Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Относительные прилагательные"
    план-конспект урока (3 класс) на тему

    Мохова Юлия Викторовна

    Урок русского языка по УМК "Начальная школа 21 века"  3 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_r_yaz.ppt90 КБ
    Microsoft Office document icon urok_otnositelnye_prilagatelnye.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Запишите словосочетания Вкусный п_рог шерстяной к_стюм зимние б_тинки лесной _рех компьютерная пр_грамма з_л_той ч_ловек

    Слайд 2

    Вкусный п и рог шерстяной к о стюм зимние б о тинки лесной о рех к о мпьютерная пр о грамма з о л о той ч е ловек

    Слайд 3

    Признаки относительных прилагательных 1. Не имеют краткой формы 2. Не сочетаются с наречием очень 3. Нет степеней сравнения

    Слайд 4

    Воздух в горах — горный воздух (ед. ч., м.р.);

    Слайд 5

    Выпиши словосочетания с относительным прилагательным Городской парк, шоколадное мороженое, кислая капуста, швейная фабрика, высокий мальчик, ночная бабочка.

    Слайд 6

    Звуки весеннего леса. Лес полон звуков. У озера раздаётся голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей.

    Слайд 7

    Звуки весеннего леса. _____ л ес полон ______звуков. У_______озера раздаётся ________голос __________кукушки. Среди сосен слышны ___________посвист синички, _____песенка скворца, _______дробь дятла. Вечерами выводит _______ трели соловей.



    Предварительный просмотр:

    «Начальная школа XXI века»

    Русский язык. 3 класс.

    Тема: Относительные прилагательные.

    Цель: Сформировать понятие «относительные имена прилагательные»

    Задачи:

    Образовательные:

    - ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;

    - закрепить знание признаков качественных прилагательных;

    - формировать умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;

    - формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте

    Развивающие:

    - формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, 
    - развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов, 
    - развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, 
    - развивать умение обобщать и синтезировать знания, 

    - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

    Воспитательные:

    - воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

    - формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их:

    - воспитывать интерес и любовь к родной природе.

    Оборудование:  учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» автор Иванов С.В., презентация, карточки со словосочетаниями,  

    Ход урока.

            В скобках указаны предполагаемые ответы учеников. В течение урока учащиеся  с помощью светофориков сигнализируют о правильности выполнения задания и ставят знак «+» в тетрадь на поля напротив выполненного задания.

    I.   Орг. момент. Приветствие. Запись в тетрадях числа и классной работы

    II.   Чистописание.       ие // ые

            - в каких словах мы встречаем эти сочетания букв? ( в прил. мн. ч.  Им.п.)

    Открывается строка: рыжий, прекрасный, горячий,  санаторий, узкий

    • прочитайте слова на доске, какое лишнее? (лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.)
    • Какое окончание имеет это существительное? Чем оно особенное? (окончание нулевое;  существительное «санаторий» оканчивается на -ий,  и  в предложном падеже имеет окончание , а не -е)

    Слово «санаторий» стирается.

    -что объединяет эти прилагательные? (они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают)

    - запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно)

            - какого рода получились прилагательные? (во мн. ч. у прил. род не определяется)

            - обозначьте окончания.

    Взаимопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие)

            - составьте предложение с полученными прил.(заслушиваются варианты предложений)

            - я тоже составила предложение, прочитайте и запишите в тетрадь.

    Открывается надпись:

           Рыж...      ств .. лы    сосен     мокры   от     весен...          дождя.  

    Проверка: ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные  проверяют. 

            - какие прил. из данных  есть в предложении? (рыжие и мокрые в краткой форме)

    Подготовка к восприятию нового.

            - мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил.

    Открывается 2 страница презентации.

    Звонкая лесное тонкое заливистые

    хрустальный барабанная громкий ночные

            - данные прил. надо записать в 2 столбика: в1-ый –  те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – те, у которых нет краткой формы.

    Учащиеся по цепочке выходят к доске и «перетаскивают» прилагательные в нужный столбик, в скобках пишут краткую форму.

    Физкультминутка.

            - как называются прил. в первом столбике? (качественные – доказывают)

            - как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить)

    Определение темы и постановка задач урока.

            - сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.113 (относительные прилагательные)

    Открывается 3 страница презентации.

            - какие учебные задачи нам надо решить на уроке? (узнать признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи).

    Изучение нового материала.

            - вспомните определение качественных прил. ( К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени)

            - предположите, какое определение будет у относительных прил.?     (они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени)

            - давайте сравним с определением в учебнике с.114 (читают, делают вывод о правильности  предположения)

            - что надо ещё дополнить в определении О.П.? (они не имеют краткой формы)

            - а теперь поучимся образовывать относительные прил.

    Выполнение упр.2 из учебника. Открывается запись:  Упр.2.

                                                                                            Школьные,    

     Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их в тетрадь и доказывают, что получившиеся прил. относительные.(образец: воздух в горах – воздух (какой?) горный)

            - от какой части речи мы образовали прил.? ( от существительных)

            - как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.? (учащиеся высказывают предположения)

            - давайте проверим ваши предположения (читают правило в учебнике с.115, делают вывод)

    Применение новых знаний.

    - а сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные.

    Открывается надпись: тихие звуки

                                        шерстяная кофта

            - в каком словосочетании прил. относительное? (во втором – доказывают и записывают)

            - таким же образом вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Выбирайте словосочетание с относительным прил., объясняйте соседу свой выбор и записывайте в тетрадь.

    Информация о д/з

            - дома вы потренируетесь определять какие признаки сущ. называют относительные прил. – это упр.4 с.115 (учащиеся читают задание к упр., объясняют, как будут рассуждать, записывают в дневник)

    Физкультминутка.

    Работа с текстом.

            - у нас осталась невыполненной ещё одна учебная задача.

    Открывается 4 страница презентации.

    Звуки весеннего леса.

           Лес полон звуков. У озера раздаётся  голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей.

            - что вы узнали из текста? (какие птицы поют весной в лесу, как они поют)

            - интересный текст? Чем он интересен? (слово «пение» заменено разными синонимами)

            - как сделать текст интереснее и красивее? (добавить прил.)

            - чему сейчас будем учиться? (использовать прил. в речи)

            - чтобы вы смогли подобрать более точные прил., посмотрите на птиц из текста и послушайте их голоса, подсказка: некоторые подходящие прил. мы сегодня на уроке писали.

    Показывается презентация «Звуки леса»

    Учащиеся устно подбирают прил. к внешнему виду птиц и их голосам.

    Самостоятельная работа. Чтение получившихся текстов.

    Вариант текста:

    Звуки весеннего леса.

           Весенний лес полон красивых звуков. У маленького озера раздаётся звонкий голос серой  кукушки. Среди сосен слышны тонкий  посвист синички, заливистая песенка скворца ,барабанная  дробь дятла. Вечерами выводит хрустальные трели соловей.

    Итог урока.

            - какую тему мы сегодня изучали?

            - что узнали об относительных прил.?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

    Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Прилагательные синонимы и антонимы"

    Презентация "Прилагательные синонимы и прилагательные антонимы" содержит все этапы урока, включая работу в парах и др....

    Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.

    Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....

    Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

    В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

    Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

    Новое знание:имена прилагательные изменяются по родам и числам.Проблема:почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?Цели:·        С...