Информационная карта инновационного опыта
учебно-методический материал на тему

Филина Ирина Александровна

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов Филиной Ирины Александровны. Тема: "Система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников средствами уроччной и внеурочной деятельности" .Представлен опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta_1.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Филина Ирина Александровна

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40

Учитель  начальных классов

12 лет,

Педагогический стаж 19 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Система работы по формированию коммуникативных  универсальных учебных действий (УУД) младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

В своей педагогической практике я наблюдала за противоречиями, которые возникают в ходе формирования коммуникативной культуры. Основными, на мой взгляд, являются противоречия:

а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Данные противоречия требовали решений. Так возникла идея педагогического проекта на тему « Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.»

Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке условий  для личностно-ориентированного подхода в развитии, обучении и воспитании младшего школьника, деятельностному способу (типу) обучения, идущему на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу).

Большинство первоклассников в начале учебного года: не владеют умением совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними .

Таким образом,  уровень развития коммуникативных умений у  многих из них далек от желаемого.

Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация  совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Развивающие возможности программы «Школа 2100» позволяют формировать коммуникативные  качества личности каждого ученика, умения пользоваться собственными способами учебной деятельности.

 Учащимся легче ориентироваться в справочной литературе, они приобрели самостоятельный опыт добывания необходимого материала через различные источники, его систематизирования и приведения в соответствие с требуемыми заданиями. Кроме того, учащиеся умеют работать  в группах, оценить работу своих товарищей, распределить роли в группе, представить отчет группы, где у каждого есть возможность высказать свое мнение. У большинства учащихся сформированы навыки рефлексии.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

   

Организация учебно-воспитательного процесса строится в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов младших школьников. Образовательный процесс осуществляется на основе программы и учебников системы «Школа 2100», в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Организация творческой деятельности младших школьников осуществляется в различных формах языкового образования и литературного развития

Заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства.  Эффективное использование на современном уроке ИКТ (презентации, интерактивная доска).    Апробация инновационных методик, технологий, приемов обучения.

Результат изменений

Использование инновационного опыта способствует развитию интеллектуальных качеств учащихся. Рассуждения детей становятся последовательными, доказательными, логичными; речь – четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к учебным предметам, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Качество знаний учащихся становится достаточно высоким. Дети наиболее развиты, умеют действовать в нестандартной ситуации, свободно общаются друг с другом в парах, группах, владеют способами учебной деятельности, навыком контроля и самоконтроля выполненной работы.

   Учащимся легко ориентируются в справочной литературе, они приобрели самостоятельный опыт добывания необходимого материала через различные источники.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

На школьном сайте   schoolrm.ru\schools\sc32sar.

III. Описание инновационного опыта учителя

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация  совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.

Образовательный процесс осуществляю на основе программ и учебников УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, в которых связь формирования коммуникативных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.

Организация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в работе рассматривается на примерах урочной деятельности в процессе изучения предметов «Русский язык» (автор программы Р.Н.Бунеев) и «Литературное чтение» (автор программы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева).

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является организация творческой деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Для осуществления цели опыта посредством творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся.

Вот некоторые виды  работы:

  • Коллаж «Осенний ковёр».  (Подборка стихов об осени, изготовление из цветной бумаги осенних листьев, написание мини-сочинений, стихов об осени). Выставка работ.
  • «Моя книжка-малышка.»
  • Коллективный проект «Моя родная улица»
  • Проект «История моего села»
  • Коллективный проект «Мордовские орнаменты»

Все коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на родительских собраниях.

Проведение различных мероприятий в классе, общешкольных, экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям, а также коллегам на методических объединениях. Имеется фотоальбом.

   Заключение.

   Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

   Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных  учебных  действий на данном этапе я считаю:

1.Умение детей учитывать позиции других людей.

2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

  Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу.

Учащиеся расширяют круг общения, лучше узнают друг друга, приобретают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Совместная творческая деятельность способствует формированию уважительного отношения к иному мнению, умения избегать конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач, развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т.д.). У ребят повысилась мотивация к обучению. Они много приобрели для себя в личностном плане.

                                                              Что дает данная работа учителю?

-рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
-исключает дублирование учебного материала.
-усиление межпредметных связей.

                                                             Что дает данная работа ученику?

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

 -умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

-активизация мыслительной деятельности.
-повышение учебной успешности                                                                                                                                                                                -лучшая адаптация ребёнка в школе
-подкрепление мотивации в обучении.
-умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
-снижение перегрузок.

                             

     

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения

изменений

Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах, публикации в интернете на сайте  schoolrm.ru\schools\sc32sar.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Забатурина Ольга Александровна , заместитель директора по УВР МОУ  « Средняяобщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40  55-62-24 , электронный адрес.  olgazabaturina@rambler/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...