РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ШКОЛА РОССИИ» 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс)

Журавлёва Светлана Викторовна

.

В рабочей программе по русскому языку  представлены  следующие содержательные линии: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_4_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧИЕ  ПРОГРАММЫ  «ШКОЛА  РОССИИ» 4   КЛАСС

РАЗДЕЛ I.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

1.Статус  документа

 Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана  на 170 часов из расчёта 5 учебных  часов в неделю.

2.Структура   документа

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

3.Общая  характеристика  учебного   предмета

 Программа основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В программе «орфография» не выделяется в качестве специального раздела. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

 В программе предусматривается закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

ОСНОВНЫЕ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

.

В рабочей программе по русскому языку  представлены  следующие содержательные линии: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».

                                          ЦЕЛИ    ОБУЧЕНИЯ

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

РАЗДЕЛ II.    УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН.

   №

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

    1

Предложение (синтаксис и пунктуация )

          30

    2

Части  речи ( морфология )

          120

   

Имя  существительное

           40

   

Имя  прилагательное

           25

   

Личные  местоимения

             7

   

Глагол

           45

   

Наречие

             3

    3

Повторение (обобщение)

            20

     

Всего:

           170

               РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА.

  Предложение  ( 30 ч)

      Главные  члены  предложения и  второстепенные  ( обстоятельство, дополнение, определение).Однородные  члены  предложения. Простые  и  сложные  предложения. Знаки  препинания. Прямая  речь. Знакомство  с  оформлением  диалога.  Обращение.

 

«Имя существительное» ( 40 ч)

     Лексическое  значение, основные  грамматические  признаки;имена  существительные  собственные  и  нарицательные.Основные  типы  склонения  имен существительных.Правописание  безударных  падежных  окончаний  существительных.Употребление  предлогов с  различными  падежами  имен  существительных. Склонение  и  правописание  существительных  во  множественном  числе.

«Имя прилагательное» ( 25 ч)

      Лексическое  значение, основные  грамматические  признаки. Склонение  имен  прилагательных  единственного  и  множественного  числа. Прилагательное  как  член  предложения. Употребление  прилагательных  в  речи.

«Личные  местоимения» ( 7 ч)

       Общие  сведения  о  личных  местоимениях. Личное  местоимение  и  существительное. Значение  личных  местоимений. Склонение  личных  местоимений. Правописание  личных  местоимений  с  предлогами. Личные  местоимения  как  член  предложения.Употребление  личных местоимений  в  речи.

«Глагол» ( 45 ч)

       Лексическое  значение, основные  грамматические  признаки. Неопределенная  форма  глагола. Время  глагола, изменение  по  лицам  и  числам, в  прошедшем  времени по  родам  и  числам. I и II спряжение  глаголов. Правописание  безударных  окончаний  глаголов. Глагол  как  член  предложения. Особенности  употребления  глаголов  в  речи.

Наречие ( 3 ч )

        Общие  сведения  о  наречии, лексическое  значение, основные  грамматические  признаки. Правописание  суффиксов -о, - а  в  наречиях. Наречие  как  член  предложения.  Употребление  наречий  в  речи.

Повторение ( обобщение ) пройденного  в  начальных  классах  (20 ч)

РАЗДЕЛ IV.   ТРЕБОВАНИЯ   К   УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны

знать:

-изученные части речи и их признаки;

-признаки однородных членов предложения;

уметь:

-находить в словах орфограммы на изученные правила;

-безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку;

-производить фонетический разбор слов;

-производить разбор слова по составу;

-производить разбор слова как часть речи;

-производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

-определять тему и основную мысль текста;

-озаглавливать текст с опорой на тему;

-составлять план текста;

-распознавать тексты;

-писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

-писать сочинение повествовательного характера.

РАЗДЕЛ V.   ПЕРЕЧЕНЬ   УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1.  Зеленина Л.М. Русский  язык. Учеб.для  4  кл. нач.шк. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2008.

2.  Зеленина Л.М., Хохлова  Т.Е..Рабочая  тетрадь  № 1, № 2. М.: Просвещение, 2008.

3.   Русский  язык. 4 класс: поурочные  планы  по  учебнику  Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е./авт.-сост. И.В.Мукашева. -Волгоград: Учитель, 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           1. Статус документа.

Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса  и  возрастных особенностей младших школьников. Программа  рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.

2.Структура документа

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

3.Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие  говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия

ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

   

     

                  СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Летописи. Былины. Жития

8

2.

Чудесный мир классики.

      15

3.

Поэтическая тетрадь.

8

4.

Литературные сказки

      12

5.

Делу время - потехе час.

7

6.

   Страна детства.

6

7.

   Поэтическая тетрадь.      

4

8.

   Природа и мы.

11

9.

   Поэтическая тетрадь.

6

10.

   Родина.

5

11.

   Страна фантазия.

5

12.

   Зарубежная литература.

15

  13

Внеклассное  чтение

      34

                                                                              Всего                      136

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Летописи. Былины. Жития» ( 8 ч) ( И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу).

«Чудесный мир классики» (15 ч) ( произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ).

«Поэтическая тетрадь»( 8 ч) ( произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина).

«Литературные сказки» (12 ч) ( произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу).

«Делу время - потехе час» (7 ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу).

«Страна детства» (6 ч) ( произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу).

«Поэтическая тетрадь» (4 ч) ( В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки», М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу).

«Природа и мы» (11 ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка», Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок  Скрип»).

«Поэтическая тетрадь» (6 ч)  ( Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка»)

«Родина» (5 ч) ( Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).

«Страна фантазия» (5 ч) ( Е. Велтисов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»).

«Зарубежная литература» (15 ч) ( Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»).

Внеклассное  чтение  ( 34 )

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему;

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

-составлять план к прочитанному;

-составлять пересказ;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2007.

2. Кутявина С.В.Методическое пособие. Поурочные планы. Литературное чтение, 4 класс. Издательство «Волгоград», 2003.

3. Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы», Издательство «Просвещение», 2003.

РАЗДЕЛ 1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Статус документа.

 Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на  170 часов из расчёта 5 часов в неделю.

2. Структура документа.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

3. Общая характеристика учебного предмета. 

Программа предусматривает  изучение четырех арифметических действий, овладение алгоритмами устных и письменных вычислений,  дети учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. Программа формирует пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Программа определяет также необходимый минимум практических работ.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В  программе по математике, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

   

                  СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

    1.

Нумерация. Четыре арифметических

действия:сложение,вычитание, умножение, деление

     15

    2.

 Нумерация  больше  тысячи.

      12

    3.

Величины.

      18

     

    4.  

   Сложение и вычитание многозначных  чисел

       9

   

    5.

   Умножение, деление многозначных  чисел . Итоговое  повторение                          

                 

       94

       22

     

   

Всего:

        170

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

«НУМЕРАЦИЯ. Четыре  арифметических  действия : сложение, вычитание,умножение, деление» (15 ч) ( Нумерация; Счёт предметов; Разряды; Числовые выражения; Сложения вычитания; Сложение нескольких слагаемых; Вычитание вида: 903-575; Умножение; Деление).

«Нумерация   больше  тысячи» (12 ч) ( Новые счётные единицы; Класс единиц, класс тысяч; Чтение многозначных чисел; Сравнение многозначных чисел; Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз; Разряд. Состав чисел; Класс миллионов. Класс миллиардов; Луч. Числовой луч).

«Величины» (18 ч) ( Единицы длины; Километр. Таблица единиц длины; Единицы площади. Квадратный км.; Квадратный мм.; Ар (сотка). Гектар; Таблица единиц площади; Единицы массы. Тонна. Центнер; Единицы времени; 24-часовое исчисление времени суток; Секунда; Век; Таблица единиц времени).

«Сложение и вычитание» ( 9 ч) ( Письменные приёмы сложения и вычитания; Вычитания вида: 30007-648; Решение уравнений; Решение задач; Сложение и вычитание величин; Решение задач на увеличение ( уменьшение) числа.

«Умножение и деление» ( 94 ч) ( Письменные приёмы умножения; Умножение чисел, оканчивающимися нулём; Деление многозначного числа на однозначное; Решение задач;  Задачи на пропорциональное деление; Деление многозначных чисел; Среднее арифметическое; Понятие «Скорость». Единицы скорости; Связи между скоростью, временем и расстоянием; Виды треугольников; Умножение вида: 7600х40; Решение задач на встречное движение; Решение задач на движение в противоположном направлении; Умножение числа на сумму; Устные приёмы умножения; Умножение на трёхзначное число;  Письменный приём деления вида: 498: 82; Деление с остатком на двузначное число; Деление на двузначное число; Деление на трёхзначное число; Проверка умножения и деления).

           « Итоговое  повторение» ( 22 ч)

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

Знать:

-названия и последовательность чисел в натуральном ряду;

-как образуется каждая следующая счётная единица, названия и последовательность первых трёх классов;

-названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

-связь между компонентами и результатом каждого действия;

-правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

-таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;

-единицы названных величин;

-связи между такими величинами;

-виды углов;

-определение прямоугольника.

Уметь:

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

-записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше», «равно»;

-представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника;

-узнавать время по часам;

-выполнять арифметические действия с величинами;

-применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами;

-строить заданный отрезок.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Моро М. И. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2006.

2. Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение», 2001.

3. Дмитриева О. И. Методическое пособие «Поурочные разработки по математике 4 класс» ,Издательство  «Просвещение», 2007.

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Статус документа.

 Программа по окружающему миру  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на  68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

2. Структура документа.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

3.Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в  программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения окружающему миру реализуются следующие цели:

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

1.

Земля и человечество

      10

   2.

Природа   России

      10

   3.

Родной  край - часть большой      

страны

      14

   4.

Страницы всемирной истории

        5

    5.  

Страницы  истории Отечества

       20

    6.

Современная Россия

         9

Всего:

   

     68

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

«Земля и человечество» (10 ч) ( Введение; Государственная символика; Вселенная; Солнце; Планеты солнечной системы; Звёздное небо - великая книга природы; Что изучает география? Глобус и карта; Пояса земли; Что такое история? История- путешествие в глубь времён; Экологические проблемы; Всемирное наследие; Красная книга; Обобщение по теме).

«Природа  России» (10 ч) ( Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Леса России; Зона степей; Пустыня; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщение).

«Родной край - часть  большой  страны» (14 ч)  ( Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Леса, луга и пресные водоёмы; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Обобщение).

«Страницы всемирной истории» (6 ч) ( Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее  время; Обобщение).

«Страницы истории Отечества» (20 ч) ( Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Путешествие в древнюю Москву; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Война 1812 года; Страницы истории 19 века; Россия вступает в 20 век; Страницы истории  20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос; Обобщение).

«Современная Россия» (9 ч) ( Основной закон России; Мы- граждане России; Славные символы России; Такие разные праздники; Путешествие по России; Обобщение).  

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

Уметь:

  • наблюдать объекты  окружающего мира, их устное описание;
  • соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
  • выявлять с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  • проводить простейшие измерения разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  • работать  с учебными и научно-популярными текстами.

знать/понимать

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. А. А. Плешаков Мир вокруг нас: 4 класс: Учебник для 4 класса в двух частях. Издательство « Просвещение», 2008.

2. Программа для общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение», 2001.

3.   Методическое  пособие «Поурочные  разработки  по курсу «Мир  вокруг  нас», «Вако», 2004 .

.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Статус документа.

 Программа по изобразительному  искусству  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на  34 часа из расчёта 1 час в неделю.

2. Структура документа.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

3.Общая характеристика учебного предмета

  Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Программа даёт  представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Рабочая программа предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

ОСНОВНЫЕ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения  изобразительному искусству реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

1

В мире  изобразительного искусства

12

2

Мы  любим  смотреть  картины  и  рисовать

22

Всего:

34

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

«В  мире  изобразительного  искусства» (12ч) (  Натюрморт из овощей, фруктов; рисование фигуры человека, лепка; составление  мозаичного  панно «Парусные  лодки  на  реке», рисование  с  натуры  коробки , шара; тематическое  рисование «Моя  улица», «Мой  двор». ).

«Мы  любим  смотреть  картины» ( 22 ч))   Иллюстрирование  сказки  А. С. Пушкина  «Сказка   о   рыбаке  и  рыбке», басни  Крылова «Ворона  и  лисица»,    составление   аппликации   народной    сказки « По  щучьему  велению»,рисование  птиц    и   животных  по  представлению, рисование  по  памяти   современных    машин, выполнение    эскиза   лепного   пряника, тематическое   рисование  «Закат  солнца», составление   мозаичного  панно «Слава  труду», аппликация  «Орнаменты  народов  мира»

 

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ . К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

-рассматривать и проводить простейший анализ  произведения искусства;

-чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков  объектов в действительности  и  в  изображении;

-выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной  и  угловой  перспективы;

-использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;

-передавать в лепных изделиях объёмную форму, контруктивно-анатомическое строение   животных, фигуры  человека.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Кузин В. С. Изобразительное искусство: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Дрофа», 2003.

2. Программа  для общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение»,2001.

3.   С.И. Доля . Изобразительное искусство , 4 класс. Поурочные  планы  по  программе В.С.Кузина, Волгоград. 2008.

     

                           

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1. Статус документа

 Программа по технологии  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на  68 часов из расчёта 2 часа  в неделю.

 

2. Структура документа

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Программа  предусматривает деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) , что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Рабочая программа  строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

-        практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-        применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-        применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

ОСНОВНЫЕ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».

ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №

            СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

    1.

     

Сельскохозяйственный труд.

Осенние  работы

12

    2.

 

Технический труд.

4

    3.  

Техническое моделирование.

10

    4.

Бытовой  труд.

         16

    5.

Основы художественной обработки различных материалов.

14

    6.

Весенние работы.

12

   

Всего:

         

         68

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Сельскохозяйственный труд. Осенние  работы» (12 ч) ( Правила безопасного труда; Уборка урожая; Сбор семян; Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению; Подготовка учебно-опытного участка к зиме; Знакомство с видами работ в животноводстве; Уход за комнатными растениями).

«Технический труд» (4 ч) ( Обработка бумаги и картона: Правила безопасного труда; Разметка, сгибание, резание, склеивание бумаги и картона. Изготовление коробок, конвертов;

«Техническое моделирование» ( 10ч)  ( Ознакомление с деталями конструктора; Ознакомление с простой электрической цепью; Конструирование и изготовление технических моделей из различных материалов; Приёмы обработки различных материалов с помощью приспособлений, облегчающий труд; Знакомство с профессиями людей, работающих в ремонтных мастерских).

«Бытовой труд» (16ч) ( Правила безопасного труда; Изготовление выкроек, Чтение простейших технических рисунков. Одежда для кукол, нарукавники; Техника исполнения и назначения швов: подрубочного, тамбурного, строчкой; Ремонт одежды: штопка, накладывание заплат, пришивание пуговиц, крючков, кнопок).

«Основы художественной обработки различных материалов» (14 ч) (правила безопасного труда; Резьба по дереву. Сувениры; Чеканка; Художественная вышивка; Вязание).

«Весенние работы» (12ч) ( Правила безопасного труда; Выращивание рассады томатов, капусты, огурцов. Уход за ними. Посадка рассады в грунт; Уход за растениями; Размножение комнатных растений).

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ   4  КЛАССА

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны :

- выделять признаки и свойства объектов окружающего мира;

- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;

- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач;

-планировать и организовывать свою деятельность и др.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы.  В. Г. Машинистов: Программа  по трудовому обучению для сельских школ. Издательство «Просвещение», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...