статья "Способность и одарённость в младшем школьном возрасте".
статья на тему

Швера Людмила Дмитриевна

 Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл to-13_sektsiya_13_shvera.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Способность и одарённость в младшем школьном возрасте.

Автор: Л. Д. Швера

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского района Воронежской области

        Аннотация: Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.

        Ключевые слова: Одаренность, способности, специальные способности, проективная работа с одаренными, категории одаренности, самоценность личности.

Одаренные дети — какие они? Они очень разные, непохожие друг

на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка

нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других

своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде

деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно

использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно

уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии, и

относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять, как нужно

проводить в школе работу с одаренными детьми, следует уяснить, что

представляет собой феномен ранних способностей и как с научных

позиций объясняется их развитие.

Способности — это такие индивидуально-психологические осо-

бенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той

или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям,

умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника,

чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми

он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое

конструирование и т. д.). Соответствующая деятельность является

необходимым условием не только для выявления, но и для развития

способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными

являются лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические предпосылки

формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и

воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром

развиваются его способности.

Специальные способности — это способности к отдельным видам

деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам, 3

математические, технические и т. д.

Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и

быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по

значительности и своеобразию достигаемых результатов. Известный

исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три

категории способных детей. Первая категория — это учащиеся с ранним

подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким

проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам

деятельности (в том числе и внешкольной). Третья категория — это дети

с потенциальными признаками одаренности.

Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен

быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные

вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и

далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают

настолько удивительными, что не заметить их невозможно.

Как правило, такие дети к 3—4 годам обучаются чтению, письму и

счету, затем увлекаются какой-либо областью знания и далеко

продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим, но

постоянным остается только неудержимое стремление к умственным

занятиям, умственной нагрузке.

Бывают и менее очевидные случаи детской одаренности. Нередко

встречаются дети, обнаруживающие незаурядные способности в более

старшем возрасте.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего

характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой

склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники.

Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности,

где требуются особые специальные задатки (музыкальные,

художественные) или формальные качества ума. Позже они

обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и

художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна

уже в 3—4 года. Рано раскрылись выдающиеся музыкальные способности

наших современников Вадима Репина и Жени Кисина. И. Е. Репин и В.

А.. Серов с 6 лет заявили о себе как о талантливых художниках, а Карл

Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не

идут впереди сверстников по общему развитию, не их отличает особое

своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные

способности. В чем заключается это своеобразие? В особой

оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки

зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка

указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для

развития которых в школе пока нет условий.

Как нужно относиться к фактам проявления одаренности у

школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого—

это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока неопределенно,

его способностям только еще предстоит раскрыться. Детские способности

— явление специфическое.

Термин «одаренность» по отношению к детям нужно считать

условным. Он служит для обозначения своеобразной психологической

реальности. Зная особенности детской одаренности, школьный психолог

может помочь учителю в организации процесса обучения способного

ребенка.

Проектирование в работе с одаренными детьми младшего

школьного возраста. Современная гуманистическая образовательная парадигма исходит из признания самоценности личности каждого ребенка, ее неповторимости и уникальности. Одаренные дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, гак как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного тина. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего школьного возраста —проекти-

рование.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить

как образовательную технологию, нацеленную па приобретение 13

учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики,

формирование у школьников специфических умений и навыков

посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно

формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой

информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает

выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам»

новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Этот метод может найти применение на различных этапах обучения

в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с

материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям

практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе

черты универсальности.

Рассмотрим подробнее особенности конструирования

образовательных проектов для начальной школы в рамках инфор-

мационно-категориального подхода.

Суть данного подхода в том, что содержание обучения

конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий-

категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и

многообразие.

Принципы отбора категорий заключаются в следующем:

1.Каждая категория — фундаментальное понятие, определяющее

«язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным

значением.

2.Категория может быть адаптирована к определенному этапу

обучения.

3.Категории, составляющие основу содержания одной предметной 14

области, могут быть интегрированы в любую другую.

Информационное пространство действия каждой категории

складывается из понятий, свойств, операций и моделей.

Для младшего школьного возраста образовательными областями

могут стать различные учебные предметы, существовавшие ранее:

математика, естествознание и т.д., — и новые: начала экономики, инфор-

матика и т.д.

Образовательный проект может быть представлен как совокупность

учебных задач межпредметного характера, объединенных общей

сюжетной линией. В ходе решения учащимися учебной задачи происходит

процесс осмысления категориального знания и формируются способы его

освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование,

алгоритмизацию и моделирование. Образовательный проект охватывает

сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет функцию урока (уроков)

межпредметного характера. Работа с образовательными проектами

проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по

различным дисциплинам, и в этом случае может быть проведен

комплексный обобщающий урок.

Для разработки образовательного проекта необходимо провести

тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и

сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее

придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный

процесс.

Литература:

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.- М., 1999.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1996.

3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.

Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.- М., 1998.

4.Землянухова Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и

любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте.

Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1996.

5. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1997.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,

1997

7. Менчинская Н.Л. Вопросы умственного развития ребенка – М., 2000.

8. Начальная школа. 2001. №1, 2004. №4, №6., 2007. №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Организация работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста

Обобщение педагогического опыта было представлено на районном МО в форме доклада по теме "Организация работы с детьми младшего школьного возраста". Это направление является одним из ведущих ...

Одарённость и её проявления в младшем школьном возрасте

Статья на тему одарённости...Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем?...

Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста

Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...