Урок на тему "Алфавит"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Федосеева Ольга Анатольевна

УМК "Школа 2100" Закрепление по разделу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алфавит. Большая буква в именах и фамилиях.

Цель: совершенствовать знание алфавита, признаков текста, исторических фактах о происхождении фамилий;

        Формировать умения: писать имена собственные с большой буква; определять цель урока; контролировать свои учебные действия; сотрудничать с партнерами по классу;

        Воспитывать культуру общения, чувство взамимовыручки.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями для групп, эмблемы, на которых нарисованы заглавные и строчные буквы А и Я, держащиеся за руки; учебник «Русский язык» (II класс), авторы Р.Н. Бунеев  и др.

Сценарий урока.

I.        Организационный момент.

II.        Актуализация знаний

—С чего мы начинаем урок русского языка?

-Угадайте заглавные буквы, которые сегодня будем прописывать?

Слайды с загадками

(На доске заглавные буквы Г Д Е Ё Ж 3 И.)

—Назовите их. Как они записаны? (В алфавитном порядке.)

-Что же такое алфавит?

-Пропишите эти буквы.

-Когда используются заглавные буквы?

-Какими еще бывают буквы? (Строчными.)

-Они нам понадобятся для следующей работы.

(На доске строчные буквы а а в и л т ф.)

—Из данных букв составьте слово.

(На слайде появляется слово «алфавит».)

—Какое слово обозначает то же, что и алфавит?

СЛАЙД

Посмотрите на алфавит. Я называю место, где стоит буква, вы ее находите, записываете в тетрадь. Если выполните правильно, то у вас получится слово.

22-я буква, 1-я буква, между Л и Н, перед буквой Й, после К, 10-я буква, последняя буква алфавита.

(Слово «фамилия». Появляется на слайде.)

  1. Формулирование темы и цели урока.

СЛАЙД

—Кто из вас назовет тему урока?

Верно, мы сегодня закрепим наши знания об алфавите, вспомним, как пишутся имена и фамилии.

-Для чего людям необходимо знать алфавит?

-Когда знание алфавита может пригодиться?

IV.Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений.
          — Попробуем применить наши знания в работе.

Найдите на странице 93 упражнение 147.

(Задание читается и выполняется поэтапно.)

—        Какое задание выполняли? (Составляли список.)

Чем пользовались при выполнении задания? (Алфавитом.)

Где же еще может пригодиться знание алфавита? (При составлении списков.)

Попробуйте теперь составить список без моей помощи.

  1. Работа в группах.

-А теперь настало время конвертов, которые лежат на ваших столах. Вам надо разделиться на группы. Каждая группа прочитает задание  и определит, что написано.

Задание на слайдах

1-я  группа: составьте список нашего класса (желательно подобрать фамилия, которые начинаются с одинаковых букв, при проверке задания спросить, почему одна фамилия располагается раньше, чем другая).

Ажгалиева

Александров

Кадиров

Ляхов

Майоров

Мельник

Нефедова

Петрунин

Рыжов

Хрусталев

2-я,группа: составьте указатель улиц нашего микрорайона (проверка проводится так же).

Антонова

Бардина

Ботавина

Днепропетровская

Перспективная

Тархова

Топольчанская

Уфимцева

Чехова

Электронная


3-я группа: помогите навести порядок, каталога библиотеки (проверка проводится так же).

Бажов

Ершов

Заходер

Квитко

Матвеева

Одоевский

Пушкин

Сапгир

Толстой

Шибаев

Для чего выполняли эту работу, это задание?

Физминутка

Раз- подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка

 На четыре- руки шире

Пять- руками помахать

Шесть – за парту сесть опять

VI.        Упражнение в написании имен собственных.

—        Кто напомнит тему урока?

Теперь сосредоточим наше внимание на фамилиях и именах.

Выпишите имена собственные. Кто нашел первое слово? (Второе?)

Как запишете слово?

Слайд

(а, А)нтон, (з, 3)аяц, (з, 3)айцев, (п. П)енек, (п, П)етров, (а, А)ндрей, (в, В)олк. (в, В)олков, (в, В)олодя.

—        Для чего вы выполняете это задание? Чему учились?

VII.Исследовательская работа.

-Что такое фамилия? Ученые говорят так фамилия — общее имя членов одной семьи Оно передается от одного поколения к другому. Что вы знаете о своих фамилиях?

Рассказ ученика

На Руси фамилии появились примерно четыреста лет назад. Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора, а Федоров — сыном Федора. Происходили фамилии и от названия места, где жил человек Таких фамилий много: Москвин, Рязанцев, Сибиряков и др. По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков: Гончаров, Пушкарев, Шапошников, Кузнецов, Плотников.

Обучающиеся рассказывают о своих именах и фамилиях

VIII. Рефлексия

— Чему сегодня учились на уроке? Что нового узнали? Для чего же каждому человеку необходимо знать алфавит?

-Оцените свою работу

Слайд

-А теперь возьмите эмблему нашего урока и подарите ее тому, кто, на ваш взгляд, сегодня хорошо работал.

-Вы оценили свою работу, я бы то же хотела оценить вашу.

Домашнее задание

Закончить наш урок я хочу стихотворением:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело —

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Е. Измайлов


Антонова

Бардина

Ботавина

Днепропетровская

Перспективная

Тархова

Топольчанская

Уфимцева

Чехова

Электронная

Бажов

Ершов

Заходер

Квитко

Матвеева

Одоевский

Пушкин

Сапгир

Толстой

Шибаев

Ажгалиева

Александров

Кадиров

Ляхов

Майоров

Мельник

Нефедова

Петрунин

Рыжов

Хрусталев

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело —

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

На Руси фамилии появились примерно четыреста лет назад. Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора, а Федоров — сыном Федора. Происходили фамилии и от названия места, где жил человек Таких фамилий много: Москвин, Рязанцев, Сибиряков и др. По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков: Гончаров, Пушкарев, Шапошников, Кузнецов, Плотников.

Cоставьте список нашего класса

Cоставьте список нашего класса

Cоставьте указатель улиц нашего микрорайона

Cоставьте указатель улиц нашего микрорайона

Помогите навести порядок, каталога библиотеки

Помогите навести порядок, каталога библиотеки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...