Педагогический проект " Открытая книга"
проект на тему

Кугушева Ольга Викторовна

Познакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, с книгами-юбилярами 2015 года.

Научиться совместному сотрудничеству с родителями, одноклассниками и учителем.

Принять участие в конкурсах рисунков, читательской конференции.

Подготовка инсценировок, стенгазет, кроссвордов по произведениям детских писателей.

Принять участие в литературном вечере, посвященном детским писателям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический  проект

«Открытая книга»

Автор проекта: Кугушева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 2065 СП 4 г. Московский. 

        «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                                             видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                                      В. А. Сухомлинский.

Актуальность

 Коммуникативная компетенция ребёнка является одним из показателей нового качества образования, так как   умение общаться, принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, обладать внутренней культурой, действовать и решать проблемы в любых ситуациях -  необходимые условия для успешного развития личности. Как сформировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, какие формы работы наиболее эффективны для развития личности ученика?  Эта проблема актуальна для педагогов не только в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Детям часто сложно пройти период адаптации в школе, особенно тем, кто не посещал дошкольные учреждения. В школе ребёнку предстоит освоить способы общения, утвердиться в детском коллективе, научиться слушать собеседника, связно выражать свои мысли, участвовать в коллективных делах класса.

Процесс формирования универсальных учебных действий эффективен тогда, когда ребёнок владеет навыком осознанного чтения и умеет использовать полученную информацию в реальных практических условиях. В настоящее время в школу приходят наряду с читающими детьми   ученики, не умеющие читать, а читающие – не всегда понимают прочитанное.  

Педагогический проект «Открытая книга», ориентирован   на развитие  коммуникативной и читательской компетенции,  посредством интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, экскурсий и других интерактивных занятий.  Эти формы занятий поддерживают природное любопытство ребёнка, которое в процессе увлекательной деятельности   перерастает в любознательность.

Цель проекта: 

                                    Педагогическая

                              Ученическая

Формирование коммуникативных и читательских компетенций у младших школьников.

Познакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, с книгами-юбилярами 2015 года.

Задачи:

                                   Педагогические

                              Ученические

Формировать универсальные учебные действия и коммуникативные компетенции обучающихся.

Развивать навыки осмысленного чтения, навыки самостоятельной работы с информацией (выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, делать умозаключения).

Развивать владение монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка.

Воспитывать любознательность и интерес к чтению.  

Научиться совместному сотрудничеству с родителями, одноклассниками и учителем.

Принять участие в конкурсах рисунков, читательской конференции.

Подготовка инсценировок, стенгазет, кроссвордов по произведениям детских писателей.

Принять участие в литературном вечере, посвященном детским писателям.

Гипотеза

Совместная деятельность по реализации проекта «Открытая книга» создаст условия для формирования коммуникативных и читательских компетенций младших школьников.

Механизмы  реализации проекта:  

Первый этап  

Содержание деятельности учащихся

Функции педагога

Подготовительный, сентябрь 2014г.

- Совместное планирование.

- Образовать группы по интересам.

1.Провести входной мониторинг:

- по овладению техникой чтения;

- на осознанное чтение.

2. Создать список рекомендуемой литературы для чтения.

3.Привлечь родителей к совместной деятельности в проведении запланированных мероприятий по проекту.

Второй этап

Содержание деятельности учащихся

Функции педагога

Практический, октябрь-март 2014г.

2.

- Самостоятельное и совместное чтение детской литературы. (ученик-учитель-родители)

- Презентация самостоятельно прочитанных книг.

- Участие в конкурсах, викторинах, экскурсиях.

-Изготовление поделок из разного материала  по произведениям детских писателей.

- Создание мини - спектаклей по прочитанным произведениям.

- Участие в литературном вечере, посвященном творчеству детских писателей.

- Организовать экскурсию в библиотеку.

- Провести конкурс рисунков.

- Подготовить выставку детского творчества.

- Научить детей оформлять стенгазеты и составлять кроссворды.

- Привлечь родителей к оформлению читательского уголка в классе.

 - Совместно с детьми разработать сценарии мини-спектаклей, распределить роли, организовать репетиции.

- Совместно с родителями подготовить и провести литературный вечер.

Третий этап

Содержание деятельности учащихся

Функции педагога

Итоговый, апрель-май 2015г.

1.

Подготовка и участие в семейном читательском  марафоне: «Мама, папа и я- читающая семья!», посвященном творчеству детских писателей и книгам-юбилярам 2015 года .                                                                                    

Организация совместной деятельности детей и родителей, знакомство с книгами-юбилярами 2015 года,  награждение участников читательского марафона.

2.

Рефлексивный час

Подведение итогов, планирование следующего этапа работы по реализации педагогического проекта.

Ожидамые результаты::

  • Умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • Умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Умения высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Умения определять и формулировать цель деятельности и последовательность действий ;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • Умения ориентироваться в книгах (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • Умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Умения слушать и понимать речь других;
  • Умения договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
  • Умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • Умения выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • Умения составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • Умения размышлять о характере и поступках героя.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, технология продуктивного чтения.

Примерное содержание творческого проекта

Мероприятия

                          Задачи

Ожидаемый результат

1

Экскурсии в школьную библиотеку на выставку книг -юбиляров: Н. Н. Носова «Незнайка на луне»-55 лет, А. Линдгрен « Пеппи Длинный чулок»-70 лет «Малыш и Карлсон»-60 лет, В. Г. Сутеевой «Кто сказал «Мяу»-60 лет, Т. Янссон «Мемуары папы Муми-тролля»-65 лет, Б. С. Житков «Рассказы о животных»-80 лет, К. И. Чуковский «Бармалей»-90 лет, К. Коллоди «Приключение Пиноккио,  история марионетки»-135 лет ,Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»-150 лет, А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»-185 лет, Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузина»-230 лет, А. П. Гайдар «Тимур и его команда»-75 лет, М.М .Пришвин «Кладовая солнца»-70 лет,

.

Познакомить детей с произведениями писателей и книгами - юбилярами, с профессией библиотекаря, с правилами читателя.

Развивать любознательность.

Воспитывать устойчивый интерес к чтению книг.

Знать и выполнять правила читателя.

Проявление интереса к произведениям детских писателей.

2

Беседа – диалог «Жизнь и творчество Н.Н. Носова ».

Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова; расширять знания; воспитывать устойчивый интерес к классической литературе.

Умение адекватно использовать коммуникативные средства для беседы; строить монологическую и диалогическую речь.

3

Слушание сказки Л. Кэрролла

«Алиса в стране чудес».

Чтение по ролям.

Воспитывать чувства сопереживания и справедливости, желание помогать близким, заботиться о них.

Развивать умение устанавливать причинно- следственные  связи, делать  выводы.

Умение эмоционально воспроизводить

читаемый текст.

Умение участвовать в диалоге.

Умение самостоятельно и адекватно оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением.

4

Чтение произведений Б.С. Житкова .

(С последующим анализом).

Учить детей внимательно слушать текст, осмысливать его содержание; воспитывать  любовь к природе и животному миру;

Развивать умение делать сравнительный анализ.

Умение анализировать прочитанное; отстаивать свою точку зрения.

Владеть навыками культурного поведения в природе, заботиться о животных.

5

Самостоятельное и совместное с родителями чтение произведений   А.С. Пушкина.

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведения.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать потребность к чтению.

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать для себя определённый опыт.

6

Конкурс рисунков «Герои произведений А. С. Пушкина».

Развивать образное мышление детей, способность выражать свои впечатления с помощью средств изобразительной деятельности.

Развивать художественный  вкус.

Воспитывать уважение к чужой работе.

Умение анализировать выполнение своей работы и работы сверстников; давать положительную оценку; видеть прекрасное.

7

Создание стенгазет по   прочитанным произведениям .

Научить создавать стенгазеты: делать иллюстрации, подбирать к ним текст в соответствии с содержанием, в логической последовательности располагать сюжеты и т. п.

Развивать внимание, наблюдательность творческое мышление.

Умение владеть компьютерными навыками.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Навыки логического мышления.

8

Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева и М.М. Пришвина.

Познакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева и М.М. Пришвина; расширять знания; воспитывать устойчивый интерес к  литературе.

Умение адекватно использовать коммуникативные средства для беседы; строить монологическую и диалогическую речь.

9

Самостоятельное и совместное с родителями чтение произведений:

- «Кто сказал «Мяу»;

- «Дневник кузнечика Кузи»; «Времена года»; «Кладовая солнца»

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведений.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать любовь к природе .

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать для себя определённый опыт.

10

Конкурс рисунков по прочитанным произведениям В.Г.Сутеева, М.М. Пришвина.

Развивать образное мышление детей, способность выражать свои впечатления с помощью средств изобразительной деятельности.

Развивать художественный вкус.

Воспитывать уважение к чужой работе.

Умение анализировать выполнение своей работы и работы сверстников; давать положительную оценку; видеть прекрасное.

11

Литературная викторина по теме: «Моя любимая прочитанная книжка».

Формировать умения составлять на основе прочитанных произведений монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Развивать умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Воспитание любознательности.

Умение формулировать несложные выводы, основываясь на текст, находить аргументы подтверждающие вывод.

12

«В гостях у бабушки Астрид Линдгрен» (беседа-диалог)

Формировать умения самостоятельно находить в тексте конкретные сведения, интересные факты.

Развивать любознательность.

Воспитывать потребность к знаниям.

Умение находить необходимую информацию в различных источниках.

13

Самостоятельное и совместное с родителями чтение произведений А. Линдгрен.

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведения.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать потребность к чтению.

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать для себя определённый опыт.

14

Чтение  произведений: «Малыш и  Карлсон»

(С последующим анализом).

Конкурс «Читаем сказку по ролям».

Учить детей внимательно слушать текст, осмысливать его содержание;

Развивать умение делать сравнительный анализ;

Воспитывать умение оценивать поступки героев.

Умение анализировать прочитанное; отстаивать свою точку зрения.

Владеть навыками культурного поведения при диалоге, уважать мнение товарищей.

15

 

 «С днём рождения, книга!»

-оформление кабинета;

-оформление выставки детского творчества;

-работа над сценарием по произведению «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»;

-распределение ролей и обязанностей;

-изготовление костюмов;

-рисование эскизов для изготовления декораций и персонажей к спектаклю по произведению  А. Линдгрен;

- совместное изготовление декораций к спектаклям;

- работа над постановкой мини-спектакля;

Учить группировать и тематически систематизировать работы, располагать их на выставке, с учётом эстетических норм.

Развивать умение устанавливать логический ход событий.

Учить давать оценку поступкам героев.

Учить взаимодействию с партнёром.

Развивать навыки планирования, распределять между собой работу.

Развивать творческую смелость, оригинальность.

Воспитывать у детей потребность в поиске эффективных средств выразительности, развивать умение вживаться в образ.

Воспитывать аккуратность в работе, ответственность, художественный вкус и навыки творческого сотрудничества.

Уметь грамотно и красиво писать текст на пригласительных билетах.

Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на событие или поступки.

Умение анализировать происходящие события, видеть и оценивать собственные поступки, поступать в рамках принятых норм и правил поведения.

Способность переживать эстетические чувства.

Умение  понимать  других людей и оказывать им  помощь.

Умение контролировать свои действия и действия партнёра.

Умение принимать помощь от сверстников и взрослых, прислушиваться к их советам.

16

 «С днём рождения, книга

- выставка детских рисунков;

- презентация

- викторина для детей ;

- показ спектакля  по произведению «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (инсценировка).

Формировать интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков), учебную мотивацию.

Развивать у детей настойчивость, любознательность, волю и упорство в достижении цели.  

Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, аккуратность, чувства коллективизма и  умения работать в сотрудничестве со сверстниками, учителем и родителями.

Умение самостоятельно организовать себя и определить план выполнения заданий.

Умение радоваться за своих одноклассников.

17

Путешествие по сказкам  К. И.Чуковского.

Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского; расширять знания; воспитывать устойчивый интерес к классической литературе.

Умение адекватно использовать коммуникативные средства для беседы; строить монологическую и диалогическую речь.

18

Самостоятельное и совместное с родителями чтение произведений К.И. Чуковского:

- «Бармалей»;

- «Чедорино горе»;

- «Айболит и воробей» . Дискуссия по произведениям К.И.Чуковского на тему: «Что такое стихотворная сказка?»

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведения.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать потребность к чтению.

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать для себя определённый опыт.

19

Беседа – диалог по творчеству Т.Янссона.

Формировать умения самостоятельно находить в тексте конкретные сведения, интересные факты.

Развивать любознательность.

Воспитывать потребность к знаниям.

Умение находить необходимую информацию в различных источниках.

20

Самостоятельное и совместное с родителями чтение произведений Т. Янссона:

«Мемуары папы Мумитролля».

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведения.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать потребность к чтению.

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать уроки из прочитанного.

21

Создание совместных и индивидуальных кроссвордов «Я лучший читатель».

Научить создавать кроссворды: делать иллюстрации, подбирать к ним текст в соответствии с содержанием, в логической последовательности располагать сюжеты и т. п.

Развивать внимание, наблюдательность творческое мышление.

Умение владеть компьютерными навыками.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Навыки логического мышления.

 для себя определённый опыт.

22

Конкурс поделок по прочитанным произведениям .

Интеллектуальная игра «Открытая книга», «Сочиняем сказку вместе»

Развивать образное мышление детей, способность выражать свои впечатления с помощью средств различной творческой  деятельности.

Развивать художественный  вкус.

Воспитывать уважение к чужой работе.

Умение анализировать выполнение своей работы и работы сверстников; давать положительную оценку; видеть прекрасное.

23

Беседа по творчеству А.П. Гайдара. Совместное и самостоятельное чтение рассказа «Тимур и его команда».

Научить выделять главное, понимать нравственный смысл произведения.

Развивать навык совместного чтения.

Воспитывать потребность к чтению.

Умение анализировать поступки героев.

Умение соотносить полученную информацию с конкретными жизненными ситуациями, извлекать для себя определённый опыт.

24

Проведение   семейного читательского марафона «Мама, папа и я- читающая семья». Проведение конкурса «Семейная рукописная книга».

Учить детей внимательно слушать текст, осмысливать его содержание;

Развивать умение делать сравнительный анализ;

Воспитывать умение оценивать поступки героев.

Повышение интереса детей к книжной культуре, как средству развития и речи познавательных процессов .

Развитие речи детей (качественное и количественное изменение словаря, грамматического строя, повышение уровня владения связной речью) .

Развитие коммуникативных навыков, познавательной активности

Сформированность представлений родителей о роли детской книги в жизни ребенка.

Вовлечение родителей в процесс формирования интереса к художественной литературе у детей.

Возрождение совместного домашнего творчества

Обобщение и распространение семейного опыта.

35.

Подведение итогов проекта.

Учить детей анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Формировать позитивную самооценку.

Умение оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения, оценку учителя и одноклассников; вносить коррективы по завершении мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Открытое мероприятие с родителями " Книги мы семьей читаем"

Открытое мероприятие- викторина по литературе с родителями и учениками 4 классов....

Праздник книги.Открытие проекта "Успешное чтение" в 1 классе.

Значимую  роль  в  работе  над  проектом "Успешное  чтение"  имеет  его  открытие.  Я  предлагаю  один  из  сценариев  меропр...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему: « Красная книга».

Дети создают свою красную книгу, в которую попадают исчезающие животные и растения. Помогают им в этом Эксперты страниц Красной книги....

открытие недели детской книги

как в необычной форме провести праздник? а вот так! Потом все классы показывали инсценировки отрывков из любимых произведений...

Открытый урок чтения в 3 классе по книге В. Каверина «Два капитана» в рамках школьного проекта «Год с книгой. В. Каверин. Два капитана».

16 декабря я  пригласила педагогов на открытый урок чтения в 3 «б» классе, который назывался «23 будущих капитана». Урок по роману В. Каверина «Два капитана» проходил в рамках общешкольного проек...

Внеурочное предметное мероприятие по культуре и традициям народов Дагестана в 4 классе "Игровое путешествие по Открытой книге любознательности и интеллекта.".

В данной методической разработке описывается подробный сценарий проведения внеурочного предметного мероприятия в 4 классе по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана». Разработка представляе...