Главные вкладки

    Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.
    опыты и эксперименты (1 класс) на тему

    Романенко Людмила Владимировна

    Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Успешность адаптации обучающихся  к школьной жизни.

    Из опыта работы учителя начальных классов

    МБОУ Стодолищенская СОШ

    Романенко Л. В.

      Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

      Актуальность выбранной темы по самообразованию определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

       Система работы по адаптации первоклассников включает следующие направления педагогической деятельности:

    - диагностическую;

    - аналитическую;

    - развивающую;

    - коррекционную;

    - консультативную.

       Реализация системы начинается уже в мае месяце (консультативная

    деятельность), когда проходит самое первое родительское собрание на тему:

    «Готов ли Ваш ребѐнок к школе?» Знакомлю родителей с советами

    психолога и педагога, раздаю карточки-советы. Устраиваю для родителей выставку книг

    под рубрикой «Подготовка ребѐнка к школе». Каждой книге даю короткую

    аннотацию, указываю на положительные стороны данной литературы,

    советую приобрести еѐ в сети магазинов. Я рекомендую родителям

    следующие книги – пособия:

    1. И.Е.Светлова «Логика».

    2. Ю.Соколова «Тесты на готовность к школе ребѐнка 6 -7 лет».

    3. Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребѐнка 5-6 лет».

    4. Л.Я.Береславский «Азбука логики».

    5. Серия пособий «Это должен знать ваш ребѐнок»:

    6. В подарок первокласснику «Здравствуй, школа!» - сборник

    стихов и песен.

    7. В подарок первокласснику «Праздник букваря» - сборник стихов.

    Это первый этап системы.

    Второй этап (развивающий) - знакомство с будущими первоклассниками

    путѐм реализации программы «Школа будущего первоклассника». Занятия провожу в

    игровой форме в первых числах июня. В основу отбора содержания занятий легли

    следующие принципы:

    - учѐт возрастных и индивидуальных особенностей;

    - практическая направленность;

    - занимательность;

    - наглядность и пр

    Проводимая работа позволила мне составить таблицу результатов

    психолого-педагогических исследований готовности к школе учащихся

     класса уже в июне месяце и наметить дальнейшую работу по

    адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы –

    диагностический.

    В первых числах сентября провожу родительское собрание «В первый класс

    – с удовольствием». Это четвѐртый этап (консультативный) 

    намеченной работы. Своѐ выступление я начинаю словами: « Дорога наша жизнь, но

    дороже детей нет ничего. Так давайте остановимся на некоторых важных

    аспектах воспитания. Ваш малыш теперь школьник. Как помочь ему

    преодолеть страх и быстрее привыкнуть к новой обстановке?»

    Анкетирование родителей (пятый этап) провожу следом за собранием в

    сентябре месяце.

    Той информации, которую уже получила относительно детей, недостаточно,

    поэтому я попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы.

    Причѐм сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы.

    Это поможет мне лучше узнать ребѐнка, постараться предугадать, где ученик

    может «споткнуться». Я не просто раздаю анкеты, а объясняю важность

    своей просьбы.Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я к заранее

    отпечатанному вопроснику обязательно прилагаю короткое обращение. В нѐм я

    убеждаю родителей, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в

    интересах ребѐнка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую

    они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.

    Родители в ответ на такое доверительное обращение сделали шаг навстречу и

    помогли глубже узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания,

    проблемы, которые могут возникнуть в овладении чтением и письмом. Для

    себя я сделала следующие выводы:

     Все родители добросовестно выполнили задание и составили

    подробные характеристики своих детей.

     Они знают характер, интересы, друзей своего ребѐнка.

     Особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует

    обратить внимание учителя как классного руководителя.

     Во всех семьях стараются давать детям посильные для их возраста

    задания (убрать свои игрушки, полить цветы и т. д.). У детей есть

    обязанности.

     Большинство семей содержат домашних животных.

     Почти все родители указали на тот факт, что их дети много времени

    проводят у экранов телевизора или компьютера. Тревожный факт –

    тема для родительского собрания.

     Если родители хорошо знают своих детей, заинтересованы в их

    дальнейшем воспитании, развитии умственных и творческих

    способностей – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях

    царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не

    испытывают трудностей в воспитании своих детей.

    Пятый этап плавно переходит в шестой – развивающий, он является наиболее

    важным.

    Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические

    требования к условиям обучения школьников в различных видах

    современных общеобразовательных учреждений», введѐнных приказом

    Минздрава России, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3

    урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом

    классе четырѐхлетней начальной школы» сказано - « … Остальное время

    заполнять целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,

    развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического

    напряжения школьников предлагается на четвѐртых уроках использовать не

    классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

    В течение восьми недель (сентябрь и октябрь) я проводила последними

    часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме игр,

    экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:

     Экскурсия по школьному двору и на спортивную площадку. Игра «Как

    найти свой класс?», « Кто первый?», «Кто дальше, кто выше, кто

    больше?»- прогулка.

     Дорога из дома в школу и из школы домой. Правила дорожного движения –

    прогулка.

     Прогулка на пришкольный участок. «Золотые краски осени».

     Игра «В художника и зрителя » - урок изобразительного искусства и

    художественного труда.

     «Разновидности деревьев», экскурсия- урок ознакомления с

    окружающим миром.

    Седьмой этап работы – тестирование детей – диагностика по оценке

    уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребѐнка по

    отношению к самому себе. Выявляются неадаптированные учащиеся.

    В конце первого учебного месяца я беседую с каждым учеником и

    выясняю его желание учиться или насколько ему комфортно в школе.

    Тест называется - «В школу как на праздник или на пытку?»

    Прошу ответить на вопросы «да» или «нет».

    За ответ «да» начисляю по 2 балла (кроме вопроса №7, здесь баллы

    начисляю за ответ «нет»). За «нет» - 0.

    1. Любишь ли ты ходить в школу?

    2. Хвалит ли тебя учитель?

    3. У тебя есть в классе друг (подруга)?

    4. Тебе нравится твой портфель?

    5. Ты любишь отвечать у доски?

    6. На переменах тебе весело?

    7. Бывает ли, что тебе хочется домой?

    8. Тебе нравятся твои одноклассники?

    9. Пошѐл бы ты в школу простуженным, если бы мама разрешила?

    10.Тебе звонят твои одноклассники?

    Подсчитываю набранные баллы. Если их больше 12 – ребѐнок хорошо

    адаптирован и нормально вживлѐн в коллектив. Если меньше 12 – возможно,

    у него существуют проблемы общения. Моя задача попытаться узнать

    подробнее, часто плохие отношения с одноклассниками могут стать

    причиной неуспеваемости. Воспользовавшись тестом, можно поговорить с

    ребѐнком о его школьных и личных проблемах. Все учащиеся моего класса набрали

    более12 баллов.

    Восьмым этапом системы является -изучение самочувствия и

    эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.

    На основании проводимых приѐмов можно сделать вывод: проходит ли

    процесс адаптации успешно или нет. Я считаю, что в 1 а классе

    адаптационный период проходит успешно.

    Мои дети живут в школе « здесь и теперь», поэтому мне надо сделать так,

    чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания и

    умения. На уроке, мне нужно создать обстановку доверия, уверенности в

    успехе, организовать деятельность детей, а не их поведение. 18 ноября 2013 года я дала

    открытый урок на район по обучению грамоте (литературное чтение), где попыталась

    показать наглядно свою систему работы по адаптации учащихся.

    Система работы в период адаптации позволяет мне использовать на уроках

    различные упражнения (это девятый этап - развивающий), которые ведут к :

     Развитию концентрации внимания:

    1. Дети на слух заучивают за учителем стихи, выполняя движения -

    жесты руками (уроки чтения, окружающего мира).

    2. Дети получают газетную или журнальную вырезку с напечатанным

    текстом и по заданию учителя зачѐркивают букву (например – д).

    Затем делают более сложные упражнения:

     букву а - подчеркни, букву н - зачеркни;

     гласные подчеркни одной чертой, согласные – двумя;

     звонкие согласные подчеркни - синим цветом, глухие – зелѐным

    (уроки чтения и письма).

    4. Дети списывают (без ошибок): Еналстаде, енадслат, етальтаррс

    (уроки письма).

    5. Дети выбирают и подчѐркивают слог се: ст ее со се ее со се се ос

    ее ис ( уроки письма). Усложнение - по команде учителя «Треугольник!» - дети должны

    удерживать в поле зрения только треугольник (тренируется

    переключение внимания), (уроки математики и конструирования).

     Развитию умения работать по образцу.

    Предлагаю зрительные графические диктанты (уроки математики и

    конструирования).

     Развить фонематический слух и артикуляцию помогают

    специальные упражнения и задания, используемые на уроках

    чтения и письма.

    Упражнение «Спортсмен».

    Спортсмен бежит по стадиону. Рот закрыт. В течение 30 секунд

    язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30

    секунд – против часовой стрелки.

    Упражнение «Уколы».

    Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щѐк.

    Упражнение «Гусѐнок».

    Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.

    Какой ребѐнок не любит представления, шоу, праздники? Конечно же, все

    дети их обожают! Они ждут всегда чего-то: необычного, сказочного,

    волшебного и обязательно призов, и подарков.

    Поэтому следующим этапом, десятым - я выбираю подготовку и проведение

    утренника «Посвящение в первоклассники». Его проведение приходится на

    конец сентября или начало октября. Раздаю детям стихи, разучиваю с ними

    песни, рассказываю о конкурсах. Стараюсь включить в работу всех

    первоклассников без исключения. В помощь себе подключаю родителей. А сама

    обязательно готовлю для детей скромные сувениры. Обычно это сертификаты. Надеюсь,

    что праздник сплотит детский коллектив, поселит в душах детей радость, а заодно и

    сплотит родительский коллектив.

    Продолжаю - утренником «Прощание с Азбукой». Он проходит по

    завершению периода обучения грамоте.

    Индивидуальные беседы с родителями, немаловажный этап системы работы

    – это консультативная педагогическая деятельность, которая ведѐтся на

    протяжении всего учебного года, поэтому конкретные сроки не указываю.

    Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками,

    поэтому помимо родительских собраний я провожу в конце каждой четверти

    и по необходимости индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что

    родители в беседе со мной (один на один) более раскованы, более

    разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребѐнке, о его удачах и

    неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.

    Итогом всей системы работы по успешной адаптации детей в

    школе, я считаю выступление на методическом объединении учителей начальных

    классов школы, как обмен опытом и объявление результатов диагностики детей.

     Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твѐрдой

    уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников –

    невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял

    короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в

    школе.

    Всѐ, о чѐм я рассказала, лишь схема организации жизни детей в классе.

    Творчество детей, родителей и учителя раскрашивают эту работу в

    разнообразные тона. И тогда повседневные дела становятся осмысленными,

    интересными, нужными для всех.

    Список литературы.

    Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.

    2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.

    3. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.

    4. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.

     5. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24.

    6. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16.

    7. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.

    8. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.

    9. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.

     10. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.

    11. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.

    12. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.

    13. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

    Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

    Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

    Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

    Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

    Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

    "Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

    Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

      В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

    Введение первоклассников в школьную жизнь. Из опыта работы учителя начальных классов Голиковой Елены Владимировны

    Знакомство с основными школьными правилами. Приобретение  навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ко...