Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»
консультация на тему
Публикуемый материал дает развернутую характеристику ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе. Результаты обучения в начальной школе оказывают большое влияние на значительные изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_noyabr_ns_portal.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»
Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Ребёнок проявляет доброжелательность, внимание к окружающим, отзывчив, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнеров. Способность ребёнка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развития функции воображения и становлении произвольности предметного действия. Особым объектом становиться для ребёнка собственное тело и телесные движения, детские движения приобретают произвольный характер. Волевое начало в действиях ребёнка проявляются в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получиться. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребёнок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребёнка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. Любит наблюдать экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребёнка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребёнка проявляется в том, что он способен принимать на её основе собственные решения.
В результате обучения в начальной школе происходят значительные изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии школьников.
Физическое развитие. На уровень физического развития младшего школьника влияют его состояние здоровья, двигательный режим, питание, а так же экологическое условие наследственность и др. Поэтому физическое развитие детей даже одного возраста может значительно различаться. С приходом в школу у детей проявляется гиподинамия, поэтому формирование осознанного отношения к физкультуре, понимание необходимости двигательной активности, систематических физических упражнений являются важнейшим содержанием физического развития младшего школьника. С однообразным длительным физическим состоянием возникают переутомления, особенно у детей с нарушением координации движения, с негармоничным физическим развитием. Под влиянием систематического обучения становиться значительно более разнообразными, свободными и менее напряженными движения детей. Большинство детей может управлять своими движениями, удерживать равновесие, снимать мышечный тонус, проводить достаточно сложные координационные движения. Под влиянием обучения ребёнок начинает предвидеть изменения в направлении и скорости, преодолевать препятствия, увертываться. Младший школьник по собственной инициативе может проводить утреннюю зарядку, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок. Он знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и элементарные приемы закаливания.
Познавательное развитие. В начальной школе на основе любознательности, с которой ребёнок приходит в школу, формируется учебно- познавательная активность и интерес к экспериментированию. Самостоятельность, которую ребёнок дошкольного возраста проявляет в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы её осуществления, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. В начальной школе познавательное развитие ребёнка происходит в условиях совместной учебной деятельности учащиеся и учителя. Показателями её сформированность к концу начального обучения является следующие:
- умения обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа, поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действия;
- умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном, находить средства для проверки этих гипотез;
-работать с моделями и схемами;
-оценивать и контролировать свои учебные действия и сверстников;
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется:
- в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определять каких знаний и умений не хватает для успешных действий;
- в умении оценить собственные мысли и действия со стороны, не считая своё мнение единственно возможным;
-в умении критично оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младшего школьника.
Художественно-эстетическое развитие. Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, совестные художественные образы. Развиваются художественно-творческие способности детей, они могут претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительные художественные образы. Младшие школьники приобретают опыт понимания доступных произведений разных видов искусства и авторских оценок в них заключенных.
Социально-личностное развитие. Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-эстетических нормах, на основе которых строятся отношения с взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребёнка появляется знание о своих индивидуальных качествах. К концу младшего школьного возраста появляются умения учащихся оценивать своё положение в системе социальных отношений взрослый- сверстник и я. Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребёнка по организации сотрудничества с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными и дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя и других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...
Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...
Характеристика основных активных методов обучения в начальной школе
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...