РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ШКОЛА РОССИИ» 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс)
.
В рабочей программе по русскому языку представлены следующие содержательные линии: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_4_klass.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА РОССИИ» 4 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Статус документа
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 170 часов из расчёта 5 учебных часов в неделю.
2.Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3.Общая характеристика учебного предмета
Программа основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
В программе «орфография» не выделяется в качестве специального раздела. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе предусматривается закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
.
В рабочей программе по русскому языку представлены следующие содержательные линии: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1 | Предложение (синтаксис и пунктуация ) | 30 |
2 | Части речи ( морфология ) | 120 |
| Имя существительное | 40 |
| Имя прилагательное | 25 |
| Личные местоимения | 7 |
| Глагол | 45 |
| Наречие | 3 |
3 | Повторение (обобщение) | 20 |
| Всего: | 170 |
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Предложение ( 30 ч)
Главные члены предложения и второстепенные ( обстоятельство, дополнение, определение).Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Обращение.
«Имя существительное» ( 40 ч)
Лексическое значение, основные грамматические признаки;имена существительные собственные и нарицательные.Основные типы склонения имен существительных.Правописание безударных падежных окончаний существительных.Употребление предлогов с различными падежами имен существительных. Склонение и правописание существительных во множественном числе.
«Имя прилагательное» ( 25 ч)
Лексическое значение, основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного и множественного числа. Прилагательное как член предложения. Употребление прилагательных в речи.
«Личные местоимения» ( 7 ч)
Общие сведения о личных местоимениях. Личное местоимение и существительное. Значение личных местоимений. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как член предложения.Употребление личных местоимений в речи.
«Глагол» ( 45 ч)
Лексическое значение, основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам, в прошедшем времени по родам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи.
Наречие ( 3 ч )
Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. Правописание суффиксов -о, - а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Повторение ( обобщение ) пройденного в начальных классах (20 ч)
РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны
знать:
-изученные части речи и их признаки;
-признаки однородных членов предложения;
уметь:
-находить в словах орфограммы на изученные правила;
-безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку;
-производить фонетический разбор слов;
-производить разбор слова по составу;
-производить разбор слова как часть речи;
-производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
-определять тему и основную мысль текста;
-озаглавливать текст с опорой на тему;
-составлять план текста;
-распознавать тексты;
-писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
-писать сочинение повествовательного характера.
РАЗДЕЛ V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Зеленина Л.М. Русский язык. Учеб.для 4 кл. нач.шк. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2008.
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е..Рабочая тетрадь № 1, № 2. М.: Просвещение, 2008.
3. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е./авт.-сост. И.В.Мукашева. -Волгоград: Учитель, 2008.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа.
Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
2.Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3.Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
| СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Летописи. Былины. Жития | 8 |
2. | Чудесный мир классики. | 15 |
3. | Поэтическая тетрадь. | 8 |
4. | Литературные сказки | 12 |
5. | Делу время - потехе час. | 7 |
6. | Страна детства. | 6 |
7. | Поэтическая тетрадь. | 4 |
8. | Природа и мы. | 11 |
9. | Поэтическая тетрадь. | 6 |
10. | Родина. | 5 |
11. | Страна фантазия. | 5 |
12. | Зарубежная литература. | 15 |
13 | Внеклассное чтение | 34 |
Всего 136
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Летописи. Былины. Жития» ( 8 ч) ( И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу).
«Чудесный мир классики» (15 ч) ( произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ).
«Поэтическая тетрадь»( 8 ч) ( произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина).
«Литературные сказки» (12 ч) ( произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу).
«Делу время - потехе час» (7 ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу).
«Страна детства» (6 ч) ( произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу).
«Поэтическая тетрадь» (4 ч) ( В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки», М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу).
«Природа и мы» (11 ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка», Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
«Поэтическая тетрадь» (6 ч) ( Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка»)
«Родина» (5 ч) ( Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).
«Страна фантазия» (5 ч) ( Е. Велтисов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»).
«Зарубежная литература» (15 ч) ( Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»).
Внеклассное чтение ( 34 )
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему;
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
-составлять план к прочитанному;
-составлять пересказ;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2007.
2. Кутявина С.В.Методическое пособие. Поурочные планы. Литературное чтение, 4 класс. Издательство «Волгоград», 2003.
3. Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы», Издательство «Просвещение», 2003.
РАЗДЕЛ 1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа.
Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.
2. Структура документа.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Программа предусматривает изучение четырех арифметических действий, овладение алгоритмами устных и письменных вычислений, дети учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. Программа формирует пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Программа определяет также необходимый минимум практических работ.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
В программе по математике, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Нумерация. Четыре арифметических действия:сложение,вычитание, умножение, деление | 15 |
2. | Нумерация больше тысячи. | 12 |
3. | Величины. | 18 |
4. | Сложение и вычитание многозначных чисел | 9 |
5. | Умножение, деление многозначных чисел . Итоговое повторение |
94 22 |
| Всего: | 170 |
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
«НУМЕРАЦИЯ. Четыре арифметических действия : сложение, вычитание,умножение, деление» (15 ч) ( Нумерация; Счёт предметов; Разряды; Числовые выражения; Сложения вычитания; Сложение нескольких слагаемых; Вычитание вида: 903-575; Умножение; Деление).
«Нумерация больше тысячи» (12 ч) ( Новые счётные единицы; Класс единиц, класс тысяч; Чтение многозначных чисел; Сравнение многозначных чисел; Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз; Разряд. Состав чисел; Класс миллионов. Класс миллиардов; Луч. Числовой луч).
«Величины» (18 ч) ( Единицы длины; Километр. Таблица единиц длины; Единицы площади. Квадратный км.; Квадратный мм.; Ар (сотка). Гектар; Таблица единиц площади; Единицы массы. Тонна. Центнер; Единицы времени; 24-часовое исчисление времени суток; Секунда; Век; Таблица единиц времени).
«Сложение и вычитание» ( 9 ч) ( Письменные приёмы сложения и вычитания; Вычитания вида: 30007-648; Решение уравнений; Решение задач; Сложение и вычитание величин; Решение задач на увеличение ( уменьшение) числа.
«Умножение и деление» ( 94 ч) ( Письменные приёмы умножения; Умножение чисел, оканчивающимися нулём; Деление многозначного числа на однозначное; Решение задач; Задачи на пропорциональное деление; Деление многозначных чисел; Среднее арифметическое; Понятие «Скорость». Единицы скорости; Связи между скоростью, временем и расстоянием; Виды треугольников; Умножение вида: 7600х40; Решение задач на встречное движение; Решение задач на движение в противоположном направлении; Умножение числа на сумму; Устные приёмы умножения; Умножение на трёхзначное число; Письменный приём деления вида: 498: 82; Деление с остатком на двузначное число; Деление на двузначное число; Деление на трёхзначное число; Проверка умножения и деления).
« Итоговое повторение» ( 22 ч)
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Знать:
-названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
-как образуется каждая следующая счётная единица, названия и последовательность первых трёх классов;
-названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-связь между компонентами и результатом каждого действия;
-правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
-таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
-единицы названных величин;
-связи между такими величинами;
-виды углов;
-определение прямоугольника.
Уметь:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
-записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше», «равно»;
-представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами;
-применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами;
-строить заданный отрезок.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Моро М. И. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2006.
2. Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение», 2001.
3. Дмитриева О. И. Методическое пособие «Поурочные разработки по математике 4 класс» ,Издательство «Просвещение», 2007.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа.
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
2. Структура документа.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3.Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения окружающему миру реализуются следующие цели:
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | СОДЕРЖАНИЕ | Кол-во часов |
1. | Земля и человечество | 10 |
2. | Природа России | 10 |
3. | Родной край - часть большой страны | 14 |
4. | Страницы всемирной истории | 5 |
5. | Страницы истории Отечества | 20 |
6. | Современная Россия | 9 |
Всего: |
68 |
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
«Земля и человечество» (10 ч) ( Введение; Государственная символика; Вселенная; Солнце; Планеты солнечной системы; Звёздное небо - великая книга природы; Что изучает география? Глобус и карта; Пояса земли; Что такое история? История- путешествие в глубь времён; Экологические проблемы; Всемирное наследие; Красная книга; Обобщение по теме).
«Природа России» (10 ч) ( Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Леса России; Зона степей; Пустыня; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщение).
«Родной край - часть большой страны» (14 ч) ( Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Леса, луга и пресные водоёмы; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Обобщение).
«Страницы всемирной истории» (6 ч) ( Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее время; Обобщение).
«Страницы истории Отечества» (20 ч) ( Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Путешествие в древнюю Москву; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Война 1812 года; Страницы истории 19 века; Россия вступает в 20 век; Страницы истории 20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос; Обобщение).
«Современная Россия» (9 ч) ( Основной закон России; Мы- граждане России; Славные символы России; Такие разные праздники; Путешествие по России; Обобщение).
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Уметь:
- наблюдать объекты окружающего мира, их устное описание;
- соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
- выявлять с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проводить простейшие измерения разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работать с учебными и научно-популярными текстами.
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. А. А. Плешаков Мир вокруг нас: 4 класс: Учебник для 4 класса в двух частях. Издательство « Просвещение», 2008.
2. Программа для общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение», 2001.
3. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», «Вако», 2004 .
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Статус документа.
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
2. Структура документа.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3.Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программа даёт представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Рабочая программа предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения изобразительному искусству реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | СОДЕРЖАНИЕ | Кол-во часов |
1 | В мире изобразительного искусства | 12 |
2 | Мы любим смотреть картины и рисовать | 22 |
Всего: | 34 |
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
«В мире изобразительного искусства» (12ч) ( Натюрморт из овощей, фруктов; рисование фигуры человека, лепка; составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке», рисование с натуры коробки , шара; тематическое рисование «Моя улица», «Мой двор». ).
«Мы любим смотреть картины» ( 22 ч)) Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», басни Крылова «Ворона и лисица», составление аппликации народной сказки « По щучьему велению»,рисование птиц и животных по представлению, рисование по памяти современных машин, выполнение эскиза лепного пряника, тематическое рисование «Закат солнца», составление мозаичного панно «Слава труду», аппликация «Орнаменты народов мира»
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ . К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;
-чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;
-передавать в лепных изделиях объёмную форму, контруктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Кузин В. С. Изобразительное искусство: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Дрофа», 2003.
2. Программа для общеобразовательных учреждений «Начальные классы». Издательство «Просвещение»,2001.
3. С.И. Доля . Изобразительное искусство , 4 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, Волгоград. 2008.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
2. Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) , что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Рабочая программа строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
В программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1.
| Сельскохозяйственный труд. Осенние работы | 12 |
2.
| Технический труд. | 4 |
3. | Техническое моделирование. | 10 |
4. | Бытовой труд. | 16 |
5. | Основы художественной обработки различных материалов. | 14 |
6. | Весенние работы. | 12 |
| Всего: |
68 |
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Сельскохозяйственный труд. Осенние работы» (12 ч) ( Правила безопасного труда; Уборка урожая; Сбор семян; Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению; Подготовка учебно-опытного участка к зиме; Знакомство с видами работ в животноводстве; Уход за комнатными растениями).
«Технический труд» (4 ч) ( Обработка бумаги и картона: Правила безопасного труда; Разметка, сгибание, резание, склеивание бумаги и картона. Изготовление коробок, конвертов;
«Техническое моделирование» ( 10ч) ( Ознакомление с деталями конструктора; Ознакомление с простой электрической цепью; Конструирование и изготовление технических моделей из различных материалов; Приёмы обработки различных материалов с помощью приспособлений, облегчающий труд; Знакомство с профессиями людей, работающих в ремонтных мастерских).
«Бытовой труд» (16ч) ( Правила безопасного труда; Изготовление выкроек, Чтение простейших технических рисунков. Одежда для кукол, нарукавники; Техника исполнения и назначения швов: подрубочного, тамбурного, строчкой; Ремонт одежды: штопка, накладывание заплат, пришивание пуговиц, крючков, кнопок).
«Основы художественной обработки различных материалов» (14 ч) (правила безопасного труда; Резьба по дереву. Сувениры; Чеканка; Художественная вышивка; Вязание).
«Весенние работы» (12ч) ( Правила безопасного труда; Выращивание рассады томатов, капусты, огурцов. Уход за ними. Посадка рассады в грунт; Уход за растениями; Размножение комнатных растений).
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны :
- выделять признаки и свойства объектов окружающего мира;
- высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач;
-планировать и организовывать свою деятельность и др.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. В. Г. Машинистов: Программа по трудовому обучению для сельских школ. Издательство «Просвещение», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...