. То я в клетку,
    То в линейку.
    Написать по ним
    Сумей-ка!
    Можешь и нарисовать...
    Что такое я?..

  1. На коробку я похож,

      Ручки ты в меня кладешь.

   Школьник, ты меня узнал?

8 задание“Предложение наоборот”: Оно не очень легкое, но я думаю, что вы справитесь.

Акьнепутс итсордум к акубза.

Учитель.  Молодцы, вы многому научились и можете поделиться своими знаниями с теми, кто ещё только готовится к учёбе в школе.

Встречайте новых гостей – ребят из детского сада.

Наши 1-классники создали свою азбуку – в подарок ребятам из детского сада.

1 – классники читают стихи, сопровождая показ слайдов с соответственными буквами

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко –
Ноги ставит широко!


Это
Ж, а это К –
Целый жук и полжука.


Буква
У – два длинных ушка,
З – простая завитушка.


Посмотри на колесо –
И увидишь букву
О.


Чтобы
О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.                                                                                                                             Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква
Ю!


Вот какие
Щ и Ц –
С коготочком на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.


Букву
П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, ну-ка, не ленись –
Подойди да подтянись!


Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква
Н надела ровно,
Буква
И – наискосок.

Взялись за руки друзья
И сказали: "Ты да я –
Это мы!" А между тем
Получилась буква
М!

Ты прочтёшь любые книги,
Разберешься в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре!

Загадки из Азбуки    Давайте послушаем, как наши 1классники  прочитают загадки из своей Азбуки.

(загадки с рисунками - отгадками).

Первоклассники читают загадки, зал отгадывает, дети  показывают рисунки - отгадки.

Учитель  Взрослые приготовили вам напутствие.

Смотрим на слайд,  а там вместо отдельных букв и слов – пропуски.

Ой, куда же подевались буквы! Это проделки Буквоеда! Надо исправить запись.

Задание:  "Победи Буквоеда!" Определить куда поставить «заплатки»

Учитель. Азбука была нашим первым помощником в этом большом путешествии в Страну Знаний. Дальше поведут нас другие учебники: "Родная речь" и "Русский язык". А наш Букварь прощается с нами.

1. Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя –
Нас ждут открытия, друзья!

2. До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдет!

Дарим азбуку ребятам из детского саду:

Все эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

А для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей надёжных связку,

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

С тобою вдруг заговорит

Молчавшая страница.

Тебе дорогу озарит,

Взмахнув крылом, Жар-птица.

Ребята из детского сада уходят.

Учитель:  Наш праздник подходит к концу, но впереди еще есть сюрпризы.

 Слово предоставляется директору школы  (вручение удостоверений);

 родителям (поздравления, вручение подарков);

 4 -классникам, которые последний год учатся в НШ (напутствия 1-классникам, вручение подарков).



Подписи к слайдам:


Дакаева Карина
Чан Минь Хиеу
Маслова Таня
Дакаева Карина
Пономарева Полина, 2 класс
Бойцова Аня
Николаев Андрей
Шохирева Катя
Крыжановская Катя
«Пройди по радуге": сначала прочитай все буквы красного цвета, затем - оранжевого и так далее. Читай слева направо, с верхнего ряда до нижнего.Прочтёшь известную поговорку.
Проверьте: Роща, свеча, кричу, тащу.Туча, пища, кручу, щука. Чашка, чищу, чудо, щавель. Дакаева Карина
Крыжановская Катя
Николаев Андрей
Чан Минь Хиеу
Дакаева Карина
Бойцова Аня
Васинович Света
Крыжановская Катя
Нгуен Чиеу Ха Минь
Чан Минь Хиеу
Нгуен Чиеу Ха Минь
Шохирева Катя
Маслова Таня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...