Программа дополнительного образования детей "Клуб интеллект"
рабочая программа на тему

                                                   Пояснительная записка. 

 Актуальность , педагогическая целесообразность программы.

Развития познавательных способностей у детей школьного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, т.е. научить ребенка думать и размышлять. Для развития навыков  эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых  и новых задач». 
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из  школы  человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.  Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.
Проблема. 
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Приоритетным направлением в моей работе является развитие и своевременная коррекция  развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей  младнешкольного возраста.

Восприятие  и пространственное мышление - это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.

Поэтому, усилия педагогов в школе  по развитию логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения  разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются лечить следствие, а не первоначальную причину слабой неуспеваемости.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение -  один из ведущий каналов получения информации о внешнем мире.

Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга. Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития , родовыми или послеродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка), приводит не только к нарушению наглядного отражения мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами.

Поэтому развитие или компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Оказывается  природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый  здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери , когда с учебой у детей плохо.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. Но только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры когда начинают функционировать те или иные способности, по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем легче происходит образование связей, а с возрастом новым связям образовываться все труднее и труднее. Это явление называется   НЕОБРАТИМОЕ  УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика показывает, что именно те дети, которые уже до школы, обладали высоким уровнем развития зрительно моторного восприятия и пространственного мышления, впоследствии не испытывают трудностей в учебе.

. Ведь именно в раннем детстве малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Чему родители отдадут предпочтение  в обучении: чтению, письму, математике, иностранным языкам т.е. развитию исполнительских способностей или развитию зритель- моторного, слухового и тактильного восприятия и пространственного мышления . А когда эти способности будут развиты, тогда ребенок будет готов развить у себя сам творческие способности  в процессе самосовершенствования, саморазвития. Только так формируются и вырастают таланты и тем более гении.

И перед наши государством, школой, воспитателями и родителями  вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех , кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем  в освоении математике,  в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко  постигает  азы информатики,  хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика- это ЖИЗНЬ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_intellekt.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ, СОШ №1985

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Клуб «Интеллект»

                                 

                                                    Составитель программы:

педагог-психолог Володина Татьяна Владимировна

                               

УТВЕРЖДЕНО печать/подпись______________

директор._______________

зам. директора по ._____________

_____________ Г.Москва

                                        

                                                   Пояснительная записка. 

 Актуальность , педагогическая целесообразность программы.

Развития познавательных способностей у детей школьного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, т.е. научить ребенка думать и размышлять. Для развития навыков  эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых  и новых задач». 
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из  школы  человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.  Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.
Проблема. 
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Приоритетным направлением в моей работе является развитие и своевременная коррекция  развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей  младнешкольного возраста.

Восприятие  и пространственное мышление - это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.

Поэтому, усилия педагогов в школе  по развитию логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения  разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются лечить следствие, а не первоначальную причину слабой неуспеваемости.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение -  один из ведущий каналов получения информации о внешнем мире.

Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга. Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития , родовыми или послеродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка), приводит не только к нарушению наглядного отражения мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами.

Поэтому развитие или компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Оказывается  природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый  здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери , когда с учебой у детей плохо.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. Но только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры когда начинают функционировать те или иные способности, по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем легче происходит образование связей, а с возрастом новым связям образовываться все труднее и труднее. Это явление называется   НЕОБРАТИМОЕ  УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика показывает, что именно те дети, которые уже до школы, обладали высоким уровнем развития зрительно моторного восприятия и пространственного мышления, впоследствии не испытывают трудностей в учебе.

. Ведь именно в раннем детстве малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Чему родители отдадут предпочтение  в обучении: чтению, письму, математике, иностранным языкам т.е. развитию исполнительских способностей или развитию зритель- моторного, слухового и тактильного восприятия и пространственного мышления . А когда эти способности будут развиты, тогда ребенок будет готов развить у себя сам творческие способности  в процессе самосовершенствования, саморазвития. Только так формируются и вырастают таланты и тем более гении.

И перед наши государством, школой, воспитателями и родителями  вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех , кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем  в освоении математике,  в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко  постигает  азы информатики,  хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика- это ЖИЗНЬ».

  1. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления. 
     Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко). 
    Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать. 
    Восприятие  это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. 
    Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. 
    Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. 
    Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления. 
    Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения. 
    Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. 
     Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: 
    Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков. 
    Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 
    Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. 
    Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. 
    Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. 

    Цель программы:  Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности, научить ребенка мыслить,  дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач по средствам  интеллектуальных игр

Задачи программы конкретизируют цель и подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные.

Обучающие:

-учить мыслить объемными фигурами; 

-понимать, что такое план, карта, чертеж;

-учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи на математическом и жизненном материале ;

-  научить детей пользоваться методами, позволяющими отойти от шаблонности мышления;

Развивающие: 

-развитие творческих и интеллектуальных способностей;

-развивать зрительное восприятие и пространственное мышление; 

-развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний

Воспитательные:

-воспитать  позитивные личностные качества : терпение, аккуратность, точность, усидчивость,  лидерские качества, целеустремленность к приобретению новых знаний и умений; 

-воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Особенности и новизна программы. 

      Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций ученых и практиков, работающих с детьми : Д.Б. Богоявленской, Б.П.Никитина, Ш.Амоношвили, Ю.Н. Белехова, А.И. Савенкова, а так же в программе А.З.Зака,  А.В.Белошистая , Золтан Дьениша , В.Воскобовича и др.

В программе предусмотрено использование  большого разнообразия  развивающих игр, головоломок, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:

-   использование игр на основе викторин различного типа с обновляемым банком вопросов и  заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

-  активное участие обучающихся в соревнованиях по интеллектуальным играм различного уровня, их участие в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе общеобразовательного учреждения, где они пребывают

- активное сотрудничество с родителями и педагогами

      В первый  год обучения основной упор делается на развитие  или коррекцию  развития зрительного восприятия  ,а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. А как известно « ум находится на кончиках пальцев». На втором году обучения акцент на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения. На третьем и четвертом годах обучения основное внимание уделяется развитию логического и прстранственного  мышления, творческих способностей и практической деятельности детей.

Постоянно обновляемый банк интеллектуально развивающихся игр и головоломок , ориентация на способности ребенка определили широту учебно-тематического плана программы: педагог вправе выбирать задания, соответствующие уровню знаний и способностям детей конкретной группы, делать упор на развитие тех или иных граней интеллекта .

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1-2 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью  45 минут.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.
  • Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. 5 мин

Режим занятий– 1 занятие в неделю, продолжительностью45 минут.

 Ожидаемые результаты

Есть великая формула  К. Э. Циалковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные.» Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобразительного и исследовательского таланта. В процессе занятий у ребенка сформируется  общая осведомленность, любознательность, сообразительность, он сможет анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения. 
В результате проведения занятии клуба интеллект  дети будут уметь:

- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы 

окружающей действительности  

- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся

справа, слева, вверху, внизу;

-разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим

свойством;

-сопоставлять части и целое для предметов и действий;

-называть главную функцию (назначение) предметов;

- расставлять события в правильной последовательности;

-выполнять перечисляемую или изображенную последовательность

действий;

- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- находить ошибки в неправильной последовательности простых

действий;

-проводить аналогию между разными предметами;

- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,

рассуждать.

- работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения  к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН   ПРОГРАММЫ

№ занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

1

Развитие мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка опосредованной памяти.

1

2

Развитие мышления.

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

3

Тренировка зрительной памяти.  

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

4

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Тренировка распределения и избирательности внимания.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

5

Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

6

Развитие творческого мышления, операции сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Пространственные представления.

1

7

Развитие мышления,  мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти.

Развитие внутреннего плана действия.

1

8

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений.

1

9

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

1

10

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений.

1

11

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти.

1

12

Тренировка опосредованной вербальной памяти.

Развитие вербально-понятийного мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

13

Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

14

Развитие мышления (процессов обобщения). 

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений.

1

15

Развитие мышления (процессы обобщения). 

Способность мыслить последовательно, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия.

1

16

Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

17

Определение отношений между понятиями «род-вид». 

Тренировка опосредованной памяти.

Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

18

Определение отношений  между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

19

Контрольная работа вербально-понятийного (обобщения). Развитие наглядно-образного мышления,  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

20

Определение отношений  между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать.

1

21

Определение отношений  между понятиями «целое-часть».

Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений.

1

22

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

23

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). 

Тренировка зрительной памяти, внимания.

Установление закономерностей.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

24

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей.

Развитие внутреннего плана действия.

Тренировка внимания.

1

25

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей, сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания.

1

26

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Развитие речи (омонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выделять главное.

Развитие пространственных представлений, произвольной сферы.

1

27

Причинно-следственные отношения между понятиями. 

Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти

1

28

Тренировка слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза.

1

29

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Способность рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

30

Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное).

Развитие внутреннего плана действий.

1

31

Тренировка логической памяти. Развитие произвольности.

Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства),  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

32

Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

33

Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания.  

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

34

Контрольная работа (отношения целое-часть, аналогии, рядоположенности).  Развитие пространственных представлений.

Тренировка внимания.

1

  Литература, используемая при составлении программы:1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
  3. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  5. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
  6. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  7. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  8. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  9. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  12. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  13. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
  14. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
  15. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
  16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
  17. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
  18.  Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
  19. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...