конспект урока по русскому языку в 4 классе Распознавание значимых частей слова.
план-конспект урока на тему

Березина Марина Сергеевна

Данный урок является уроком обощением по теме по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  Распознавание значимых частей слова.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Состав слова»;  создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся

Задачи урока:

1. систематизация знаний по теме «Состав слова»; формирование умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

2. развитие умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развитие памяти, внимания, мышления, умения логически рассуждать, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; развитие орфографической зоркости.

3. создание положительной мотивации учащихся к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.

5. Формирование у учащихся  ключевых компетентностей 

Ход урока

Содержание урока

Пояснения по ССО

Планируемые результаты

  1. Повторение (актуализация знаний)
  1. Чистописание

Для чистописания выберем парные согласные буквы, которые могут обозначать звуки [ с ] [ с, ]

Ска….ка     ра…..кажу      переска….

Бабушка читала маленькому Ване волшебные _______________.

Вставьте буквы, запишите слова, запишите предложение, вставив подходящее слова из 2 строки, разберите по членам предложения, частям речи. Составьте словосочетания. (Проверка, оценка)

Что общего между словами?

Слово, которое вы вставили в предложение, будет ли однокоренным к данной строчке слов? Почему? Какое из слов соответствует схеме?

Разберите слово пересказ по составу, пользуясь алгоритмом.

Использовалась мыслительные операции анализ и синтез

Ученик научится разбирать слова по алгоритму, работать со схемами, проводить анализ разбора слов по составу, и синтез, составляя слова по схеме

Логический переход к новой теме

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

Мы впервые работаем по этой теме? (Нет)

- Поставьте перед собой цели на этот урок.

Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать ответу товарищей

Логический переход

3.Новый материал

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

 – Чтобы ответить на все непонятные вопросы, проведем наблюдение, выполним практическую часть работы.

А) Запишите слова, разберите их по составу

Что общего? Чем отличаются? Почему разные значения?
Вывод о лексическом значении слов.

Протечка, пробежка, прогулка

Б) Для дальнейшего исследования корня обратимся к  учебнику. С 52 №60

Каждая колонка исследует только одну строчку слов.

Выпишите только однокоренные слова. Для этого вам придется их сравнить. Определите критерии для сравнения, взяв их из определения понятия родственных слов.

( общая часть, близкие по значению)  по колонкам в парах

Общая часть

Близки по значению

Отчет групп.

 – Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.

- Что нового вы узнали для себя?

- Что осталось непонятным?

5. Наблюдение над ролью приставок

А) Практическая работа (по рядам)

- Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. работает с глаголом ЕХАТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЛЗТИ. Приставки выделите.

Заполнение сводной таблицы и определение значения приставок.

Проанализируйте слова в каждой строке, попробуйте определить общее значение для каждой приставки.

приехать                  прибежать       приползти          при- - приближение

уехать                       убежать           уползти             у- - удаление

съехать                    сбежать            сползти           с- - спуск

въехать                    вбежать          вползти            в- - вовнутрь

выехать                   выбежать         выползти       вы- - наружу)

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)

6. Наблюдение над ролью суффиксов

 – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.

- Что нового вы узнали?

- Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (в парах)

- Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.

КОТ    ДОМ    ВЕТЕР

- С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?

- С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?

Элементы метода научного познания – гипотеза

Мыслительные операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение

Ученик научится высказывать предположения, выдвигать гипотезу, проводить сравнение частей слова, используемые выбранные им критерии, обобщать знания о частях слова, работать с таблицами, работать с разными источниками информации, работать в парах, самостоятельно делать выводы на основе своих наблюдений

Логический переход

Наше исследование закончилось. О каких частях слова сегодня мы не говорили? Почему?

  1. Закрепление

Чтение таблицы с 52

В завершении предлагаю поиграть в игру «Матрешка» Вам хорошо известна народная русская игрушка. В чем ее особенность?

Правила игры: Так же, как и в игрушке, вам  нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. И какое новое слово получилось. В результате появляется следующая запись:

подносчики

перевозчики

обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

Что осталось от слова. Почему именно корень?

Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение

Ученик научится работе в парах, объяснять свою точку зрения, контролировать свою работу

  1. Домашнее задание

№85

Ученик научится, используя анализ, сравнивать слова по составу, планировать свою работу, выполнять ее по плану, делать самопроверку и корректировку.

Логический переход

Наш урок- исследование подошел к концу.

  1. Рефлексия (решение задач урока для достижения цели урока)

Вспомните цели урока, которые вы назвали в начале, достигли ли мы их?

Оцените свою работу по предложенной форме

Ученик научится высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, оценивать свою работу, давать самооценку

Презентацию к уроку прикладываем в электронном виде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК "ПНШ" Это слово и другое слово.

Цели деятельности учителя:  Создание условий для выделения и подбора родственных слов.: формирование умений подбора родственных слов и выделения общей части слов.Планируемые результатыПредме...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...