Главные вкладки

    Опыты и эксперименты (1 класс) на тему:
    Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.

    Романенко Людмила Владимировна

    Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Успешность адаптации обучающихся  к школьной жизни.

    Из опыта работы учителя начальных классов

    МБОУ Стодолищенская СОШ

    Романенко Л. В.

      Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

      Актуальность выбранной темы по самообразованию определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

       Система работы по адаптации первоклассников включает следующие направления педагогической деятельности:

    - диагностическую;

    - аналитическую;

    - развивающую;

    - коррекционную;

    - консультативную.

       Реализация системы начинается уже в мае месяце (консультативная

    деятельность), когда проходит самое первое родительское собрание на тему:

    «Готов ли Ваш ребѐнок к школе?» Знакомлю родителей с советами

    психолога и педагога, раздаю карточки-советы. Устраиваю для родителей выставку книг

    под рубрикой «Подготовка ребѐнка к школе». Каждой книге даю короткую

    аннотацию, указываю на положительные стороны данной литературы,

    советую приобрести еѐ в сети магазинов. Я рекомендую родителям

    следующие книги – пособия:

    1. И.Е.Светлова «Логика».

    2. Ю.Соколова «Тесты на готовность к школе ребѐнка 6 -7 лет».

    3. Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребѐнка 5-6 лет».

    4. Л.Я.Береславский «Азбука логики».

    5. Серия пособий «Это должен знать ваш ребѐнок»:

    6. В подарок первокласснику «Здравствуй, школа!» - сборник

    стихов и песен.

    7. В подарок первокласснику «Праздник букваря» - сборник стихов.

    Это первый этап системы.

    Второй этап (развивающий) - знакомство с будущими первоклассниками

    путѐм реализации программы «Школа будущего первоклассника». Занятия провожу в

    игровой форме в первых числах июня. В основу отбора содержания занятий легли

    следующие принципы:

    - учѐт возрастных и индивидуальных особенностей;

    - практическая направленность;

    - занимательность;

    - наглядность и пр

    Проводимая работа позволила мне составить таблицу результатов

    психолого-педагогических исследований готовности к школе учащихся

     класса уже в июне месяце и наметить дальнейшую работу по

    адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы –

    диагностический.

    В первых числах сентября провожу родительское собрание «В первый класс

    – с удовольствием». Это четвѐртый этап (консультативный) 

    намеченной работы. Своѐ выступление я начинаю словами: « Дорога наша жизнь, но

    дороже детей нет ничего. Так давайте остановимся на некоторых важных

    аспектах воспитания. Ваш малыш теперь школьник. Как помочь ему

    преодолеть страх и быстрее привыкнуть к новой обстановке?»

    Анкетирование родителей (пятый этап) провожу следом за собранием в

    сентябре месяце.

    Той информации, которую уже получила относительно детей, недостаточно,

    поэтому я попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы.

    Причѐм сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы.

    Это поможет мне лучше узнать ребѐнка, постараться предугадать, где ученик

    может «споткнуться». Я не просто раздаю анкеты, а объясняю важность

    своей просьбы.Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я к заранее

    отпечатанному вопроснику обязательно прилагаю короткое обращение. В нѐм я

    убеждаю родителей, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в

    интересах ребѐнка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую

    они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.

    Родители в ответ на такое доверительное обращение сделали шаг навстречу и

    помогли глубже узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания,

    проблемы, которые могут возникнуть в овладении чтением и письмом. Для

    себя я сделала следующие выводы:

     Все родители добросовестно выполнили задание и составили

    подробные характеристики своих детей.

     Они знают характер, интересы, друзей своего ребѐнка.

     Особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует

    обратить внимание учителя как классного руководителя.

     Во всех семьях стараются давать детям посильные для их возраста

    задания (убрать свои игрушки, полить цветы и т. д.). У детей есть

    обязанности.

     Большинство семей содержат домашних животных.

     Почти все родители указали на тот факт, что их дети много времени

    проводят у экранов телевизора или компьютера. Тревожный факт –

    тема для родительского собрания.

     Если родители хорошо знают своих детей, заинтересованы в их

    дальнейшем воспитании, развитии умственных и творческих

    способностей – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях

    царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не

    испытывают трудностей в воспитании своих детей.

    Пятый этап плавно переходит в шестой – развивающий, он является наиболее

    важным.

    Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические

    требования к условиям обучения школьников в различных видах

    современных общеобразовательных учреждений», введѐнных приказом

    Минздрава России, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3

    урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом

    классе четырѐхлетней начальной школы» сказано - « … Остальное время

    заполнять целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,

    развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического

    напряжения школьников предлагается на четвѐртых уроках использовать не

    классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

    В течение восьми недель (сентябрь и октябрь) я проводила последними

    часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме игр,

    экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:

     Экскурсия по школьному двору и на спортивную площадку. Игра «Как

    найти свой класс?», « Кто первый?», «Кто дальше, кто выше, кто

    больше?»- прогулка.

     Дорога из дома в школу и из школы домой. Правила дорожного движения –

    прогулка.

     Прогулка на пришкольный участок. «Золотые краски осени».

     Игра «В художника и зрителя » - урок изобразительного искусства и

    художественного труда.

     «Разновидности деревьев», экскурсия- урок ознакомления с

    окружающим миром.

    Седьмой этап работы – тестирование детей – диагностика по оценке

    уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребѐнка по

    отношению к самому себе. Выявляются неадаптированные учащиеся.

    В конце первого учебного месяца я беседую с каждым учеником и

    выясняю его желание учиться или насколько ему комфортно в школе.

    Тест называется - «В школу как на праздник или на пытку?»

    Прошу ответить на вопросы «да» или «нет».

    За ответ «да» начисляю по 2 балла (кроме вопроса №7, здесь баллы

    начисляю за ответ «нет»). За «нет» - 0.

    1. Любишь ли ты ходить в школу?

    2. Хвалит ли тебя учитель?

    3. У тебя есть в классе друг (подруга)?

    4. Тебе нравится твой портфель?

    5. Ты любишь отвечать у доски?

    6. На переменах тебе весело?

    7. Бывает ли, что тебе хочется домой?

    8. Тебе нравятся твои одноклассники?

    9. Пошѐл бы ты в школу простуженным, если бы мама разрешила?

    10.Тебе звонят твои одноклассники?

    Подсчитываю набранные баллы. Если их больше 12 – ребѐнок хорошо

    адаптирован и нормально вживлѐн в коллектив. Если меньше 12 – возможно,

    у него существуют проблемы общения. Моя задача попытаться узнать

    подробнее, часто плохие отношения с одноклассниками могут стать

    причиной неуспеваемости. Воспользовавшись тестом, можно поговорить с

    ребѐнком о его школьных и личных проблемах. Все учащиеся моего класса набрали

    более12 баллов.

    Восьмым этапом системы является -изучение самочувствия и

    эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.

    На основании проводимых приѐмов можно сделать вывод: проходит ли

    процесс адаптации успешно или нет. Я считаю, что в 1 а классе

    адаптационный период проходит успешно.

    Мои дети живут в школе « здесь и теперь», поэтому мне надо сделать так,

    чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания и

    умения. На уроке, мне нужно создать обстановку доверия, уверенности в

    успехе, организовать деятельность детей, а не их поведение. 18 ноября 2013 года я дала

    открытый урок на район по обучению грамоте (литературное чтение), где попыталась

    показать наглядно свою систему работы по адаптации учащихся.

    Система работы в период адаптации позволяет мне использовать на уроках

    различные упражнения (это девятый этап - развивающий), которые ведут к :

     Развитию концентрации внимания:

    1. Дети на слух заучивают за учителем стихи, выполняя движения -

    жесты руками (уроки чтения, окружающего мира).

    2. Дети получают газетную или журнальную вырезку с напечатанным

    текстом и по заданию учителя зачѐркивают букву (например – д).

    Затем делают более сложные упражнения:

     букву а - подчеркни, букву н - зачеркни;

     гласные подчеркни одной чертой, согласные – двумя;

     звонкие согласные подчеркни - синим цветом, глухие – зелѐным

    (уроки чтения и письма).

    4. Дети списывают (без ошибок): Еналстаде, енадслат, етальтаррс

    (уроки письма).

    5. Дети выбирают и подчѐркивают слог се: ст ее со се ее со се се ос

    ее ис ( уроки письма). Усложнение - по команде учителя «Треугольник!» - дети должны

    удерживать в поле зрения только треугольник (тренируется

    переключение внимания), (уроки математики и конструирования).

     Развитию умения работать по образцу.

    Предлагаю зрительные графические диктанты (уроки математики и

    конструирования).

     Развить фонематический слух и артикуляцию помогают

    специальные упражнения и задания, используемые на уроках

    чтения и письма.

    Упражнение «Спортсмен».

    Спортсмен бежит по стадиону. Рот закрыт. В течение 30 секунд

    язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30

    секунд – против часовой стрелки.

    Упражнение «Уколы».

    Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щѐк.

    Упражнение «Гусѐнок».

    Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.

    Какой ребѐнок не любит представления, шоу, праздники? Конечно же, все

    дети их обожают! Они ждут всегда чего-то: необычного, сказочного,

    волшебного и обязательно призов, и подарков.

    Поэтому следующим этапом, десятым - я выбираю подготовку и проведение

    утренника «Посвящение в первоклассники». Его проведение приходится на

    конец сентября или начало октября. Раздаю детям стихи, разучиваю с ними

    песни, рассказываю о конкурсах. Стараюсь включить в работу всех

    первоклассников без исключения. В помощь себе подключаю родителей. А сама

    обязательно готовлю для детей скромные сувениры. Обычно это сертификаты. Надеюсь,

    что праздник сплотит детский коллектив, поселит в душах детей радость, а заодно и

    сплотит родительский коллектив.

    Продолжаю - утренником «Прощание с Азбукой». Он проходит по

    завершению периода обучения грамоте.

    Индивидуальные беседы с родителями, немаловажный этап системы работы

    – это консультативная педагогическая деятельность, которая ведѐтся на

    протяжении всего учебного года, поэтому конкретные сроки не указываю.

    Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками,

    поэтому помимо родительских собраний я провожу в конце каждой четверти

    и по необходимости индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что

    родители в беседе со мной (один на один) более раскованы, более

    разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребѐнке, о его удачах и

    неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.

    Итогом всей системы работы по успешной адаптации детей в

    школе, я считаю выступление на методическом объединении учителей начальных

    классов школы, как обмен опытом и объявление результатов диагностики детей.

     Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твѐрдой

    уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников –

    невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял

    короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в

    школе.

    Всѐ, о чѐм я рассказала, лишь схема организации жизни детей в классе.

    Творчество детей, родителей и учителя раскрашивают эту работу в

    разнообразные тона. И тогда повседневные дела становятся осмысленными,

    интересными, нужными для всех.

    Список литературы.

    Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.

    2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.

    3. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.

    4. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.

     5. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24.

    6. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16.

    7. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.

    8. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.

    9. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.

     10. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.

    11. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.

    12. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.

    13. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя начальных классов Антиповой А.Л.

    В данной работе обобщен опыт работы по проблеме "Повышение эффективности обучения младших школьников". Использую в работе проблемно-поисковые, рефлексивные, информационн-коммуникативные, наглядные и д...

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

    "Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

    Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

      В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

    Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

    Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

    Введение первоклассников в школьную жизнь. Из опыта работы учителя начальных классов Голиковой Елены Владимировны

    Знакомство с основными школьными правилами. Приобретение  навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ко...

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

    Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...