Урок литерного чтения по теме: В. К. Железников «Рыцарь» Класс: 2
учебно-методический материал (2 класс)

Чернова Ольга Вячеславовна

Урок литерного чтения по теме: В.  К. Железников «Рыцарь» Класс: 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_metodike_russkogo_yazyka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: рассказ Владимира  Карповича  Железникова «Рыцарь»

Класс: 2

Цель: создание условий для формирования системы читательских и речевых умений, и развитие критического мышления в процессе чтения и анализа рассказа В. К. Железникова «Рыцарь»

Задачи урока:

Знать: Ф.И.О. автора, название и жанр произведения.

Понимать: название произведения, лексическое значение слов, тему и идею произведения

Применять: выразительно читать, аргументировать свои ответы словами из текста, читательские и речевые умения

Анализировать: средства выразительности, связь биографии автора с его творчеством

Синтезировать: составление монолога ученика, на основе обобщающей беседы; написание эссе на тему «Какие поступки в твоей жизни или жизни твоих друзей можно назвать рыцарскими?»

Оценивать: содержание произведения для воспитания морально- нравственных качеств (благородство, смелость, ответственность, уважение к старшим)

Ход урока:

Этап урока

Содержание

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте пожалуйста готовность рабочего места.

2. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на  уроке литературы мы будем читать,  и анализировать рассказ Владимира Карповича Железникова «Рыцарь».

3. Актуализация знаний с помощью Технологии развития критического мышления (ТРКМ) «Дерево предсказаний».

Листы самооценки

  • Я высказал собственное мнения  (2б.)
  • Я придерживался чужих мнений (1б.)
  • Я не участвовал в обсуждении  (0б.)

Биография

Использование ТРКМ «Таблица - синтез»

Постановка задачи урока

Но перед тем как приступим к работе, давайте подумаем, о чем может быть этот рассказ? Будем фиксировать все ответы на доске. Пожалуйста, предлагайте по очереди свои варианты и объясняйте, почему вы так считаете? 

Составляем на доске дерево предсказаний из вариантов детей.

Вот сколько у нас получилось вариантов!

Обратите внимание на листы самооценки, которые лежат у вас на партах. Заполните, пожалуйста, первую часть.

Кластер вам поможет составить рассказ о писателе

(выслушивает рассказ)

Дополняет информацию о писателе.

Владимир Карпович Железников родился в 1925 году.

Он очень известный писатель. Его книги многократно издавались и переиздавались не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Герои его рассказов и повестей - дети и их родители, учителя и знакомые. Автор рассказывает об их судьбах, о непростом жизненном пути. О том, что такое любовь и ненависть, дружба и предательство, подлость и доброта, благородство, преданность и бескорыстие, ведь все эти качества живут в каждом из людей. В произведениях Владимира Железникова люди оказываются перед выбором: совершить подлость ради своего собственного благополучия, или сказать, например, правду и пострадать, сохранив свое достоинство. Вот о таких людях и пишет этот автор.

Давайте снова обратимся к нашему дереву предсказаний.

Посмотрите внимательно, и выберите каждый для себя только те слова, которые считаете самыми важными из всего «дерева»!

Ключевые слова, не понятные слова, важные слова

Выписки из текста, связанные со словами

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения, воспоминания)

Запишите слова к себе в таблицу. Заполнять ее мы будем на протяжении всего урока!

А теперь мы начнем читать текст и узнаем, правы ли мы были, заполняя дерево предсказаний.

4. Первичное чтение рассказа с применением ТРКМ «чтение с остановками», и продолжение заполнения «таблицы - синтез».

Полная работа учащихся по непонятным словам:

 

Листы самооценки:

  • Я самостоятельно заполнил таблицу и активно участвовал в обсуждении

( 2 б)

  • Я заполнил таблицу, но при обсуждении дополнял ее

(1 б)

  • Я заполнил таблицу лишь в процессе обсуждения

(0 б)

Обратитесь к рассказу В. К. Железникова «Рыцарь». Начинаем читать рассказ. (Рассказ заранее разделен учителем на смысловые части, и после прочтения части учитель останавливает учащихся).

Чтение и анализ первой части рассказа.

Учитель даёт задание: «Самостоятельно прочитайте первую часть текста и подготовьтесь отвечать на вопросы! Как прочитаете часть, поднимите на меня глазки, чтобы я видела, что вы закончили»

- Итак, вы прочитали первую часть рассказа, встречались ли вам  непонятные слова?

- Сейчас обратитесь к таблице, и запишите те слова, которые вам непонятны.

- Какие слова, по вашему мнению, важные в этой части?

Учитель задает вопросы:

- Каким ты представляешь Сашу  в начале рассказа?

- Подтверди своё мнение словами из текста.

- Озвучь те слова, которые наиболее ярко передают характер Саши и отношение автора к герою рассказа.

- Как вы думаете, какие чувства Саша испытывал, когда зашел в глубь гаража?

- Итак, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно прочитать следующую часть рассказа! Готовы? Начали.

Чтение и анализ второй части рассказа.

Учитель даёт задание «Внимательно прочитайте вторую часть рассказа и будьте готовы отвечать на вопросы».

- Итак, вы прочитали вторую часть рассказа, встречались ли вам  непонятные слова?

- Сейчас обратитесь к таблице, и запишите те слова, которые вам не понятны.

Учитель задает вопросы:

- Итак, так какие же чувства испытывал Саша, когда зашел в глубь гаража?

- Как вы думаете, почему в этой части меняется состояние Саши?

- Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения героя рассказа?

- Почему Саша жалел, что некому было показать шофёрскую заметину?

- Как вы думаете, шофёр и Саша в дальнейшем стали лучшими друзьями?

- Итак, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно прочитать следующую часть рассказа! Готовы? Начали.

Чтение и анализ третьей части рассказа.

Учитель даёт задание «Внимательно прочитайте третью часть рассказа и будьте готовы отвечать на вопросы».

- Итак, вы прочитали третью часть рассказа, встречались ли вам  непонятные слова? А встречались ли важные слова? Какие?

После работы  с важными словами, учитель задаёт вопросы.

Учитель задает вопросы:

- Шофёр и Саша стали лучшими друзьями? Почему?

- Каким предстал шофер перед читателями в этой части?

- Изменилось ли ваше отношение к этому герою?

- Как вы думаете, а отношение Саши к шофёру изменилось? Подтвердите своё мнение текстом.

- Сравните, как описывает автор в начале и в конце рассказа действия Саши.

- Какие чувства испытывал Саша?

- Как вы думаете, что Сашина бабушка думала в тот момент?

И сейчас, чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к заключительной части рассказа. Начинаем читать рассказа до конца.

Чтение рассказа до конца.

Дети прочитали рассказ.

- Встречались ли вам не знакомые слова?

Тогда ответьте мне на вопросы!

После прочтения учитель задает вопросы:

- Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Как вы думаете, зачем автор вводит в рассказ размышления Сашиной бабушки?

Обратите внимание на листы самооценки, которые лежат у вас на партах. Заполните, пожалуйста, вторую часть.

Анализ и лексическая работа.

-Вы сейчас прочитали рассказ «Рыцарь».

Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Почему рассказ называется «Рыцарь»?

-В чем заключался рыцарский поступок Саши?

-Найдите в тексте причину, по которой рассказ может так называться.

-Опишите, как вы представляли себе героев в начале рассказа: Сашу и шофёра, их характер.

Изменилось ли ваше отношение к героям после прочтения? Объясните, как. 

-А как вы понимаете выражение «Рыцарский поступок»?

Как вы думаете, кто же такой «Рыцарь»?

 В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Давайте поговорим о значении слов, которые вы выписали в таблицу.

Слова: настежь, дужка, полнёхонько, заметина, мазут, капот (на доске)

Подумайте, что они могут обозначать, пользуясь текстом.

(выписки из текста, связанные со словами)

Лексическое значение слов:

Настежь – широко открыто до конца.

Дужка – небольшая часть предмета в форме дуги.

Полнёхонько – совсем полный, наполненный чем-либо.

Заметина – отметина, знак, сделанный на чем-либо для заметки.

Мазут – нефтянно-бензинная жидкость тёмно-коричневого цвета

Капот – откидная крышка у машины, которая защищает двигатель от грязи, и повреждений.

Обобщение. Работа с фразой «Жив человечек».

  • Я активно высказывал свою точку зрения, аргументировал ответы.

(2 б.)

  • Я высказывал свою точку зрения, но ответ не аргументировал

(1 б.)

  • Я согласен с точкой зрения моих товарищей и решил не высказываться.

(0 б.)

Ребята, прочитайте последнее предложение рассказа «Рыцарь».

Как вы понимаете фразу «жив человечек»? (жив человечек – то есть он чувствует, понимает и живет...)

Скажите, как вы думаете, почему автор именно так закончил рассказ? (Саша, заступившись за бабушку, показал, что она не зря с ним проводила время, что он любит ее, и тем самым он жив, чувствует...)

Ребята, а можно ли было закончить рассказ по-другому?

Обратите внимание на листы самооценки, которые лежат у вас на партах. Заполните, пожалуйста, третью часть.

Закрепление.

Возвращение к дереву предсказаний.

Ребята, посмотрите на наше дерево, какие предсказания точные? По каким словам можно сказать, что мы верно предположили, о чём пойдет речь в тексте?

Рефлексия

Подводят итог листов самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.

УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.Допущено Министерством образования РФ Цель: продо...

Урок литературного чтения по теме: "Буква Г" в 1 классе

На данном уроке происходит знакомство с новыми буквами и звуками. Формируется навык чтения. Проводится фонетическая зарядка. Дети при работе в парах, читают по слоговым таблицам. Работа над развитием ...

Технологическая карта урока литерного чтения на тему «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ...

Технологическая карта урока литерного чтения на тему: Сказки авторские и народные «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление со сказками «Курочка Ряба». Е. Чарушина «Теремок»; формирование умения определять тип сказки, ее главную мысль, характер героев....