Урок литературного чтения "Сила благородного поступка. В.К.Железников Рыцарь", по Лазаревой, 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему

Трофимова Ирина Владимировна

Открытый урок в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.48 КБ
Файл doc1.docx88 КБ
Файл sinkveyn.docx11.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Школа: МБОУ Ставровская средняя школа Собинского района

УМК развивающая система Занкова Л.В.

Дата: 3.03.2015

Класс: 3 «А»

Учитель: Трофимова И.В.

Предмет: литературное чтение

Автор учебника: Лазарева В.А.

Тема урока: Сила благородного поступка. В.К.Железников «Рыцарь»

Тип, вид урока: комбинированный

Педагогическая цель: Создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «Рыцарь», для формирования умения работать с текстом произведения.

Задачи:

Учиться мыслить логично, научно, творчески.

Содействовать формированию прочных знаний, развитию речи учащихся.

Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки.

 Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки. Раскрытие учащимся  понятия «ответственность»; формирование у детей ответственность за свои мысли, поступки и действия; развитие понимания сути взрослого отношения к окружающей действительности. Учащиеся должны уметь находить в тексте отрывки по заданию, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, выделять главную мысль прочитанного произведения.  Осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные:

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к содержанию художественных произведений. У учащегося будут сформированы: начальные представления о нравственных понятиях: ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость.

Метапредметные:

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Пересказывать текст по плану.

Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: интерактивная доска smart Board, презентация к уроку, раздаточный материал в конвертах

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация к учебной деятельности

- У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе:

Мы умные,

Мы дружные,

 Мы старательные,

Мы внимательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится!

- Настроенье каково?

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. Улыбнитесь и мне тоже, и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.  

Настрой на работу.

(Стоят около парт, говорят стихи.)

Мы умные,

Мы дружные,

 Мы старательные,

Мы внимательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится!

- Во!

- Постараюсь я понять,

Все внимательно читать! ( садятся за парты)

II Актуализация знаний, постановка учебной задачи

А теперь посмотрим, внимательные ли вы? Поработайте в парах. У вас на парте лежат конверты. Откройте конверт № 1. Рассмотрите то, что в нем лежит. (листочки с текстами и картинками.)

 -Прочитайте, рассмотрите  и подумайте, что их объединяет?

-(Ребята, вы правы. Объединяет автор – Владимир Карпович Железников) Слайд 1

- Как догадались?

-А зачем журнал «Мурзилка» и обложка к фильму?

- Как вы думаете, о чем и о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

- Совершенно верно, о Владимире Карповиче Железникове и его произведении. А вот о каком, догадайтесь сами.

- Откройте конверт № 2.

- Так кто же это?

- Над каким произведением работаем? («Рыцарь»)

Слайд 2.

 - Какие цели себе поставим?

(Дети читают тексты. Рассматривают картинки, читают тексты, делают выводы.)

1.( Смотри приложение)

Предполагают, что все это объединяет автор.

- А какой?

- Владимир Карпович Железников.

- По произведению «Три веточки мимозы»

- Нам предстоит это узнать.

- О В.К. Железникове.

2. Дети читают тексты ( приложение № 2)

 - Рыцарь.

- «Рыцарь»

-

III Открытие новых знаний.

 - А кто такие рыцари?

Что вы узнали из своего текста?

  – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

-А может,  предположить содержание рассказа помогут ключевые  слова? Попробуйте.

Слайд 3.

 Саша, гараж, знал все марки автомобилей  шофер, ведро воды, бабушка, «нашла, где стоять», бросился за машиной, он ничего не боится, было хорошо на сердце.

-Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

 1)В Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина.

2) самоотверженный, благородный человек.

IV Чтение текста со стопами

(чтение текста с остановками)

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1)  Чтение и анализ первой части (до слов: “И он, Саша, пошел в глубь гаража”). (читает хорошо читающий ученик)

 - Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

- Что будет дальше и почему?

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “... шофера теперь считал лучшим своим другом”).(читает хорошо читающий ученик)

- Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж?

- Меняется ли в этой части состояние Саши?

- Почему?  Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа?

— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину.

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом.

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите. 3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов “... и помахал Саше рукой”).

— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)

- Как вы думаете, а  отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом.

— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)

 - Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)

- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)

- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно?

- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? Прочитайте этот отрывок.

-Что вы теперь можете сказать о Саше?

- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?

- Что заставило шофера принести извинения

 - Что будет дальше и почему?

4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу?

- А что за благородный поступок совершил Саша?

-Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее  «в голове запела старая, забытая песня».

 -Как вы это понимаете Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это.

-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит, на ваш взгляд?

- Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки  советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.

-  Он боялся.

 - Да.

 - Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.

 - Он гордился, что подружился с шофером.

«…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»

- Грубый, невоспитанный.

 

(мнение детей)

-Да.

-Заступился за бабушку.

-  «…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»

- Ему нечего было сказать, ему было стыдно.

- Замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»

- С маленьким зверьком.

- Смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку.

- Он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»

- «Разве можно ругать человека за благородные поступки?»

- Заступился за бабушку.

- Она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо.

V Физкультминутка

VI Работа над заголовком, рисунком

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Почему же рассказ называется «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе?

- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. ”Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”.

- Как вы думаете, о каком человеке  мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?»

-К рассказу выполнен рисунок.( стр.39) Найдите в тексте предложения, которые можно подписать под рисунком.

-  С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?


    - О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею.

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

- Благородный человек.

-  О человеке, который совершил хороший поступок, благородный.

 - Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! – Он кричал высоким тонким голоском.

VII Работа в группах

  1.  Восстановление деформированного плана.
  2. Выбирает пословицу к тексту.
  3. Работает над биографией автора.
  4. Составляет синквейн.

Проверка

VIII Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Какие же выводы вы сделали для себя, что вам пригодится в жизни.

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?

Достигли мы целей поставленных нами в начале урока?

 Оцените свою работу.  Нарисуйте смайлик. Приклейте его к доске.

Продолжите фразу: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».

IX Итоги

Урок мне бы хотелось закончить  словами писателя Льва Кассиля, : «Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, в твоей защите и помощи».

Приложение 1.

  1. «Действительно, сегодня  Восьмое марта. А он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил. А сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно – как взрослые быстро читают!»
  2. Журнал «Мурзилка»
  3. Реклама фильма «Чудак из пятого «Б»

Приложение 2.

Угадай, кто это?

- Самоотверженный, благородный человек, тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина.  Подчинялся кодексу чести – был щедр, любил и защищал свою Родину, уважал женщин, никогда их не обижал.  В битве ему приходилось несладко: на него сыпался ряд ударов мечами, топорами, пиками, стрелами, тяжелыми металлическими булавами. Чтобы защитить тело и голову, он облачался в тяжелые металлические доспехи. Обмундирование, доспехи, оружие – это визитная карточка, показатель достатка, влиятельности. Доспехи изготавливались индивидуально для каждого. Чтобы донести все вооружение к месту сражений требовалось три лошади и несколько оруженосцев. Жил в Средневековой Европе, в замке.

 Приложение 3.

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

  1. Не спеши языком, торопись делом.
  2. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Сделаешь худо – не жди добра.

         Саша                                                                                     Саша                                                          

Решительный и смелый                                             отчаянный и смелый

Услышал, бросился, крикнул                           покраснел, побелел, бросился

Саша заступился за бабушку                               Саша защитил бабушку

               Рыцарь!              Рыцарь!

                                                         Шофер

                                              Грубый, невоспитанный

                                          Обругал, крикнул, рассмеялся

                                            Великодушно простите!

                                                      Виноват!



Предварительный просмотр:

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Murzilka''/.Online/Mu5701O1..jpg     http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Murzilka''/.Online/Mu5911O1..jpg   http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Murzilka''/.Online/Mu6011O1..jpg 

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Murzilka''/.Online/Mu6101O1..jpg  http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Murzilka''/.Online/Mu6405O1..jpg   Чудак из пятого «Б»

Чудак из пятого «Б»



Предварительный просмотр:

Синквейн

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). 

Синквейн

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). 

Синквейн

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). 

Синквейн

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). 

Синквейн

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

Урок литературного чтения по теме "Обобщение знаний. Н.Н.Носов" 2 класс

Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор¬мировать выразительное, осознанное чтение. Подготовительная...

Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Урок литерного чтения по теме: В. К. Железников «Рыцарь» Класс: 2

Урок литерного чтения по теме: В.  К. Железников «Рыцарь» Класс: 2...

Урок литературного чтенияС.В.Михалков

Михалков «Котята»»Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова и изучить стихотворение «Котята»Задачи:-дидактическая: учить обучающихся анализировать ...