Консультация для педагогов «Методы проектно-технологического обучения»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал содержит информацию  для педагогов по методам проектно-технологического обучения», которые подразделяются на традиционные и инновационные. В тексте консультации содержится характеристика каждого из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_maam_iyun.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Методы проектно-технологического обучения».

Традиционные методы.

  1. Вербальные методы основаны на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Использование словесных методов обучения предполагает наличие у учителя хорошей дикции, культуры речи. Большую роль играют темп,  чёткость,  ясность,  краткость,  выразительность,  образность,  эмоциональность речи. Основными приёмами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование.
  2. Демонстрация представляет собой совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также  в представлении им определённых явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков.
  3. Практические методы связаны с выполнением учащимися творческих проектов и предусматривают максимум их самостоятельности и активности. Выполнение практических работ требуют значительного количества учебного времени.
  4. Самостоятельные наблюдения как метод обучения применяются при длительном изучении технологических процессов в естественных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действий машин, аппаратуры.
  5. Самостоятельная работа учащихся с литературой по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения,  закрепления и углубления необходимых специальных знаний.
  6. Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приёмов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования и отработки приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность, сознательность, системность.
  7. Исторический метод. Необходимо восстановить исторические этапы возникновения и развития тех или иных технологических систем и объектов, любой предмет венчает цепь размышлений, изобретений, терпеливых усилий человека. Этот метод предполагает ознакомление учащихся с историческими документами, материалами, экспонатами, художественными произведениями.

Инновационные методы.

  1. Метод творческих проектов - это гибкая система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую  самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Этот процесс предполагает выполнение учебных творческих проектов.
  2. Дизаёйн-аналаз - исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответы на вопросы: «Почему данное изделие именно такое, какое оно есть?», «Какие принципы лежат в основе его работы?». Дизайнерские свойства изделия включают в себя: материалы, текстуру, форму, композицию, цветоощущение, нюансы.
  3. Метод морфологического анализа заключается в том, что в технической системе выделяют несколько характерных для неё признаков. По каждому выделяют несколько возможных вариантов. Альтернативные варианты перебирают, составляя из них различные сочетания. Таким образом, выделяются новые варианты решения задачи. Признаки располагаются в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком. Это позволяет лучше представить поисковое поле. Следовательно, морфологический анализ- это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация.
  4. Метод мозговой атаки также является одним из эффективных способов решения творческих задач в проектной деятельности. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву. Организация метода мозговой атаки включает в себя следующие действия: а) разделить участников на 2 группы - группу «генераторов идей» и группу «экспертов»; б) ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы она не была; в) провести мозговой штурм, за отведённое время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются в протоколе или на магнитной доске, «эксперты» должны провести экспертизы и отбор идей, в наибольшей степени способствующих решению поставленной проблемы. Таким образом, осуществляется метод мозгового штурма. Существует также метод обратной мозговой атаки, целью которого является выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критики «экспертов», что позволяет выявить и устранить возможные его недостатки.
  5.  Метод фокальных объектов относиться к ассиативным методам поиска технологических решений. Слово «фокальный» означает, что объект находиться в фокусе вашего внимания. Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в  результате чего получается необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.
  6. Функциональная стоимость анализа - это метод системного исследования объекта, направленный на снижение затрат в сфере проектирования, производства и эксплуатации при сохранении качества и полезности объекта для потребителя.  Цель- определение непроизводительных затрат или издержек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований к бедующему проекту. Функциональная стоимость анализ особенно полезен при изучении экономических аспектов проектной деятельности.
  7. Алгоритмический метод направлен на решение задач в строго определённой последовательности. Направленность, исследовательский характер и активизация мышления достигаются при этом ориентацией на идеальный конечный продукт. Суть этого метода состоит в том, что при составлении идеального и реального можно выявить технологическое противоречие или его причину и устранить их, перебрав относительно небольшое число вариантов при помощи уже существующей последовательности действий.
  8. Методы информационной поддержки в проектном обучении может быть широко использован по следующим направлениям: выбор тем и объектов, подбор материалов и инструментов, поиск технологии изготовления объектов, конструирование объектов с помощью ЭВМ, оформление творческого проекта, выход в интернет с целью сравнения зарубежных аналогов.
  9. Метод временных ограничений основан на учёте временного фактора в процессе деятельности: в зависимости от индивидуальных различий временные ограничения могут вызывать повышения активности и достижение более высоких результатов.
  10. Метод внезапных запрещений состоит в том, что на определённом этапе запрещается использовать в своих действиях механизмы, что ведёт к разрушению привычных штампов в конструкторской деятельности, возможности применения хорошо знакомых типов устройств, узлов, деталей.
  11. Метод скоростного эскезирования предполагает рисование всего того, что ученик представляет в тот или иной момент проектирования. В процессе использования приёма требуется как можно чаще делать зарисовки возникающих идей. Это способствует более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса конструкторского творчества.
  12. Метод новых вариантов заключается в  требовании выполнить задания по- другому, найти новые варианты его выполнения, когда имеется несколько вариантов решения.
  13. Метод информационной насыщенности основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.  
  14. Метод информационной недостаточности состоит в том, что исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных. Применяется тогда, когда ставиться задача особой активности на первых этапах проектной деятельности школьников.
  15. Метод абсурда заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую конструкторскую задачу.
  16. Метод рекодификации создаёт новые и оригинальные идеи, связанные с фактором «перевода» явлений, основывается на понятии «матрица открытий». Рекодификацию можно определить как переход с одного языка на другой. Он не может быть языком всех рекодификаций. Это может быть также графическое представление, схемы, таблицы, диаграммы. В процессе обучения школьников выполнению творческих проектов успешно могут быть применены методы группового решения творческих задач.
  17. Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. Для этого от членов группы требуется дать оценку каждой альтернативе в определённой последовательности. Этапы деятельности: а) каждый участник высказывается своё мнение и ранжирует альтернативы по степени значимости; б) альтернативы оцениваются по 10 шкале; в) оба результата перемножаются между собой; г) находиться сумма произведений. Наименьшая сумма укажет на причину, которую надо устранять в первую очередь. Для удобства целесообразно заполнять нижеследующую таблицу.

Матрица выбора альтернатив

Уо

Альтернативы

1

2

3

4

5

р.

б

П.

р.

б

п

р.

б

п

р.

б

п

р.

б

п

А

4

7

28

3

4

12

1

1

1

2

3

6

5

10

50

Б

5

2

10

3

6

18

2

7

14

1

10

10

4

4

16

В

2

8

16

1

1

1

4

3

12

3

4

12

5

2

10

Г

5

10

50

4

5

20

3

4

12

2

3

6

1

1

1

Сумма произведений

104

51

39

34

77

  1. Метод черного ящика предполагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов.
  2. Метод 6-6: не менее 6 членов группы качества в течение 6 минут стараются сформировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей конкретной проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения в лаконичной форме, после чего организуется групповое обсуждение всех подготовительных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные, уточняются спорные мнения, оставшиеся группируются по определённым признакам. Задача - отобрать несколько важных альтернатив, причём их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»

Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....

Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»

Публикуемый материал дает развернутую характеристику ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе. Результаты обучения в начальной школе оказывают большое влияние на значи...

"Приёмы и методы обучения на уроках деятельной направленности" - консультация молодым педагогам.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправлено вести за собой развитие.учащихся. С этой целью спешу поделиться возможными методами и приемами  обучения с молодыми педагогами НОШ . Зд...

Консультация для педагогов "Методы и приемы работы учителя логопеда с обучающимися с ОВЗ"

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письменная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.И.Н. Садовникова...

Консультация для педагогов "Дисграфия и методы ее коррекции"

Описание дисграфии как речевой патологии; ее виды и методы коррекции. Упражнения для коррекции письма....

Консультация для педагогов Технология лего-конструирования как метод развития инженерного мышления

Что же такое инженерное мышление?«Инженерное мышление» - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной ...

Консультация для педагогов «Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ»

Развитие зрительного восприятияУпражнение «Отгадай по контуру» Разные предметы обвести по контуру на ватмане и расставить их по классу. Ученики должны отыскать предметы, подходящие к соотв...