Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС
учебно-методический материал по теме

Шевченко Елена Валентиновна

  Из опыта работы по преемственности между школой и ДОУ.

  Данная тема посвящена принципу преемственности в обучении и воспитании детей младшего возраста. Представлена система и опыт работы педагогов ДОУ №7 и школы по реализации преемственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС»

«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.

Надо только отыскать их, затронуть,

чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном».

 В.А. Сухомлинский.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы условиям ее реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению  преемственности  и перспективности  повышения качества образования в целостной системе образования .Анализ ситуации показывает , что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Создание единого образовательного пространства – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности  в обучении и воспитании. Школа  как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный  потенциал.

Уже на протяжении нескольких лет  д.с.№7 «Сказка» и МОУ « Средняя  общеобразовательная школа  с углубленным  изучением  иностранных  языков №4 тесно сотрудничаем. Учителя начальной школы и воспитатели детского сада работают  над единой методической темой «Совершенствование  учебно–воспитательного процесса на основе идей  развивающего обучения».

Цель  нашего  сотрудничества - объединить всех  заинтересованных   педагогов для создания условий благополучной адаптации ребенка к условиям школы .

В начале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, разрабатывается проект единого образовательного пространства. В результате совместной работы  д. с.№7 и школы составляется план по преемственности . В него входят разделы:

-организационная  работа;

- методическая работа:

-психодиагностическая и коррекционно- развивающая работа.

В течении нескольких лет создавалась модель образовательного процесса  ,обеспечивающая условия преемственности детского сада №7 и школы №4 . Детскому  саду  в этой системе отводитсяроль формирования интеллектуальной, физической, мотивационной готовности к школе. В школе  обеспечение  условий  своевременного  и полноценного психофизического  развития ребенка. Главным условием данной модели является взаимодействие между участниками образовательного процесса  д. с. и школы.

Нами были определены три направления  обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Это  методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Взаимодействие методических служб сада и школы дает возможность решать одни задачи по обучению и воспитанию, корректировать  образовательный процесс ,как в детском саду , так в школе .

Согласованная работа психологической и логопедической  служб д. с. и школы позволяет оценить адаптацию обучающихся, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, обосновываясь на данный за ним еще в детском саду.

Воспитатели детского сада знакомятся с содержанием и спецификой  учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду , с тем , чтобы опираться на имеющихся у детей знания и опыт . В результате таких контактов педагогов д.с. и школы достигается их взаимопонимание . Воспитатели яснее осознают требования школы , задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают . Учителя в свою очередь , глубже вникают в задачи , содержание и методы работы д.с., что помогает им установить преемственность в методах воспитательноговоздействия.

В результате работы по преемственности сложились традиции: « круглые столы» для педагогов и родителей, экскурсии в школу подготовительных групп. Посещение уроков воспитателями и детьми д. с., посещение занятий в д.с. учителями 4-х классов , набирающими 1-е классы.

В рамках методической работы  проходят   совместные  «круглые столы»  по темам :

-«Адаптация обучающихся 1-х классов»;

-«Психологическая готовность ребенка к школе».

Работа с родителями  ведется на протяжении всего учебного года.Это родительские собрания с участием  учителей  будущих первых классов, « круглые столы» в подготовительных  группах по вопросам подготовки детей к школе. Тематические выставки для родителей .

В марте мы проводим День открытых дверей , на который приглашают родителей будущих первоклассников . Они знакомятся со школой ,с особенностями образовательного процесса нашего обучения , учебными классами, где будут обучаться дети .

Работа с детьми предусматривает знакомство будущих первоклассников со школьной жизнью. Стали традицией экскурсии подготовительных групп д.с. №7 в школу. Посещение кабинетов иностранного языка, физики , химии, технологии. Библиотеки ; школьных музеев6 «Боевой славы» , «Старинушка».

Будущие школьники любят посещать уроки математики и обучения грамоте в 1-м классе .Они часто сами включаются в образовательный процесс , отвечая вместе с первоклассниками  на поставленные вопросы учителя. Обучающиеся  обязательно дарят ребятишкам сувенирчики , сделанные своими руками.

Совместные семинары включают в себя взаимопосещения  уроков в первых классах школы  и открытых занятий в подготовительных группах.

На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 –й класс .После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы  и скорректировать  свою деятельность .Что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.

Благодаря  таким мероприятиям дети из детского сада знают школу.        

По определению  Д. Б. Эльконина – дошкольный и младший  школьный возраст – это одни эпохи человеческого развития, именуемые «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеет много общего, поэтому у них общее родовое  имя – педагог.

Проблема преемственности – проблема педагогического партнерства  и сотрудничества.

Данное сотрудничество ради детей позволяет нам добиться положительных результатов в работе.

К поступлению в школу ребенок должен уметь и знать:

-Свое имя, отчество и фамилию.

-Свой возраст и дату рождения.

-Свой домашний адрес.

-Свой город и главные достопримечательности.

-Страну, в которой живет.

-Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

-Называть имена братьев и сестер, их возраст, знать кто старше – младше.

-Знать утро, день,вечер , ночь.

-Времена года (последовательность , месяцы , основные приметы каждого времени года , загадки и стихи о временах года ).

-Обобщающие понятия: звери ,птицы , насекомые , транспорт, мебель.  Посуда, одежда , овощи, фрукты

-Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

-Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина,  Л. Н. Толстого, С. А.  Есенина, Ф. И. Тютчева и д.р. и  некоторые их произведения для детей.

-Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал .

-Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая стона, верх – низ и т.д.)

-Уметь полно последовательно пересказать послушанный или прочитанный рассказ. (придумать) рассказ по картинке.

-Запомнить и назвать 6-10 предметов , картинок , слов.

-Различать гласные и согласные звуки, твердые мягкие согласные звуки ,звонкие и глухие согласные звуки.

-Разделять слова на слоги с помощью хлопков , шагов, по количеству гласных звуков .

-Определять количество последовательность звуков в словах типа «мак», «дом» , «суп» , «дубы», «сани», «зубы», «осы» .

-Хорошо владеть ножницами (резать полоски ,квадраты  , куги, прямоугольники, треугольники, овалы вырезать по контору предмет)

-Владеть карандашом: без линейки поводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закашивать, штриховать карандашом. Не выходя за контуры предметов.

-Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены основные методы и премы  преемственно между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС....

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе....

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены методы и приемы преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...

Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...