Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Простые и сложные предложения.

Учитель Егорова Ольга Владимирована

 

Цели

Образовательные:

o    уметь отличать простые предложения от сложных;

o    совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания в сложных и простых предложениях;

o    систематизировать изученный материал по теме «Синтаксис»;

o    уметь интонационно правильно читать сложные предложения.

Развивающие:

  • формировать речевую компетенцию; 
  •  развивать навык грамотного чтения;
  • развивать навык определения синонимических конструкций. 

Воспитательные:

o    воспитание любви к природе.

Формирование УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Анализировать и обобщать, выделять главное, доказывать и делать выводы, устанавливать аналогии (соотносить графические схемы с примерами из художественных текстов).

Видеть затруднение, искать способ выхода из затруднения, выдвигать версии и аргументировать свой вариант решения затруднения.

Излагать свое мнение, понимать позицию другого ученика, организовывать работу в паре, проговаривая в научной речи теоретический материал, объясняя практические задания с опорой на теорию

Анализировать свою деятельность, объективно оценивать уровень своих знаний, осознавать свои эмоции, уметь осмысливать свои ошибки и быть готовым к работе над собой.

 

 

Технологическая карта урока русского языка «Простые и сложные предложения»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент Цель: включение в деятельность

 - Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 Творческое задание.

Составить предложения из слов: коней, тройка, по, лесу, неслась; звонкий, огласил, колокольчик, окрестность, и, ожил, лес.

Подчеркнуть основу в предложениях.

-Чем отличаются предложения друг от друга?

-Я утверждаю, что в каком-то предложении должна стоять запятая. Где? Почему?

 Уч-ся составляют предложения, анализируют их содержание, выдвигают свои предположения.

 

Познавательные:

Составлять предложения.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Определение темы урока.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Определите тему урока.

1. Тема урока: Простые и сложные предложения

- Изучение этой темы важно для каждого, потому что в содержание экзаменационных работ по русскому языку как в 9, так и в 11 классах включены задания по распознаванию, классификации и выделению сложных предложений

 2. Постановка цели урока.

Каждый запишите в тетрадь цель на сегодняшний урок.

Определяют цели урока.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

«Обратная связь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 Работа с текстом (читают проецированный на доску текст)         Хорош русский лес зимой! Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые, тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Красногрудые снегири с шумом уселись на ветки рябины, где еще виднелись алые бусинки. Тихо нужно ходить в зимнем лесу, чтобы открылась вам чудесная красота спящего леса.

-Докажите, что вы услышали текст.

-Озаглавьте его.

-Выпишите из текста предложения по вариантам:

1в. – простые с однородными членами.

2в. – сложные.

(задание выполняют дети на листах, где изображены следы зверей).Оцените свою работу на этом этапе .

Запись предложений по вариантам.

 Сравнивают написанное, обосновывают свой выбор.

 Осуществляют взаимопроверку, находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения (при необходимости).

 Устно отвечают на вопросы учителя, размышляют на заданную тему.

Подводят итог.

 Учащиеся оценивают свою работу

Познавательные:

 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4 Строить рассуждения.

Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Закрепление

Цель – зафиксировать знания

Творческая работа

( Договариваюсь с детьми, что красным цветом пластилина будем обозначать простые предложения, а зеленым – сложные .На заготовленных листах будем прилеплять пластилин нужного цвета, в зависимости от услышанного предложения).

1.Кусты зашевелились,и на поляну вышел огромный лось.

2.Мы лечили разных птиц: синицу, снегиря, голубя.

3.Была ночь, когда охотник вышел из леса на берег реки.

4.Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы.

5.Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица.

6.Когда солнце село за горизонт, ветер утих.

7.В лесных речках и озерах живут бобры, строят хатки или делают норы в берлогах.

8.Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.

 

 Учащиеся  в парах выполняют задание.

 Учащиеся оценивают свою работу

Познавательные

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Умение оценивать действия одноклассников (К).

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого (Л)

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Редактирование текста устно(дается текст с пропущенными знаками).

-Прочитайте предложения.

-Подумайте, какое задание могло здесь прозвучать?

-Исправить пунктуационные ошибки.

 Учащиеся исправляют предложенный текст

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К). Личностные УУД:

-      смыслообразование,
-      самоопределение,
-      морально-нравственная ориентация.

Регулятивные УУД:

-      контроль,
-      коррекция,
-      оценка.

Познавательные УУД:

-      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,
-      анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
-      умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

-      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
-      владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка,
-      выражение чувств сопереживания.                  

Рефлексия

Организует рефлексию.

-Я приготовила вам сладкий гостинец. Конфету съедите, а на заготовленных листках четырьмя-пятью  предложениями выскажите отношение к уроку и свое понимание учебного материала, изложенного на нем.

 Домашнее задание

Составить 5 простых и 5 сложных предложений.

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_internet-resursa.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Простые и сложные предложения.

Учитель Егорова Ольга Владимирована

Цели

Образовательные:

  • уметь отличать простые предложения от сложных;
  • совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания в сложных и простых предложениях;
  • систематизировать изученный материал по теме «Синтаксис»;
  • уметь интонационно правильно читать сложные предложения.

Развивающие:

  • формировать речевую компетенцию; 
  •  развивать навык грамотного чтения;
  • развивать навык определения синонимических конструкций. 

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе.

Формирование УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Анализировать и обобщать, выделять главное, доказывать и делать выводы, устанавливать аналогии (соотносить графические схемы с примерами из художественных текстов).

Видеть затруднение, искать способ выхода из затруднения, выдвигать версии и аргументировать свой вариант решения затруднения.

Излагать свое мнение, понимать позицию другого ученика, организовывать работу в паре, проговаривая в научной речи теоретический материал, объясняя практические задания с опорой на теорию

Анализировать свою деятельность, объективно оценивать уровень своих знаний, осознавать свои эмоции, уметь осмысливать свои ошибки и быть готовым к работе над собой.

Технологическая карта урока русского языка «Простые и сложные предложения»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент Цель: включение в деятельность

 - Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других.

Актуализация знаний.

Проблемная ситуация

 Творческое задание.

Составить предложения из слов: коней, тройка, по, лесу, неслась; звонкий, огласил, колокольчик, окрестность, и, ожил, лес.

Подчеркнуть основу в предложениях.

-Чем отличаются предложения друг от друга?

-Я утверждаю, что в каком-то предложении должна стоять запятая. Где? Почему?

 Уч-ся составляют предложения, анализируют их содержание, выдвигают свои предположения.

 

Познавательные:

Составлять предложения.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Определение темы урока.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Определите тему урока.

1. Тема урока: Простые и сложные предложения

- Изучение этой темы важно для каждого, потому что в содержание экзаменационных работ по русскому языку как в 9, так и в 11 классах включены задания по распознаванию, классификации и выделению сложных предложений

 2. Постановка цели урока.

Каждый запишите в тетрадь цель на сегодняшний урок.

Определяют цели урока.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

«Обратная связь»

Физминутка

 Работа с текстом (читают проецированный на доску текст)         Хорош русский лес зимой! Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые, тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Красногрудые снегири с шумом уселись на ветки рябины, где еще виднелись алые бусинки. Тихо нужно ходить в зимнем лесу, чтобы открылась вам чудесная красота спящего леса.

-Докажите, что вы услышали текст.

-Озаглавьте его.

-Выпишите из текста предложения по вариантам:

1в. – простые с однородными членами.

2в. – сложные.

(задание выполняют дети на листах, где изображены следы зверей).Оцените свою работу на этом этапе .

Запись предложений по вариантам.

 Сравнивают написанное, обосновывают свой выбор.

 Осуществляют взаимопроверку, находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения (при необходимости).

 Устно отвечают на вопросы учителя, размышляют на заданную тему.

Подводят итог.

 Учащиеся оценивают свою работу

Познавательные:

 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4 Строить рассуждения.

Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Закрепление

Цель – зафиксировать знания

Творческая работа

( Договариваюсь с детьми, что красным цветом пластилина будем обозначать простые предложения, а зеленым – сложные .На заготовленных листах будем прилеплять пластилин нужного цвета, в зависимости от услышанного предложения).

1.Кусты зашевелились,и на поляну вышел огромный лось.

2.Мы лечили разных птиц: синицу, снегиря, голубя.

3.Была ночь, когда охотник вышел из леса на берег реки.

4.Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы.

5.Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица.

6.Когда солнце село за горизонт, ветер утих.

7.В лесных речках и озерах живут бобры, строят хатки или делают норы в берлогах.

8.Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.

 Учащиеся  в парах выполняют задание.

 Учащиеся оценивают свою работу

Познавательные

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Умение оценивать действия одноклассников (К).

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого (Л)

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Редактирование текста устно(дается текст с пропущенными знаками).

-Прочитайте предложения.

-Подумайте, какое задание могло здесь прозвучать?

-Исправить пунктуационные ошибки.

 Учащиеся исправляют предложенный текст

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К). Личностные УУД:

      смыслообразование,
      самоопределение,
      морально-нравственная ориентация.

Регулятивные УУД:

      контроль,
      коррекция,
      оценка.

Познавательные УУД:

      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,
      анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
      умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
      владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка,
      выражение чувств сопереживания.                  

Рефлексия

Организует рефлексию. 

-Я приготовила вам сладкий гостинец. Конфету съедите, а на заготовленных листках четырьмя-пятью  предложениями выскажите отношение к уроку и свое понимание учебного материала, изложенного на нем.

 Домашнее задание

Составить 5 простых и 5 сложных предложений.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...