История развития системы образования в России.
статья (2 класс) на тему

Тарасова Альмира Алсынбаевна

Цель написания данной работы состоит в том, чтобы показать систему образования в СССР, ее уникальность, а также дать анализ современной реформе в области образования.

При написании  курсовой работы были поставлены задачи: показать систему образования в дореволюционной России, отразить конституционно-правовую основу народного образования в СССР, систему его управления, а также показать систему образования Российской Федерации, ее развитие на новой конституционно-правовой основе; проблемы управления в постсоветский период.

Проанализировать реформы в области образования современной России, затронуть приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

Для написания данной работы была использована следующая литература: «Законодательство о народном образовании», автора Г.А. Дороховой, где изложены основные положения в области законодательства в советское время. Основой при написании работы выступил Закон Российской Федерации «Об образовании», содержащий общие положения законодательства в области образования, отражающий систему образования, управление этой системой, экономику системы образования, социальные гарантии реализации прав граждан на образование и международную деятельность в области образования. Также были использованы различные сборники нормативных актов, статистические сборники, отражающие положение дел в области образования в процессе его развития; материалы Всесоюзных семинаров – совещаний идеологических работников; Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование», излагающий стратегии образования направления образовательной политики. Газеты «Первое сентября», «Управление школой»; сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки России «Вестник образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasova_a_a_kursovaya_rabota_iii.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СССР И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Система образования в дореволюционной России…………………….6

1.2. Конституционно-правовая основа народного образования в СССР (1918–1991 гг.)……………………………………………………………………...15

1.3. Развитие народного образования в СССР и система его управления………………………………………………………………………….23

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ (1991-2005 ГГ.)

2.1. Конституционно-правовая основа образования и трансформация советской системы образования…………………………………………………...32

2.2. Развитие системы образования РФ на новой конституционно-правовой основе…………………………………………………………………….38

2.3. Проблемы управления системой образования в постсоветский период……………………………………………………………………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...50


ВВЕДЕНИЕ

Человек становится тем, что он есть, способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества посредством многообразных форм личностных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих, социальных и нравственных нормах, - только благодаря образованию.

Нет иного пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к самой высокой, по словам М. Горького, должности на земле – быть человеком. Без образования и воспитания невозможно обеспечить и профессиональную подготовку человека, дать ему навыки в определенной отрасли труда.

Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа» (духовного или телесного). В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827 гг.).

В настоящее время под образование понимается: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Образование – важнейший двигатель прогресса, источник для человеческого роста, колоссальный духовный потенциал нации. Общество нуждается в человеке будущего, способном открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. На сегодняшний день тема управления образованием является как никогда актуальной. За последние годы нестабильного положения в стране в области образования накопилось огромное количество проблем.

Данная область в Российской Федерации является приоритетной, так как все мы понимаем, что образование ответственно не только за обучение и воспитание подрастающих поколений, оно по-своему ответственно и за экономику, и за политику страны.

В сложных условиях удалось все же сохранить саму систему образования, ту систему, которую по некоторым позициям только пытаются достичь многие страны мира.

Сегодня много говорят о приоритетности образования в развитии страны. Тезис образованной высокоинтеллектуальной нации звучит практически во всех программах всех без исключения общественных организаций и партий. Государству нужны грамотные, предприимчивые и коммуникабельные люди, подготовленные к тому, чтобы соответствовать требованиям XXI века.

Благополучие и процветание России зависит от качественной системы образования.

Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование.

Цель написания данной работы состоит в том, чтобы показать систему образования в СССР, ее уникальность, а также дать анализ современной реформе в области образования.

При написании  курсовой работы были поставлены задачи: показать систему образования в дореволюционной России, отразить конституционно-правовую основу народного образования в СССР, систему его управления, а также показать систему образования Российской Федерации, ее развитие на новой конституционно-правовой основе; проблемы управления в постсоветский период.

Проанализировать реформы в области образования современной России, затронуть приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

Для написания данной работы была использована следующая литература: «Законодательство о народном образовании», автора Г.А. Дороховой, где изложены основные положения в области законодательства в советское время. Основой при написании работы выступил Закон Российской Федерации «Об образовании», содержащий общие положения законодательства в области образования, отражающий систему образования, управление этой системой, экономику системы образования, социальные гарантии реализации прав граждан на образование и международную деятельность в области образования. Также были использованы различные сборники нормативных актов, статистические сборники, отражающие положение дел в области образования в процессе его развития; материалы Всесоюзных семинаров – совещаний идеологических работников; Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование», излагающий стратегии образования направления образовательной политики. Газеты «Первое сентября», «Управление школой»; сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки России «Вестник образования».

Можно сделать вывод, что проблемы в сфере образования Российской Федерации наконец-то были замечены и их решению уделяется большое значение.


ГЛАВА 1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СССР И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Система образования в дореволюционной России

На территории бывшего СССР первые школы возникли в Армении и Грузии в IV в., а в Азербайджане – в V в. В среднеазиатском регионе и в Азербайджане, где по преимуществу население исповедовало мусульманскую религию, начиная с VII в. основными типами школ становятся мектебы и медресе, сохранившие свое приоритетное положение вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII-IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. В развитие древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы).

Согласно отдельным летописным свидетельствам о школах в Киевской Руси, там в X-XIII вв. они открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988 г.) отмечается, что с целью распространения письменной культуры уже князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения в столице Древне-русского государства Киеве. Берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют, что грамотность в древней Руси получила достаточно широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «Мастера грамоты» - дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом. Они своей деятельностью в известной степени удовлетворяли растущие потребности в подготовке грамотных людей из народных масс.

Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755 г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.

Эпоха от начала XVIII в.и фактически до конца XIX в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых советских государственных школ – математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии в 1715 г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности.

К числу прогрессивных завоеваний просветительских реформ XVIII в. относятся: создание крупных центров культуры, науки и просвещения (Академии наук, Московского университета), новых типов реальных школ, организация государственных общеобразовательных школ, в целом расширение системы общеобразовательных учреждений. Вместе с тем просветительские реформы XVIII в. усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера: возникли дворянские учебные заведения; реформа духовного образования породила начальные архиерейские школы, духовные семинарии, открылись коммерческие школы, народные школы и училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.

В дальнейшем сложилась система учебных заведений. Сеть начального образования состояла из церковно-приходских школ, земских школ, крестьянских школ грамотности. Среднее образование было представлено двумя типами учебных заведений: классическими гимназиями (обучались дети дворян, прием детей малоимущих родителей был ограничен циркуляр «О кухаркиных детях») и реальными училищами (готовили специалистов разных профессий). Высшее образование можно было получить в институтах и университетах. Число грамотных людей росло: в 60-е гг. XIX в. они составляли 6% населения; в конце XIX в. - 28%. Это было прогрессом по сравнению с прошлым, но сравнительно с другими странами Россия оставалась отсталой страной.

С 1882 г. начальное образование полностью перешло под контроль церкви.

В конце XIX - начале XX в. в построении системы начального образования можно выделить следующие принципы:

1. Самостоятельность. Начальная школа в дореволюционной России являла самостоятельный тип образовательного заведения. Она была отделена от средней школы и с ней не соприкасалась, имея собственные учебные программы и планы.

2. Единоначалие. В 1898 г. все типы начальных школ, за исключением конфессиональных, были подчинены Министерству Народного просвещения, перед которым несли ответственность за выполнение государственной программы обязательных учебных предметов. К ним относились: Закон Божий, чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, русский язык, арифметика, отечественная история и география, естествознание, черчение и рисование.

3. Многотипность. Начальная школа не являла собой один-единственный тип учебного заведения, в котором обязаны обучаться все дети. Тип учебного заведения зависел от места жительства учащихся, их национальности, вероисповедания, сословия, достатка семьи.

4. Веротерпимость. Хотя Закон Божий являлся не просто обязательной, а и основной учебной дисциплиной, это вовсе не означало, что в начальной школе целиком и полностью господствовала православная церковь. Преподавание этого предмета зависело от вероисповедания учеников, дети же старообрядцев и сектантов получали право домашнего образования по этому предмету. Ко всему прочему, имелись специальные конфессиональные училища, в которых начальное религиозное образование получали дети, исповедовавшие основные религии Российской империи различные направления христианства, мусульманство и иудаизм.

5. Наднациональность. При том, что начальная школа оставалась преимущественно русскоязычной, ее задачей было образование как можно большего числа народов империи.

6. Альтернативность. Начальная школа рассматривалась как альтернатива среднему образованию. По этой причине ее выпускникам был закрыт доступ в высшие учебные заведения и на административно-чиновничьи должности. Тем не менее, поскольку основной контингент учащихся составляли дети представителей податных сословий-крестьян, мещан и рабочих, - им открывались широчайшие возможности для продолжения образования в ремесленных и технических училищах, благодаря чему государство, сохраняя сложившуюся сословную иерархию, получало квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических служащих, учителей низшей категории. Кроме того, поскольку обучение в начальных классах начиналось с 7 лет, ученик, окончивший одноклассное училище; имел право и возможность держать вступительные испытания в гимназию или реальное училище.

7. Профессиональная направленность. Как кажется, главным профилем в специализации начальных школ бала педагогика. Выпускники, оставаясь при школах в качестве помощников учителей, в течение 3-х лет получали начальное педагогическое образование на практике и, имея рекомендацию педагогического совета, вне конкурса поступали в соответствующие средние и высшие учебные заведения. Менее тщательно велась ремесленная подготовка, которая рассматривалась как основной предмет лишь в ремесленных и технических начальных училищах.

8. Открытость. Этот принцип необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый - для начальных училищ не была характерна пансионная система обучения. В полной мере она осуществлялась лишь в детских приютах и в небольшом количестве частных начальных школ. Второй – начальная школа официально провозглашалась всесословным типом учебного заведения. Любое сословие имело право получить начальное образование, причем, это главным образом касалось представителей податных сословий в любом возрасте. Однако сословный характер образования сохранился еще и потому, что начальные школы, размещавшиеся в сельской и городской местностях и в районах расселения казачества, во-первых, принадлежали к разным видам учебных заведений, а, во-вторых, были рассчитаны на определенный контингент учащихся.

9. Платность. Начальное образование, как и среднее, было платным. Тем не менее, размер платы за обучение колебался в зависимости от того, кто являлся учредителем школы. В частности, благотворительным организациям, особенно в сельской местности, удалось снизить плату за обучение до поистине символической сумму- 20 копеек в месяц.

Начальная школа в дореволюционной России играла основную роль в распространении элементарного общего и религиозно-нравственного образования всех слоев населения.

Накануне первой мировой войны начальная школа Российской империи состояла из следующих типов учебных заведений:

1. Сословные учебные заведения.

К этому типу относятся различные начальные училища. Номинально провозглашенные всеобщими, они, тем не менее, оставались сословными по охвату учеников в зависимости от местности. В первую очередь назовем сельские начальные училища - одноклассные со сроком обучения 3 года и двухклассные с пятилетним сроком образования. К этому же типу относятся городские начальные училища (до 1878 г. - уездные начальные училища). Они были одноклассными, двух-, трех- и четырехклассными. Срок обучения в них был установлен в 6 лет.

В качестве особого вида сословных начальных училищ необходимо выделить казачьи (войсковые) школы с 6-летним сроком обучения. При наборе обязательных предметов особое внимание уделялось начальной военной подготовке для мальчиков, что было связано с традициями казачества.

Начальные училища и казачьи (войсковые) школы находились в ведении Министерства Народного Просвещения. Круг учредителей этих учебных заведений не ограничивался.

Как принципиально новая разновидность начальных училищ в 1912 г. были образованы высшие начальные училища (ВНУ), выделенные из городских начальных училищ, двухклассных народных училищ Киевской, Подольской, Волынской губерний и четырехклассных женских училищ области войска Донского. Их цель состояла в том, чтобы дать учащимся законченное начальное образование. В ВНУ принимались дети от 10 до 13 лет, прошедшие курс одноклассного начального училища Министерства Народного просвещения.

При ВНУ открывались дополнительные классы или курсы - педагогические, почтово-телеграфные, бухгалтерские, строительные, электротехнические, сельскохозяйственные и ремесленные. Обучение в них велось по углубленной программе.

Продолжать образование выпускники ВНУ могли в следующих специальных учебных заведениях соответственно профилю специализации (их список специально был оговорен в Положении о ВНУ): учительские институты и семинарии, средние сельскохозяйственные училища, Никитское училище садоводства, Суводская низшая лесная школа, лесные школы, землемерные училища, Петроградские политехнические курсы, художественные училища и школы, Строгановское Центральное училище, средние технические училища, техническое училище Ведомства артиллерии, Среднее строительное техническое училище, Охтинское механико-техническое училище, Петроградские сельскохозяйственные курсы, Саратовское техническое железнодорожное училище, речные училища, фельдшерские школы, прядильно-ткацкое училище, Московский городской университет им. Шанявского.

2. Конфессиональные учебные заведения

Конфессиональные учебные заведения четко разделялись по вероисповедному принципу.

Учебные заведения для детей православного исповедания получили окончательное: оформление по Высочайшему указу от 13 апреля 1884 г., которым были утверждены Правила о церковно-приходских школах. Ядром учебной программы становился Закон Божий.

Церковно-приходские школы делились на одноклассные (срок обучения 3 года) и двухклассные с пятилетним сроком обучения.

Помимо церковно-приходских школ, начальное образование давали школы грамотности, срок обучения в которых оговорен не был. Эти учебные заведения находились в ведении епархиального духовенства.

Деятельность учебных заведений для детей инославного вероисповедания и иноверцев регламентировалась Высочайшим положением от 23 июля 1844 г. о частных учебных заведениях и домашних учителях, фактически приравниваясь к частной школе.

Церковные школы для детей инославного вероисповедания со сроком обучения от 3 до 6 лет давали элементарное начальное образование и обучали основам национального вероисповедания детей католиков, протестантов и последователей армяно-григорианской церкви.

Эти школы просуществовали до 1898 г., когда они были преобразованы в училища, объединявшие учащихся не по узкоконфессиональному, а по национально-конфессиональному признаку.

Среди евреев основы элементарного образования и основы иудейской религии распространяли особые духовные начальные училища хедеры, учреждаемые местным еврейским духовенством на правах частной школы. Срок обучения в хедере колебался от 7 до 10 лет.

Свой тип начального духовного училища имели и мусульмане. Он назывался мектебе. В течение трех лет ученики изучали здесь арабский язык и письмо, основные положения Шариата, мусульманские молитвы и обряды, читали Коран. Это был наиболее замкнутый тип начального духовного учебного заведения, поскольку необходимость элементарного европейского образования здесь категорически отрицалась, а все попытки имперской администрации ввести в курс обучения в мектебе общеобразовательные предметы встречали среди мусульманского духовенства, в ведении которого находились эти школы, глухое непонимание и неприятие.

3. Национальные начальные учебные заведения

Начальная школа в дореволюционной России по существу оставалась русскоязычной. Однако в эпоху Великих Реформ, при перестройке системы образования к Империи, стало ясно, что в районах с коренным нерусским населением внедрение чисто русской школы обречено на провал. Нужна была иная системе, образования, которая без насилия над национальностью позволила бы вовлечь инородцев в полноценную жизнь подданных Империи, позволила бы им получить не только элементарное образование, но и продолжить учебу в средних, а, если Бог даст, - и в высших учебных заведениях.

26 марта 1370 г. Министерство Народного просвещения издало Правила о мерах к образованию инородцев, подтвержденные в 1872 г. Положением о начальных училищах, которое устанавливало новую систему начального образования в России. Согласно Правилам, для инородцев вводилось два вида казенных начальных училищ: первый - для исповедующих христианскую веру, второй - для татар-мусульман. Срок обучения в них определялся от 3 до 6 лет.

4. Частные начальные учебные заведения

Существование школ этого типа было закреплено в 1844 г. Все частные учебные заведения были подчинены Министерству Народного Просвещения, которое неукоснительно следило за выполнением Госстандарта.

Частные начальные учебные заведения именовались народными училищами и делились, в зависимости от сроков обучения, на разряды. В училищах первого или высшего разряда дети учились 6 лет; срок обучения в училищах второго разряда составлял 3 года, третьего 1-2 года.

К этому же типу можно отнести частные домашние школы, дававшие начальные азы образования, т.е. учившие читать, писать и считать.

5. Низшие технические и ремесленные училища

Обучавшиеся здесь дети получали не только элементарное образование, но и овладевали определенной профессией. Срок обучения составлял 6 лет. Характерно, что выпускники технических и ремесленных училищ не имели права поступления в высшие учебные заведения, что препятствовало утечке квалифицированных рабочих из промышленности.

Особым видом училищ такого типа были железнодорожные училища, первоначально подчиненные Министерству Путей Сообщения, а с 1898 г. - Министерству Народного Просвещения, как технические и ремесленные училища.

6. Начальные учебные заведения при приютах и благотворительных обществах

Среди начальных учебных заведений необходимо выделить как общеобразовательные, так и ремесленные школы интернатного типа для детей-сирот при казенных и частных приютах, общеобразовательные школы при монастырях и пр.

Все заведения подобного типа, за исключением монастырских школ, подчинялись Министерству Народного Просвещения. Занятия велись по программе городских и сельских училищ.

7. Начальные учебные заведения для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно

В воскресных школах, открываемых по инициативе правительства, городских и сельских обществ, духовенства, частных лиц, но подчиненных Министерству Народного Просвещения, в течение 6 лет рабочих и ремесленников обучали закону Божию, письму, чтению книг гражданской и церковной печати, арифметике, а там, где была возможность - и церковному пению.

Отмеченные особенности системы образования в рассматриваемый период наряду с тяжелым социально-экономическим положением бедноты привели к тому, что накануне октябрьских событий 1917 г. Россия значительно отставала по уровню грамотности от развитых западно-европейских стран. По данным на 1913 г. четыре пятых детей школьного возраста не имели возможности получить образование. В стране большие массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%.

1.2. Конституционно-правовая основа народного образования в СССР

Решению задач, поставленных перед системой народного образования, способствовало советское законодательство, являвшееся важным средством проведения государственной политики в области образования. Советское законодательство представляло собой способ совершенствования организации самой системы народного образования, т.е. способ ее обновления, реформ.

Основу системы законодательства о народном образовании составляли нормы Конституции СССР 1936 г., помещенные в 1-6 разделах, и нормы специального акта – Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.

Разработка и принятие Основ явились реализацией компетенции Союза ССР как федерации по «установлению основных начал в области просвещения», закрепленной в ст.14 Конституции ССР 1936 г. Вопрос о разработке основных начал в области народного образования долгое время стоял открытым в науке и практике. В условиях усложнившегося руководства народным образованием требовалось усилить общесоюзное регулирование в данной области, установить и закрепить единые принципы руководства, оформить единство народного образования как социальной системы.

Первая попытка на пути законодательного отражения системы народного образования была сделана Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в 1958 г. Закон отметил и впервые зафиксировал целостность системы народного образования, рассматривая все его формы в их единстве. Оформлением системы народного образования была подведена база под решение проблемы преемственности ее звеньев. Но в целом закон имел все же специальное, узкое назначение, хотя и рассматривался в некоторых теоретических работах как основополагающий акт.

Принятие этого закона было вызвано тем, что при решении на предыдущих этапах развития системы народного образования задач, связанных с необходимостью быстрого увеличения кадров специалистов, было ослаблено внимание к трудовому воспитанию и политехническому обучению.

Система народного образования, сложившаяся в 30-е годы, в период реконструкции народного хозяйства, не отвечала потребностям нового периода – периода развернутого строительства коммунистического общества. Законом 1958г. она была подвергнута перестройке: во-первых, вместо общеобразовательного семилетнего было введено всеобщеобязательное восьмилетнее образование; во-вторых, система всех подотраслей народного образования перестроена на основе связи с производством – на сочетании изучения основ наук с политехническим обучением и трудовым воспитанием, с широким вовлечением учащихся в доступные им по возрасту формы общественного труда; в-третьих, установлены типы школ, дающие полное среднее образование (школы рабочей и сельской молодежи, средние общеобразовательные школы, техникумы); в-четвертых, определены основные формы подготовки специалистов со средним специальным образованием. Но значение Закона 1958 г. этим не исчерпывалось. Закон обратил внимание на непреходящую роль ленинских принципов в организации столь важной общественной системы, какой является народное образование.

Практика применения Закона 1958 г. показала, однако, что резкий переход от политической подготовки к профессиональной в средней школе не оправдал. В связи с этим Указ Президиума Верховного Совета «О внесении частичных изменений в ст.4 Закона «Об укреплении связи школы с жизнью» установил, что в средних общеобразовательных трудовых политических школах учащиеся получают среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии условий – и профессиональную подготовку.

Большое значение для дальнейшего развития системы законодательства о народном образовании имело принятие Конституции СССР от 7 октября 1977 г.

Прежде всего, Конституция определила социальную роль системы народного образования, ее основную социальную задачу – воспитание человека коммунистического общества.

Ядром системы служили ст.25 и 45 Конституции 1977 г. о системе народного образования и праве граждан СССР на образование. Данные нормы, обладая наивысшей юридической силой, являлись верхним уровнем иерархии правовой системы нижеследующие уровни занимали по порядку нормы конкретизирующего характера, создаваемые в процессе текущего законодательства и нормотворчества органов государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Конституция СССР гарантировала равенство граждан в получении образования независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Это право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Итак, часть 2 ст.45 Конституции посвящена гарантиям права на образование. Суть этих гарантий определяется характером их видов, к которым относятся: а) принципы – бесплатность, связь обучения с жизнью, с производством, свобода выбора языка обучения. Эти конституционные гарантии права на образование были интерпретированы как основные принципы народного образования в СССР с Основах законодательства о народном образовании (ст.4).

б) направления государственной политики в области образования, программа развития народного образования (осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широкое развитие иных видов, а также форм образования, создание условий для самообразования), а следовательно, направление деятельности всего государственного аппарата, аппарата государственного управления народным образование и самой системы народного образования. Таким образом, содержание ч.2 ст.45 свидетельствует о том, что даны гарантии носили в целом организационно-политический характер. В иерархии внутрисистемных связей законодательства о народном образовании наивысший уровень отводится функциональным связям конституционных норм с остальными структурными элементами системы. Эта связь выражается в том, что Конституция в ст.45, во-первых, дает импульс развитию отрасли, очерчивает границы отрасли и намечает круг подотраслей; во-вторых, конституционные предписания являются основами построения отдельных институтов (прием в учебные заведения, материальное обеспечение учащихся и т.п.); в-третьих, вызывает появление конкретизирующих подзаконных нормативных актов.

Сходная общерегулятивная функция выполнялась и Основами законодательства о народном образовании, введенными в действие с 1 января 1974 г.

Основы четко устанавливали предмет правового регулирования, фиксировали отрасль как целостное правовое единство.

Именно Основами законодательства о народном образовании возглавлялось все законодательство Союза ССР. Это было установлено самими Основами в ст.2, где говорилось о том, что законодательство о народном образовании состоит из Основ и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании было дано законодательное решение главных и общих вопросов регулирования отношений в области народного образования.

Значение этого акта состояло в том, что он:

1) закреплял организацию системы народного образования;

2) определял главные направления ее деятельности.

Среди вопросов организации системы, решенных Основами, важнейшее значении имело установление целей, принципов системы, ее структуры и функций, разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик, взаимоотношения союзных и республиканских органов управления народным образованием. Впервые была дана система принципов народного образования.

Принципы представляли в Основах то исходное начало, в соответствии с которым определялось правовое положение субъектов правоотношений в области народного образования: органов, учреждений, общественных организаций, граждан, работников народного образования.

Цели и принципы объединяли все звенья народного образования в единую систему. В них была выражена демократическая сущность системы народного образования: цели образования соответствовали двум главным функциям системы – общесоциальной, состоящей в подготовке высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, и социально-личностной, выражающей и удовлетворяющей потребность личности в интеллектуальном и духовом развитии.

Главная функция Основ состояла в создании фундамента федеральной структуры отраслевого законодательства, о чем говорит прежде всего само наименование закона, а затем последующее развитие идеи названия в тексте, где установление принципов, системы и других основных параметров народного образования служило целям укрепления единства при осуществлении совместной компетенции Союза и союзных республик в области народного образования. Основы выполняли также функцию определения и направления деятельности органов, руководящих народным образованием: высших органов государственной власти и органов государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а также местных Советов народных депутатов и их исполнительных органов.

В развитие Основ, начиная с 1974 года, Советом Министров СССР принимаются акты, регулирующие общественные отношения в таких важнейших областях, как организация педагогических кадров, подготовка специалистов со средним образованием, развитие системы внешкольного воспитания: «Об аттестации учителей общеобразовательных школ» от 16 апреля 1974 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» от 18 октября 1974 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» от 22 августа 1974 г., «О номенклатуре и порядке создания внешкольных учреждений» от 3 сентября 1975 г.

В Основах нашли свое отражение важнейшие положения, содержавшиеся, например, в Законе об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР от 24 декабря 1958 г., а также в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования 1966 и 1972 гг., предшествовавшие принятию Основ.

Эти постановления затронули все подотрасли народного образования: 3 сентября 1966 г. было принято постановление «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране», 9 сентября 1966 г. – «О повышении роли Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и подготовке квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства», 10 ноября 1966 г. – «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной колы», 20 июня 1972 г. – «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», 23 июня 1972 г. – «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», 18 июня 1972 г. – «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», 2 июня 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы».

Принятие этих актов было вызвано потребностями усовершенствования народного образования в связи с необходимостью ускорения развития научно-технической революции, устранением резко выразившихся противоречий между возросшей ролью образования, ставшего в условиях НТР одним из основных звеньев системы наука – образование – производство, и несоответствием состояния системы образования ее новым задачам.

Новый этап в развитии законодательства о народном образовании начинается в связи с принятием «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Основные положения этого документа, определявшего перспективы развития системы народного образования, нашли свое законодательное воплощение в ряде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В их числе постановления от 12 апреля 1984 г.: «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы», «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного производительного труда», «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров», «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшения условий их труда и быта», «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования». Помимо этого, Советом Министров СССР было принято постановление «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе», утверждено Положение о базовом предприятии общеобразовательной школы», Положение о базовом предприятии среднего профессионально-технического училища, новое Положение о среднем профессионально-техническом училище.

Итак, советские законы являлись важным средством реализации программных целей партии. Законодательство о народном образовании занимало в системе советского права особое место. В этой отрасли законодательства были объединены нормы различных отраслей права. Например, нормы государственного права регулировали правоотношения между государством и гражданином в связи с предусмотренным в Конституции ССР правом на образование; административного отношения между учащимися и учебным заведением; уголовного отношения по поводу нарушения законов об отделении школы т церкви (ст.142 УК РСФСР); трудового отношения в связи с трудовым обучением, а также отношения между учащимися и предприятиями в связи с льготами, предоставляемыми молодежи, совмещающей труд и учету; семейного отношения, связанные с обязанностью родителей заботиться об обучении детей и т.д.

Законодательство о народном образовании включало несколько сотен актов высших органов государственной власти и государственного управления, регулирующих порядок приема в учебно-воспитательные учреждения, организацию учебно-воспитательного процесса, а также выпуск из учебных заведений. Причем законы СССР и постановления правительства СССР нередко устанавливали лишь в общей форме полномочия субъектов, условия действия правовых норм и даже сам круг органов и лиц, на которые норма распространялась. Конкретное же содержание того или иного требования во многих случаях излагалось в подзаконных нормативных актах и прежде всего в актах Министерства просвещения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, которые издавали различные положения уставы, правила и инструкции, многие и которых конкретизировали и детализировали закон. Эти нормативные акты в законодательстве о народном образовании занимали значительное место.

Проанализировав конституционно-правовые основы народного образования в ССР, можно сделать вывод, что с происходящими социальными сдвигами в обществе происходило развитие и совершенствование законодательства о народном образовании. В Конституции СССР от 7 октября 1977 г. на новый, более высокий уровень было поднято регулирование правового положения личности вообще и, в частности, в сфере народного образования. Право граждан на образование стало обеспечиваться более развитой, чем прежде системой гарантий. Новый подход Конституции к положению личности стимулировал последующее развитие личностных институтов в законодательстве о народном образовании.

1.3. Развитие народного образования в СССР и система его управления

Победа социализма в СССР обеспечила быстрое и всестороннее развитие страны, неуклонный рост материального благосостояния, образовательного и культурного уровня советского народа позволила создать благоприятные условия для дошкольного воспитания детей, последовательно осуществить всеобщее среднее образовании молодежи, широко развито профессионально-техническое среднее специальное и высшее образование.

В Советском государстве все граждане имели реальную возможность получения образования, им представлялось право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Целью народного образования в СССР была подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, воспитанных на идеях любви к родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.

На данном этапе важнейшее значение приобрело повышение качества обучения и воспитания, формирование коммунистического мировоззрения, коренное улучшение подготовки молодого поколения к труду, постепенное введение в стране всеобщего профессионального образования, обеспечение всех участков коммунистического строительства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, постоянное повышение их профессионального уровня. Успешное решение этих больших и ответственных задач было призвано способствовать ускорению социально-экономического развития страны на базе научно-технического прогресса, достижению высшего мирового уровня производительности труда, развитию и все более полному удовлетворению духовных потребностей советских людей, совершенствованию социалистических общественных отношений.

Образование в нашей стране являлось подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивали воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежала педагогическим работникам, деятельность которых основывалась на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников – благородное и почетное дело. Они формировали духовный мир юной личности, им общество вверяло самое дорогое детей, молодежь.

Значительный вклад в развитие народного образования вносила советская наука, достижения которой широко использовались в формировании всесторонне развитого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества.

В 1917-1931 гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Принятые после октября 1917 г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР», опубликованные вместе с «Положением» 16 октября 1918 г., ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой, что молодые люди могут свободно, без каких-либо препятствий в виде тупиковых школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от начальной ступени обучения к высшим.

Решительно были ликвидированы чиновничье-бюрократические формы управления системой народного образования, сложившиеся при царском самодержавии; школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.

Для единой трудовой школы тогда в качестве центрирующего фактора устанавливалась трудовая деятельность во всех ее появлениях; в основу содержания образования был положен политехнический компонент, а школе придавалась направленность на преобразование окружающей среды посредством применения учащимися полученных знаний. Методам преподавания «присваивался» исследовательский, опытно-экспериментальный статус, а овладение средствами приобретения и применения знаний существенно преобладало над традиционными знаниями, умениями и навыками.

Названные выше документы, прежде всего «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР», творчески интерпретировали лучшие достижения зарубежной педагогики и отечественной школы, были прогностично устремлены в будущее. Созданные в 20-е гг. в духе «Основных принципов» Программы ГУСа являлись не только и не столько учебно-методическими документами, сколько провозвестниками «новой философии образования», прежде всего в плане его содержания.

Однако реформа 1917-1931 гг. осуществлялась в русле жесткого классового и партийного подходов, что обусловило чрезмерную заидеологизированность и заполитизированность учебных программ, особенно по гуманитарному циклу.

В результате при всей прогрессивности «новой философии» образования – педагогики развития личности, которая была положена в основу реформы, - в тех конкретно-исторических условиях она привела к дестабилизации системы просвещения. Это произошло, помимо указанных выше серьезных социально-педагогических причин, еще и потому, что Наркомпрос вначале попытался предоставить педагогам на местах свободу творчества, инициативы (конечно, в русле господствующей идеологии), вводил примерные необязательные программы. Однако провинциальные научно-методические силы так и не смогли подготовить добротные программы. Затем появились комплексные программы, которые были очень интересно задуманы и в психолого-педагогическом плане и отвечали достижениям педагогической мысли. Но они разрушали традиционную систему учебных предметов, знаний и навыков. Это, в конечном счете привело к выхолащиванию научного содержания образования, снизило качество общеобразовательной подготовки учащихся. Выдвижение в начале 1931 г. лозунга «Школа – цех завода или отделение колхоза», а также доминирование метода проектных заданий разрушало классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде. Возникла реальная угроза утраты школой как общественным институтом своих специфических задач – служить средством освоения молодежью опыта, накопленного предшествующими поколениями в различных сферах жизни, обеспечивать воспроизводство основных научных, технических и социальных достижений. Все это рельефно показали неутешительные итоги вступительных экзаменов в вузы конца 1920-х гг.

С другой стороны, выдвинувшийся на первый план на рубеже 20-х и 30-х гг. задаче подготовке значительного контингента квалифицированных кадров, сформированной в известном партийном лозунге-директиве «Техника в период реконструкции решает все» должна была соответствовать и иная образовательная парадигма. Такое положение привело к стабилизационной контрреформе, выразившейся в цикле партийно-правительственных постановлений 1931-1936 гг., когда в основных чертах, за исключением содержания образования, была воспроизведена прежняя, существовавшая в начале XX в. «школа учебы», естественно, с некоторыми деформациями и модернизациями. Вновь был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов (с 1937 г.), школа оказалась замкнутой (по сути изолированной) от внешней среды. Наряду с восстановлением некоторых содержательных черт произошла и реставрация внешних «гимназических» форм, решительно сметенных предшествующей реформой. Была восстановлена в правах школьная форма, введен ученический билет, в содержании образования появились вновь такие предметы, как логика, психология, готовилось и возвращение латыни. Устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь, восстанавливались ежедневные домашние задания, вернулись и «классные дамы» (классные руководители) и так по всей линии того, что было трансформировано в 1920-е гг.

Как всякая стабилизационная реформа, преобразования 1930-1940-х гг. были положительно встречены массовым учительством, руководителями органов образования и большинством родителей, поскольку они были конкретны, привычны и понятны, т.е. консервативно-традиционны. Те задачи, которые возлагались на эту контрреформу, были выполнены с лихвой.

Успехи в ракетной и космической сфере произвели во второй половине 50-х гг. на американцев «спутниковый шок». Назвав советскую среднюю и высшую школу «секретным оружием» большевиков, они также приступили к значительному реформированию своей общеобразовательной системы.

Другой парой реформ – контрреформ (развитие – стабилизация) выступают преобразования конца 50-х – второй половины 60-х гг.

Во многом с зеркальной точностью были повторены предшествующие сюжеты.

«Хрущевская реформа» конца 50-х – начала 60-х гг. (ее содержание отражено в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г. ставила в основу преобразований системы просвещения контрапункты реформы 20-х гг.: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, производственная практика школьников, существенное усиление даже доминирование политехнического содержания образования и др. Пришедшая ей на смену контрреформы середины 60-70-х гг. привела также к стабилизации системы образования, возвращению школе традиционного статуса учебного заведения. Однако были и несомненные отличия. Во-первых, радикальность как реформистских, так и стабилизационных действий не была столь остра, как в 20-30-е гг. Многие явления, получившие развитие в период «хрущевской реформы» нашли продолжение в 60-80-е гг. Например, сохранялось трудовое обучение школьников, учебные заведения стали намного активнее и действеннее контактировать с окружающей социальной средой. При определенном примате «твердых знаний» как основной цели обучения выявилась тенденция к проблему, творчески развивающему преподаванию. Все это, конечно, было непосредственно связано с разворачивающейся научно-технической революцией.

В конце 60-х – первой половине 80-х гг. преобладали реформаторские мероприятия иного статуса. Речь не шла о «просвещенской революции», создании новой системы образования, кардинальном изменении направленности учебно-воспитательного процесса, что характерно для «общешкольных реформ». В основном это была модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. Такие малые» реформы, имеющие большое концептуальное значение, закономерны и носят циклично-периодический характер.

Благодаря работе специальной объединенной комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук было совершено значительное реформирование содержания образования – этого важнейшего, по сути имеющего общешкольное знание компонента системы образования, повышение его содержания до уровня мировых стандартов на основе научно-технических достижений. С этим же были связаны и новые направления в дидактике и методике (проблемное и развивающее обучение).

Преобразования конца 1960-х – начала 80-х гг., носящие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы выступало введение обучения компьютерной грамотности. Намечалось также вновь вернуться к уже неоднократно дискредитированной в 20-е и 50-е гг. установке на получение профессии в условиях общеобразовательной школы.

Во всем этом проявилась характерная тенденция в самом процессе реформ – постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований, сочетаемое с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям.

Данная тенденция проявилась и в последней паре реформ – контрреформ – конца 80-х – начала 90-х гг. Здесь особенно было ощутимо короткое дыхание реформаторства, по сути охватившего всего три-четыре года (1988-1991 гг.). Сильные и слабые стороны отразились в российском «Законе об образовании» (1992 г.).

Главный акцент был сделан в основном на демонстрировании системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных заведений, осуществлялась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.

Подводя итог о развитии народного образования в СССР и системе его управления необходимо сказать о том, что образование в советское время являлось объектом пристального государственного внимания, об этом свидетельствуют многочисленные факты.

С введением в начале 30-х гг. всеобщего обязательного начального обучения число начальных школ и число учащихся в них значительно увеличилось. На протяжении всего времени наблюдалось увеличение расходов на просвещение по государственному бюджету: с 33,4 млн.руб. в 1927 г. до 7144,1 млн.руб. в 1968 г. Возрастало число общеобразовательных школ и численность учащихся в них, увеличивалось количество высших и средних специальных учебных заведений.

Огромное внимание государством было уделено ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения, что способствовало расширению сети рабочих факультетов: их число было увеличено с 59 в 1921/22 учебном году до 265 в 1938/39. В итоге процент грамотности населения существенно возрос, что говорит о проведении грамотной образовательной политики.


ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ (1991 – 2005 ГГ.)

2.1. Конституционно-правовая основа образования и трансформация советской системы образования

На протяжении многих лет традиционно лидирующее положение Росси в мире, ее статус как великой державы обеспечивались уникальной, стабильной системой образования, имеющей богатые традиции и общепризнанные достижения. В стенах российских учебных заведений подготовлено немало выдающихся деятелей, которые составляют национальную гордость нашего государства. Советская система образования была идеологизирована.

Целью образования являлось воспитание всесторонне развитой личности. Государство выступало гарантом системы образования, образование являлось сферой государственных интересов. Для развития образования из государственного бюджета выделялось много средств.

Что случилось с лучшим в мире образованием? После распада Советского Союза идеология государства изменилась. Развитие рыночных отношений потребовало изменений и в сфере образования. Советская система образования была уникальной, подобной не было ни в одной из стран мира.

Несмотря на запас прочности, оставшийся с советских времен, система образования сегодня находится в ненадлежащем состоянии. А для того, чтобы обеспечить достойный статус России в современном мире, необходима такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, - система гибкая, открытая, вариативная по типам школ и образовательным уровням, способная к саморазвитию, учитывающая опыт российского просветительства, отвечающая потребностям современности. Основой такой системы и призвано выступить российское законодательство в сфере образования.

Образование – это совокупность учреждений и мер, призванных обеспечить образование граждан РФ в соответствии с потребностями и интересами общества. Правовые основы образования в РФ закреплены в Конституции РФ (статья 43), федеральных законах РФ от 29 июня 1992 г. (в редакции от 13.01.96 г.) «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положения которых полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования. Так, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция РФ закрепила обязательность основного общего образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии. Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в амию и др.). Положения статьи 43 Конституции полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования, в том числе статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В указанном Пакте подчеркивается, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Принципы государственной политики в области образования следующие: гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Граждане имеют право на получение образования на родном языке.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Государство гарантирует гражданам РФ получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Содержание образования определенного уровня и направленности обусловлено соответствующими программами: дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего образования и т.д. Реализуются перечисленные программы в следующих образовательных учреждениях: дошкольные (детские сады), общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии), начального и среднего профессионального образования (профессионально-технические училища и иные виды подобных учреждений); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений – частных школ, а также образовательных учреждений, создаваемых общественными и религиозными объединениями. Предусмотрена возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем учебном заведении (государственном или муниципальном). Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией. Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени. Наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях допускается возможность организации учебного процесса на платной основе (при условии соблюдения требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации) в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.п.

С точки зрения конституционных обязанностей граждан РФ обязательным для каждого является основное общее образование, по завершении которого осуществляется государственная аттестация учащегося т.е. при успешном окончании обучения выдается аттестат государственного образца, что дает право продолжать обучение. Закон допускает возможность семейного образования, т.е. обучения ребенка вне образовательного учреждения, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке. Чтобы обеспечить высокий уровень образования, в РФ законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты и их компоненты утверждаются на федеральном уровне соответствующими центральными органами исполнительной власти. В условиях демократизации сферы образования государство допускает разнообразие форм получения образования и оказывает им поддержку, в том числе материальную. С учетом потребности и возможности личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично возмещает расходы на их содержание в период получения образования.

Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Федеральные законы в области образования, включая Закон «Об образовании» разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования.

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство РФ в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

2.2. Развитие системы образования РФ на новой конституционно-правовой основе.

Несмотря на все трудности прошедшего времени, система образования России не только сохранилась как одна из признанных, крупнейших в мире образовательных систем. По ряду направлений за прошедшие годы в системе образования России произошел целый ряд структурных и функциональных изменений. Вот лишь некоторые из них.

1. Российская система образования в 90-е годы получила в виде Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

2. Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

3. Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений - лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. В 2000 г. более 2,5 миллионов детей обучалось в 7,5 тысячах профилированных школ.

4. Качественные изменения произошли в содержании общего образования, где до 25% учебного плана теперь составляет время на предметы регионального и школьного компонентов. Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности.

Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня для школ выпущено боле 1000 наименований учебников только по федеральному компоненту.

5. В области профессионального образования также достигнут целый ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в ССР – 219 студентов на 10 тысяч населения – сегодня в России более 260 студентов на 10 тысяч населения. Боле того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тысяч населения, что является одним из самых высоких показателей среди всех стран мира.

6. В 90-е годы в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

7. Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь была введена многоуровневая система подготовки специалистов, которую успешно реализуют 165 вузов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь моно отнести к одним из лучших в мире.

8. Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ, при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей реально входят в нашу практику.

9. В условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования подобные достижения были бы невозможны без формирования в 90-е годы практически «с нуля» негосударственного сектора профессионального образования. В 2000 г. действовало около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучалось на тот момент 270 тысяч студентов.

Российское образование на современном этапе построено на основе принципов: универсальность (полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программой, интегративность (междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство образовательного процесса), целостность картины мира (наличие комплекса базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополняемости содержания и единства требований), фундаментальность (научная основательность и высокое качество общекультурной и специальной подготовки), профессиональность (овладение многообразными производственными технологиями), вариативность (гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных курсов предметного и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями обучаемых, свободный выбор объема, темпов и форм образования), многоуровневость (подготовка на ступенях общего базового – бакалавриат и полного – магистратура – высшего образования, различные формы послевузовского повышения квалификации, аспирантура и докторантура).

2.3. Проблемы управления системой образования в постсоветский период

Социально-экономический кризис в стране поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

Центральная проблема российского образования – это восстановление его нормального состояния, приличествующего здоровому обществу. Первое условие – возобновление эффективного контракта между обществом и преподавателем. Учитель, педагог должны и в материальном, и в социальном плане перестать чувствовать себя ущербными, несправедливо вознаграждаемыми за свой труд. Если это условие будет выполнено, то начнется возрождение образовательного сообщества, обеспечивающего – независимо от государства и администрации – контроль за качеством образования, освоением инноваций, воспитанием молодежи наряду с ее обучением. Как это, кстати, происходит сегодня в других странах, как это было в Советском Союзе.

Поэтому необходима быстрая и радикальная реформа организации и финансирования образования. Проблема финансового и материально-технического обеспечения относится к числу судьбоносных, так как их дефицит поставил многие образовательные учреждения на грань выживания. Если в 1992 году доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, о в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 году лишь 3,45%, в дальнейшем рост расходов на образование медленно, но стал увеличиваться и в проекте бюджета на 2006 г. составил 4,8%.

Вместе с тем, очевидно, что бюджетных средств будет явно не хватать для решения копившихся годами финансовых и материально-технических проблем. Нужно сосредоточить финансирование на действительно эффективных программах, работающих на будущее страны.

Сегодня в России сложились очень резкие различия в доступе к качественному образованию. Такого не было в СССР, подобных различий нет сегодня ни в одной капиталистической стране. Тому есть две причины: резкое имущественное расслоение населения, с одной стороны, и сильное недофинансирование учебных заведений – с другой. В результате последние вынуждены отбирать не столько способных учащихся, сколько тех, чьи семьи могут внести – в той или иной форме – вклад в финансирование образовательных программ. Происходит ползучая имущественная и каровая стратификация образовательных учреждений: учебные заведения с большим бюджетом сосредотачивают у себя лучших преподавателей, а в тех школах и вузах, где не могут привлечь состоятельных граждан, постепенно снижается качество преподавания.

В обществе, построенном на частной инициативе, система образования обеспечивает равный старт для выходцев из разных по доходу семей. Ряд государств (например, США и страны Европы) идут дальше, создавая и финансируя специальные механизмы социального перемешивания, дающие преимущественные права на получение образования учащимся из социально неадаптированных, бедных слоев общества. Такие механизмы существовали и в Советском Союзе. Можно вспомнить хотя бы рабфаки при вузах, дающие при зачислении преимущества детям рабочих и колхозников.

Учитывая вышесказанное, для России существуют три задачи: сохранить существующий масштаб охвата населения образовательными программами на высоком уровне, достигнутом к началу XIX века; обеспечить приемлемое качество образования во всех его сегментах; с учетом объективно существующего различия качества образовательных программ обеспечить равный доступ к этим программам учащихся из всех социальных слоев.

Наиважнейшая цель сегодня – сохранение инновационной части образования, обеспечивающей развитие самого образования и экономики в целом.

В федеральной программе развития образования нужно иметь средства на конкурсную поддержку инноваций в школах, ПТУ, техникумах, университетах.

Поддержка инноваций имеет и другую положительную строну. Это правильный отбор и воспитание элит. Элита – профессиональная, творческая, бизнес-элита – это те, кто предлагает инновации и первыми осваивает «чужие» инновации.

В структурном плане это дополнительное образование школьников: кружки, дворцы молодежи, факультативы в школах. Помимо этого – общенациональная система поиска талантливых ребят через олимпиады и конкурсы.

Решение проблем, сложившихся в сфере управления образованием, подразумевает собой внесение изменений, поведение реформ в данной сфере. Еще одна цель реформирования образования – обеспечение соответствия профессионального образования перспективным потребностям рынка труда.

Необходимо создать прозрачный и эффективный рынок образования. В Советском Союзе рынок образования был в каких-то аспектах более эффективным, чем сегодня. Над образовательными учреждениями не довлела задача «покупать деньги» в лице каждого кандидата на обучение. Были ошибки в измерении таланта или качества образования, но ошибки субъективные. А что сейчас делается?

Конкуренция денег заместила конкуренцию способностей. Опять-таки базовое условие преодоления этого – достаточное финансирование, преодоление кричащего дефицита денег в образовании.

Итак, к общесистемным проблемам образования можно отнести проблемы финансового и материально-технического обеспечения; с проблемами финансирования тесно связаны вопросы уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения в сфере образования.

Есть еще одна общесистемная, касающаяся всех уровней образования проблема – проблема обеспечения и контроля качества образования.

Значительным резервом обеспечения качества образования, улучшения координации деятельности всех уровней образования и повышения эффективности всех уровней образования и повышения эффективности выделяемых на образование средств является разработка комплексных программ поддержки и развития региональных систем образования.

После краткого анализа общесистемных проблем, необходимо затронуть некоторые наиболее важные проблемы отдельных уровней образования.

Острой является проблема доступности дошкольного образования. За период с 1993 года закрыто более 20 тысяч дошкольных образовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 млн., то есть более чем на треть. С одной стороны, здесь – последствия демографического спада и положительный результат введения полуторагодовалого оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и трехлетнего соответствующего неоплачиваемого отпуска, что фактически привело к резкому сокращению ясельных групп. С другой стороны – невозможность родителей, особенно – в сельской местности, в условиях низкого уровня жизни и задержек в выплате заработной платы обеспечивать содержание детей в детских садах.

Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении, как известно, уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе.

В области общего образования за прошедшие годы обострилась совокупность проблем: состояние материальных, информационных и трудовых ресурсов общеобразовательных учреждений, существующие механизмы финансирования системы общего образования.

Современного качества образования невозможно достичь, не обеспечив учебные заведения кадрами, материально-техническими и информационными ресурсами. По данным статистики, учебная площадь государственных и муниципальных дневных школ увеличилась с 49,3 млн.кв.м в 1991/92 учебном году до 59,4 млн.кв.м в 2003/04 учебном году, т.е. на 20,5 %. Несмотря на это, российские школы в городской местности остаются «густо населенными». Прирост удельной учебной площади в государственных школах шел не только за счет ввода новых ученических мест, но и за счет сокращения численности учащихся: от 20 млн.936 тысяч человек в 1991 г. до 17 млн.798 тысяч человек в 2003-м. Это обусловлено действием демографических факторов. Всплеск рождаемости в первой половине 80-х гг., достигший пика в 1987 г., сменился резким ее падением (1988-2000 гг.), что привело к естественному снижению численности детей младшего школьного возраста. Таким образом, прирост учебной площади в расчете на одного ученика можно было бы считать положительным фактором, если бы это происходило только за счет ввода в эксплуатацию новых, благоустроенных, современных зданий.

Стареет материально-техническая база школ. Число государственных школ, требующих капитального ремонта, увеличилось в городской местности с 38% в 1991 г. до 41% в 2003 г., а в сельской местности – с 28% до 35%. В них учится 40% от общий численности учащихся государственных общеобразовательных учреждений. В аварийном состоянии 3,3% школ в городах и 4,4% в сельской местности. В них занимаются 4% учеников, хотя находиться в этих зданиях опасно.

Государственные дневные школы, имеющие все виды благоустройства, т.е. водопровод, центральное отопление, канализацию, составляют всего 55% от общего числа школ при этом в городах 91% благоустроенных школ, а в сельской местности – только 38%. К сожалению, далеко не все школьники нашей страны могут получить в школе горячее питание: только 82% дневных школ имеют столовую или буфет (в городах – 97%, в сельской местности – 75%). В городских школах 58%, в сельских – 69% учеников получают горячее питание.

Если говорить об информационных ресурсах общего образования, то в 1999/2000 учебном году только 68,4% школ имели учебные кабинеты основ информатики и вычислительной техники. В 2001-2003 гг. существенно вырос уровень оснащенности школ персональными компьютерами. В рамках Федеральной программы развития образования ведется компьютеризация сельских школ: компьютерное оборудование получили 27,2 тыс. сельских школ (92% от их общего числа). Также в сельские школы было поставлено 3 тыс. комплектов прикладных программ учебного назначения по всем областям знаний. В 2003/04 учебном году уже 90,6% школ страны были оборудованы кабинетами информатики. В российских школах в 2003 г. численность учащихся в расчете на один персональный компьютер составляло в среднем 46 человек. На один компьютер с доступом в Интернет в 2003 г. приходилось в среднем 400-440 школьников. Таким образом, в российских школах возможности доступа учащихся к персональным компьютерам и Интернету остаются весьма ограниченными.

Что касается кадрового состава школ, то с 1998 г. стала устойчивой тенденция к сокращению учительского корпуса страны. По данным государственной статистики, в 1997 году в российских школах работали 1812 тыс. человек. В 2003 г. в школах остались 1684 тыс. работников. Особенно заметно сократилась численность учителей 1-4-х классов (на 20%). Естественно, что при этом сохраняется проблема неукомплектованности штатов.

В 2003 г. число вакантных должностей преподавателей иностранного языка составляло 4000, информатики – 1100, истории и обществознания – 900 физики – 900, математики и русского языка – 800, химии – 600, географии и биологии – 400.

В 2003 г. с высшим образованием были лишь 56,3% учителей 1-4-х классов; 56,7% учителей музыки, рисования, черчения, физкультуры и трудового обучения; 91,5% преподавателей 5-11-х классов. При этом в России насчитывается 107 педагогических вузов, выпустивших только в 2002 г. 131427 специалистов. К сожалению, существует такая проблема, что многие из выпускников педагогических вузов не идут работать в школу. Мониторинг показал, что в целом по стране 33% специалистов с высшим образованием выполняют работу, не соответствующую профилю их образования.

В 2003 г. среди учителей 5-11-х классов 15,7% - люди пенсионного возраста. Среди учителей 1-4-х классов учителя этого возраста составили 10%. Стаж педагогической работы до 5 лет у 14% учителей 5-11-х классов и у 8,5% учителей 1-4-х классов. Стаж педагогической работы свыше 20 лет у 42% учителей 5-11-х классов и у 38,5% учителей 1-4-х классов.

Таким образом, в системе общего образования практически нет молодого пополнения.

Устойчива тенденция к оттоку работников из сферы общего образования. Одна из причин, как мы уже выяснили ранее, это низкий уровень оплаты труда школьных учителей. Школьные учителя остаются одной из самых малодоходных групп общества. Низкая заработная плата вынуждает педагогов искать дополнительные источники доходов.

Ухудшение материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования стало закономерным следствием ее недостаточного финансирования государством.

Таким образом, система общего образования в нашей стране функционирует в условиях постоянного недофинансирования. Средств, выделяемых школам из бюджета, не хватает даже на то, чтобы обеспечить учителям уровень заработной платы, приближающийся к среднему по стране.

Сегодня в России уже сложились условия для скорейшего и интенсивного увеличения объемов бюджетного финансирования общего образования. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие значительного золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться малоэффективным. Во-первых, необходимо чаще использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию вполне определенных программ развития системы образования в стране. В этом случае деньги будут расходоваться по назначению. Во-вторых, следует перейти от финансирования сети общеобразовательных учреждений к нормативному в расчете на одного ученика. По мнению ряда экономистов, этот переход заставит производителей образовательных услуг оптимизировать и сеть школ, и численность занятых внутри этой сети.

Итак, можно сделать вывод, что российское образование находится далеко не в лучшем положении, но при грамотном руководстве существующие проблемы все же можно решить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы необходимо сказать о том, что, несмотря на глубокие перемены и преобразования, изменившие социально-экономические, политические условия и духовно-культурное бытие народа отечественная система образования сохранила свой потенциал. Российское образовательное пространство остается единым, обеспечивая не только общеобразовательную и профессиональную подготовку детей и молодежи, но и в значительной степени – социально-культурную и духовно-нравственную целостность общества и преемственность его поколений.

Российское образование доказало свою силу, способность решать сложнейшие задачи, не допуская сбоев и ломки системы, терпеливо и самоотверженно преодолевать объективные и субъективные трудности. Его материальная база в значительной степени выработала свой ресурс, недопустимо низким является уровень оплаты труда работников образования, недостаточное финансирование порождает такие явления, как имитация образования и его низкое качество. В сфере образования на сегодняшний день остается все еще много проблем. Сегодня нужно работать по новым правилам, а также решать застарелые проблемы.

Образование есть мощнейшая технология общественно-государственного строительства, продвижения России в будущее. Развитие образования предполагает наличие четкой перспективы развития страны, в которой граждане России и могли бы планировать свое будущее. Но существует и обратная связь: будущее страны можно ясно увидеть, исходя из основных сценариев реформирования образования.

В завершении следует подчеркнуть – в мире не существует идеальных систем образования: каждая такая система основывается на культурно-исторических традициях своих государств и зависит от социально-экономических и политических реалий в стране. В российском обществе, в российской системе образования есть огромные научный, культурный и духовный потенциал и возможности, способные обеспечить наше дальнейшее поступательное развитие. Поэтому при всей необходимости принятия и реализации решений накопившихся проблем надо опираться прежде всего на положительный опыт и традиции, заложенные в нашем обществе и в нашем образовании.

Со стороны государства необходимы конкретные меры по реализации провозглашенной приоритетности образования, согласованных действий всех ветвей власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо совершенствование нормативно-правовых основ функционирования системы образования с целью обеспечения реальной академической и финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений, обеспечение реальных прав граждан на образование. При этом использование системой образования своих внутренних ресурсов не должно служить поводом для уменьшения объемов государственного финансирования и государственного участия в образовании.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 2008.
  2. Игнатьев Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человек. – М.: Просвещение, 1968.
  3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методического анализа познавательной функции воображения. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – 2-е издание, перераб. и доп. – М., 2008.
  6. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2009.
  8. Мухина В.С. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. – М. Просвещение, 1977.
  9. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. пед.учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2008. – Кн.1. Общие основы психологии.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш.пед.учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2008. – Кн.2.: Психология образования.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш.пед.учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2008. – Кн.3.: Психодиагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по традиционной системе образования "Школа России" по теме:"Повторение и обобщение изученного".

Данный урок и презентация по программе "Школа России":-способствует развитию литературно-грамотной речи;-помогает обобщить знания о твёрдых и мягких согласных;-развивает мышление, память, прививает ин...

Использование ИКТ на современном этапе развития системы образования

Использование ИКТ на современном этапе развития системы образования...

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""

"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...

Нормативно - правовое обеспечение развития системы образования

Нормативно - правовое обеспечение развития системы образования...

Опыт успешного решения социально – педагогических проблем -Личный вклад педагога в развитие системы образования

Ярким результатом моей педагогической деятельности стало создание УМК по бурятскому языку для 1 класса, авторами которого являюсь я и мои коллеги.В 2000 – х годах во всех школах Бурятии встала о...

История развития начального образования в Европе

История начального образования в ЕвропеВо времена Греции и Рима мальчики получали образование от своих матерей до семилетнего возраста, затем, в соответствии с культурой их местоположения и времен, на...