Формы и приемы самооценки на уроке
методическая разработка на тему

Козинская Любовь Александровна

Методическая разработка содержит  формы и приемы  организации самооценки на уроке и  предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, призвана оказать методическую помощь  учителям школы и педагогам дополнительного  образования в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ « Еланская СОШ № 3». Еланского муниципального района Волгоградской области Козинская Л.А.

Слайд 2

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Слайд 3

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Оценка и самооценка

Слайд 4

Формы самооценки: 1.Речевые 2.Знаковые письменные ( цифры, смайлики ) 3.Знаковые внешние ( оценка с помощью пальчиков, различных карточек ) 4. Шкалы 5.Таблицы

Слайд 5

Обучение оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого. Оценка не должна носить обобщающий характер. Должны быть выработаны объективные качественные критерии оценки. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства. Приёмы обучения детей оцениванию:

Слайд 6

Приемы самооценки: 1. Словесные приемы а) Вариант организации работы по самооценки в конце урока задаются следующие вопросы: -Кто доволен своей работой? -У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).

Слайд 7

б ) – Что ты узнал на уроке? – Чему научился? – За что себя можешь похвалить? – Над чем еще надо поработать? – Какие задания тебе понравились? – Какие задания показались трудными? – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Слайд 8

в) Вариант организации работы по самооценки в оценивании своих достижений Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…..

Слайд 9

г ) 3.Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы *Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что…………………………………… *Наиболее трудным мне показалось…………………………… *Я думаю, это потому что…………………………………… *Самым интересным было……………………………………… *Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее……………………………………………………… *Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….

Слайд 10

2.Знаковые письменные

Слайд 12

Рисунки «Светофор». Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок.

Слайд 13

2. «Говорящие рисунки» Все получалось, рисуй улыбающееся лицо. На уроке было временами непросто, не все получалось, рисуй спокойное лицо . Было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Слайд 14

Символы 3. «Карточка сомнений» + - «Я понял все»; - - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».

Слайд 15

Символы 4. + - НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

Слайд 16

«Портфолио» ученика Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию

Слайд 17

Лист самооценки Лист самооценки № 1 Моя успешность на уроке Вид работы Знак (! ? ) ( +, -) 1. 2. 3. 4. Достигли ли я поставленной цели на уроке ? ________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?______

Слайд 18

Лист самооценки Лист самооценки № 2 Моя успешность на уроке Вид работы Знак (! ? ) 1. 2. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/недоволен Урок для меня показался коротким/длинным Мое настроение стало лучше/стало хуже Материал урока мне был понятен/непонятен Полезен/бесполезен Интересен/неинтересен Домашнее задание легкое/трудное Интересное/неинтересное Полезное/бесполезное

Слайд 19

Лист самооценки Лист самооценки № 3 Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке Знаю/умею Хочу знать/научиться

Слайд 20

3.Знаковые внешние «Дерево успехов» Яблоко – все удалось. Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось. Листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Слайд 21

Самооценка с помощью карточек

Слайд 22

Самооценка с помощью пальчиков

Слайд 23

4.Шкалы «Волшебные линеечки» Крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании.

Слайд 24

5.Таблицы

Слайд 25

Таблицы Карта знаний Начало урока Рефлексия Я знаю, что такое наречие. Я знаю, что обозначает наречие Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола. Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия. Я знаю, каким членом предложения может быть наречие. Я знаю ,как наречие связано с другими словами. Я знаю, как образуются наречия. Я знаю, правило написания гласных в конце наречий

Слайд 26

Карта знаний Этот прием, помогает отделить, известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Провести заключительный этап- Рефлексия деятельности, что позволяет увидеть объём полученных знаний по данной теме. Организовать систему повторения и закрепления изученного материала, увидеть связь данного урока с предыдущими уроками. Сделать каждому самооценку результатов деятельности; при этом формируется вера в свои силы и возможности и приводит к адекватному пониманию причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Повышается результативность, осуществляется контроль знаний.

Слайд 27

Вывод Самооценка должна сопровождать весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."...

Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи...

приемы самооценки на уроке

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученикаШкольное образование, на современном этапе, должно создать условия для становления и развития образованной, компетентной и просвещё...

Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"

Доклад "Методы и приемы самооценки младших школьников"...

Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"

Презентация "Методические приемы самооценки младших школьников"...

Приемы самооценки на уроке

Приемы самооценки на уроке...