Внеурочная деятельность в МБОУ "НШ-ДС №5"
опыты и эксперименты на тему

Скоромина Елена Викторовна

Опыт работы учреждения в режиме оптимизационной модели внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_nsh-ds_no5g._yurgi.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НШ-ДС  №5»

«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе»

Содержание.

  1. Введение.

      Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Основная часть.

  1. Модель организации внеурочной деятельности в МОБОУ «НШ-ДС №5»

2.1.1. Опыт работы учреждения в режиме оптимизационной модели внеурочной деятельности

2.1.2. Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы.

2.2. Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации.

2.2.1.Соответствие содержания внеурочной  деятельности направлениям,     зафиксированным в ФГОС НОО.

2.2.2. Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

2.2.3. Готовность педагогов  к  реализации  программ внеурочной деятельности.

2.2.4.  Единое расписание урочной и внеурочной деятельности.

2.2.5.  Рабочие программы.

  1. Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

  1. Соответствие форм  организации внеурочной  деятельности возрастным возможностям младших школьников и преодоление перегрузки.

2.5.  Формы представления результатов внеурочной  деятельности: портфолио, выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг.

2.6. Информационная поддержка занятости учащихся во внеурочной    

       деятельности.

  1. Заключение.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

  1. Введение.

               Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

              Цель организации внеурочной деятельности МОБОУ «НШ-ДС №5» в соответствии с ФГОС НОО -  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

               Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении.  

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены: 

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности 
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

         Внеурочная деятельность  в начальной школе  организованна  по 5 направлениям развития личности:   спортивно-оздоровительное,  духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

          Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий учащихся и по письменному согласию (заявлению) их родителей (законных представителей).  

            Рабочие программы, представляющие данные направления, предназначены для обучающихся 1 – 4 классов. Ведут внеурочные занятия учителя  начальных классов и учителя – предметники (учитель информатики, музыки и физической культуры). Форма оплаты  за проведение занятий внеурочной деятельности осуществляется согласно тарификации.

         

           Внеурочная деятельность проводится в таких формах,  как групповая и индивидуальная,  проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки,  круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.

            На внеурочную деятельность в 1-4  классах отводится по 10 часов в неделю. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся.  Занятия внеурочной деятельности начинаются  через 40 минут, после проведения динамической паузы. Продолжительность занятий не более 45 минут (один академический час).

2.1.Модель организации внеурочной деятельности в МБОУ «НШ-ДС №5»

2.1.1. Опыт работы учреждения в режиме «Оптимизационной  модели»   внеурочной деятельности

 На базе учреждения был создан  новый тип образовательного учреждения начальная школа – детский сад, где обеспечиваются   условия для всестороннего развития личности и индивидуализации процесса обучения;  развита внеурочная деятельность,  ведется  работа по  здоровьесбережению, при этом взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом усилилась.

        Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы   оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.

           Актуальность «Оптимизационной  модели»   внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в котором  приоритетной целью образования становится развитие личности каждого школьника, его воспитание и социализация.

            Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

           Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

        Педагогическому коллективу   удалось добиться высоких результатов в организации режима,   среди основных отмечены следующие:

  • оптимизация процесса развития детей через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
  • оптимизация учебной нагрузки школьников за счет создания единого  образовательного пространства;
  • объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
  • поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты,  библиотека, читальный зал, компьютерный класс,   актовые и спортивный залы, пространства для общения, для игр и спокойной работы);
  • создание условий для   горячего питания;
  • медико-психологическое сопровождение учащихся.

Данная модель для организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов  наиболее приемлема.     

             Внеурочная деятельность в начальной школе позволит, по мнению разработчиков ФГОС НОО, решить ещё целый ряд очень важных задач, среди которых:

-  обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

-   улучшение условий для развития ребенка;

-   учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

              Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

         

     Выделены следующие направления внеурочной деятельности:

-спортивно-оздоровительное;

-общекультурное;

- духовно-нравственное;

- социальное.

- общеинтеллектуальное;

          Все предложенные направления внеурочной деятельности   рассматривали как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывавали на видах деятельности

     Основной  идеей разработки данной модели  на базе МБОУ «НШ-ДС №5»  является : создание  развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

      Преимущества  заключаются в предоставлении более широкого выбора для ребенка спектра форм внеурочной деятельности в рамках обозначенных ФГОС НОО направлений за счёт интеграции ресурсов (кадровых, материально-технических, программно-методических, информационных)  имеющихся в социуме организационных структур.

     Материально-техническое обеспечение:

     Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются следующие  условия: занятия обучающихся проводятся в первую смену, в кабинетах 1-4 классов имеются компьютеры, мультимедийная установка, все кабинеты начальных классов  располагаются на одном  этаже, в школе есть столовая, в которой организовано  питание школьников.      

     Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом, спортивной площадкой, библиотекой,  кабинетом информатики, где  имеются  компьютеры ,подключенные к локальной сети Интернет, проектор, экран.

      Кадровые условия. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают  участие все педагогические работники данного учреждения (учителя,   педагог психолог, учитель-логопед, воспитатель,   библиотекарь,   учителя музыки и физической культуры, технологии.

       Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

   

           Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

             

Информационное обеспечение осуществляется через «Дневники».            

         

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

  1. Проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей. На этом  этапе усилия администрации и педагогов направляются на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью  используется опрсы, анкетирование.  

         

  1. Организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения; ( включение широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации.)

  1. Аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;                                                                                                

    Для  работы по пяти направлениям внеурочной деятельности  МБОУ «НШ-ДС №5» использует разнообразные формы :

1.  Спортивно-оздоровительное направление:

-  День здоровья, спортивные  кружки, веселые старты, физ.минутки, беседы о ЗОЖ , соревнования. плановые осмотры детей, участие в оздоровительных процедурах.                          

2.  Общекультурное направление:  Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» театрализованные представления  на уровне класса и школы, посещение театров,  цирковых программ , кинозалов, выставок, музыкальной школы, художественной студии. экскурсии в музей, выставки.

3.  Духовно-нравственное направление:                                                                                                    - исследовательские работы, традиционные мероприятия, праздники: «Святки, Рождество,  Масленица, День славянской письменности, Пасха Красная и т.д»,этические беседы.      

4.  Социальное направление:                                                                                                 - экскурсии в музей, встречи с ветеранами, работниками ДПС, КДН,  трудовые десанты, участие ребенка в социальных акциях

5. Общеинтеллектуальное направление: общественный смотр знаний, конкурсы чтецов,  рисунков,  викторины,  познавательные и интеллектуальные игры, исследовательские работы.    

    С тем, чтобы у классного руководителя была возможность обеспечить внеурочную деятельность по всем направлениям, составляется сводная карта внеурочной деятельности

2.1.2. Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы  

Система  воспитательной  работы школы (с 1-го по 4-й кл.)  выстроена в соответствии  с направлениями.

 

Направления развития

личности

Наименование рабочей программы

Формы деятельности

Охват учащихся

Спортивно - оздоровительное

«Юные туристы»

Спортивные секции, спартакиады,

дни здоровья, беседы и мероприятия о  здоровом образе жизни и др.

1-4 класс

Общекультурное

«Путешествие в мир экологии»

Классные часы. КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели

1-4 класс

«Ключ и заря»

Классные часы. КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели,

1-4 класс

Духовно-нравственное

«Веселые нотки»

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 класс

«Радуга»

Конкурсы рисунков, выставки

1-4 класс

Социальное

«Город Мастеров»

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали, выставки

1-4 класс

Общеинтеллектуальное

«Путешествие в компьютерную долину»

Олимпиады, конференции, предметные недели,

1-4 класс

«Расчетно – конструкторское бюро»

КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели,

1-4 класс

Итого

8

4 класса

Программы внеурочной деятельности значительно обогатили систему воспитательной работы школы.

Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность  вводить и реализовывать новые программы и привлекать к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

  1. Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации.

2.2.1.Соответствие содержания внеурочной  деятельности направлениям,     зафиксированным в ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность в МБОУ «НШ-ДС №5»  реализуется через:

 

  • план внеурочной деятельности ;

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога,  логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

Направления развития

личности

Наименование рабочей программы

Формы деятельности

Мотивация выбора програм по направлениям

Спортивно - оздоровительное

«Юные туристы»

Спортивные секции, спартакиады,

дни здоровья, беседы и мероприятия о  здоровом образе жизни и др.

Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки

«Футбол»  - «Сибиряк»

Общекультурное

«Путешествие в мир экологии»

Классные часы. КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели

Ранняя профилизация, создание условий для непрерывного образования  при реализации естественно-математического  и информационно-технологического  профиля)

«Ключ и заря»

Классные часы. КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели,

Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания

Духовно-нравственное

«Веселые нотки»

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи

«Радуга»

Конкурсы рисунков, выставки

Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи

«Мастерица»                       «Сибиряк»

«Семицветик»

Социальное

«Город Мастеров»

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали, выставки

Осуществление связи с семьями и социумом, формирование традиций Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи

Общеинтеллектуальное

«Путешествие в компьютерную долину»

Олимпиады, конференции, предметные недели,

Ранняя профилизация, создание условий для непрерывного образования  при реализации естественно-математического  и информационно-технологического  профиля)

«Расчетно – конструкторское бюро»

КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. Олимпиады, конференции, предметные недели,

Развитие личности учащихся, удовлетворение потребностей семьи Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания

Итого :

8 программ внеурочной деятельности

3 кружка организованных педагогами дополнительного образования «Сибиряк»

 

Привлечение к организации внеурочной деятельности классных руководителей,      психолога  и логопеда расширяет возможности учебного плана (тренинги, социальные акции, экскурсии, ежедневные прогулки и динамические паузы).

2.2.2. Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

Для выявления потребностей родителей  в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется  план. Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы  около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.
             

2.2.3. Готовность педагогов  к  реализации  программ внеурочной деятельности.

Педагогический состав: всего 11

Учителя начальных классов  4

Учителя предметники 4

Воспитатель ГПД 1

Психолог -1

Логопед -1

                                            Уровень образования:

высшее педагогическое –  7 человек; среднее педагогическое – 4 человека; неоконченное высшее - 1

.

Стаж педагогической работы:  

от 1 до 5 лет – 1 человек;

от 5 до 10 лет – 2;

от 10 до 25 лет – 5; более 25 лет – 3

Уровень квалификации:  

высшая к/к – 6; первая к/к – 1; вторая -0;  готовятся к соответствию - 4 .

Педагогами и членами администрации пройдены курсы повышения квалификации  

Администрация                    100%

учителя начальных классов 100%    

логопед                                  100%

воспитатель ГПД                  100%

психолог                                0%

учителя предметники           75%

Данные позволяют говорить о высокой готовности педагогического коллектива к реализации программ внеурочной деятельности.

2.2.4.  Единое расписание урочной и внеурочной деятельности (1 четверть)

В учреждении создано единое расписание, позволяющее эффективно организовать работу:

ГПД

11.30 прием детей

12.00-13.30 –  выполнение домашнего задания 1-2 класс

14.30-16.00 – выполнение домашнего задания 3-4 класс

15.00-15.20 – полдник

15.20 – 16.20 –настольные игры, игры по интересам, посещение библиотеки, час общения

16.20-17.20 – прогулка

17.20- 17.30-  дежурство

2.2.5.  Рабочие программы.

Рабочие программы составляются в соответствии с Положением МБОУ «НШ-ДС №5»

2.3.Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

Педагогами школы высчитывается недельная нагрузка учащихся с целью не допущения перегрузки. Родители и учащиеся выбирают из числа предложенных программ несколько, общая нагрузка не должна превышать 10 часов. В случае, если ребенок посещает учреждения дополнительного образования города (художественные, музыкальные, спортивные школы и др.), родители предоставляют справку с указанием нагрузки и составляется индивидуальный план внеурочной деятельности для этого учащегося. Кроме того, составляется карта движения учащихся в пределах школы.

2.4.Соответствие форм  организации внеурочной  деятельности возрастным возможностям младших школьников и преодоление перегрузки.

Формами организации являются различные формы, отличающиеся от классно урочных форм. Преимущество отдается интерактивным играм, коллективным творческим делам, проектам.

2.5.  Формы представления результатов внеурочной  деятельности.

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

 

2.6.Информационная поддержка занятости учащихся во внеурочной деятельности:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей.

Размещение материалов на информационных стендах.

Оформление расписания на сайте школы.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

 Оформление стенда «Наши достижения».

Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта.

Размещение мобильной информации на сайте школы.

3.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

        Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования  зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....