Слушаю и говорю/ Е.Н. Мацько // Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2006.-№10.-С.9
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu_na_zametku.docx94.66 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Елена МАЦЬКО,

учитель начальных классов,

г. Нижневартовск,

Ханты-Мансийский авт. округ

Слушаю и говорю

Очень часто учителя жалуются на то, что дети не умеют слушать друг друга, плохо строят высказывания. Сами по себе ученики не приобретут умения слушать и говорить – этому их надо систематически обучать. Приводим примеры упражнений, способствующих развитию обозначенных умений у младших школьников.

Упражнение 1

СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ

Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем сокращают предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание, например:

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда предложение сокращалось?

Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит правило: сокращать предложение можно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.

Упражнение 2

ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и разное предложение».

Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты. Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.

Упражнение 3

ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО

Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:

Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Девочки пришли из школы.

Сыновья пришли из школы.

Данное упражнение вырабатывает умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовит к сознательному восприятию текста и к пересказам.

Упражнение 4

ПОСЛУШАЙ, ЗАПОМНИ, ОТВЕТЬ: ВСE ЛИ ВЕРНО?

Дети слушают предложения и определяют: может ли в действительности быть то, что описано? Если да, то когда и где это может происходить? Если описанного не может быть, то надо доказательно объяснить, что это небыль или несуразица, например:

Выпал снег, Алeша вышел загорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошeл дождь.

Данное упражнение нацелено на развитие внимания к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.

Выполнив учебные упражнения, дети смогут организовать игру «Различай были и небылицы, замечай несуразицы».

Материал для игры дети подбирают сами.

Упражнение 5

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например:

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

Упражнение формирует умение быстро усваивать смысл читаемого, читать по догадке, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.

Упражнение 6

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Предполагается, что возможно множество вариантов ответов или всего один случай, например:

Девочка шла по …

Девочка шла по тропинке домой.

Девочка шла по лесу и напевала.

Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.

Девочка шла по узкой горной тропинке.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября

Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....

Первое сентября в первом классе

Данная разработка первого урока в 1-ом классе поможет организовать праздничное начало учебной деятельности первоклассников, задать эмоциональный настрой, пробудить интерес к ш...

Занятие кружка «Риторика» во 2 классе по теме: «Слушаем, как говорят»

На этом занятии мы учим детей слушать говорящего, обращая внимание не только на содержание речи, но и на мимику, жесты, позу. Дети должны понять, как важно внимательно слушать в разных ситуациях общен...

Разработка первого урока "Первое сентября- День первоклассников"

Первое сентября-один из самых замечательных дней в жизни каждого человека ,а особенно первоклассников и нас - учителей, ведь мы считаем годы от сентября до сентября.Это день красивых букетов, т...

Опыт участия в мероприятиях, проводимых издательским домом "Первое сентября"

Доклад зачитан на педагогическом совете школы в 2011-2012 учебном году...

"Первый раз в первый класс " сценарий торжественной линейки 1 сентября для начальной школы.

Сценарий линейки на 1 сентября 30 минут для начальной школы....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...