Рабочая программа по математике 4 класс. Программа " Школа 21 века".
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Пояснительная записка, КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа по математике  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы, автор – В.Н.Рудницкой. М.: Вента- Граф, 2012г.

Цель и задачи обучения математике

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для  дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержание следующей степени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счёт», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

Раскроем основные особенности содержания обучения и методических подходов к реализации этого содержания в нашем курсе.

Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в 1 классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три, …, двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.

На первом этапе параллельно с формированием учения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.

На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами: «пять и три – это восемь», «пять без двух – это три», «три по два – это шесть», «восемь на два – это четыре». Ответ задачи пока также находится пересчитыванием. Такая словесная форма решения позволяет подготовить учащихся к выполнению стандартных записей решения с использованием знаков действий.

На третьем этапе после введения знаков +, -, *, :, = учащиеся переходят к обычным записям решения задач.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания изучаются в 1 классе в полном объёме. При этом изучение табличных случаев сложения и вычитания не ограничивается вычислениями в пределах чисел первого десятка: каждая часть таблицы сложения (прибавление чисел 2, 3 ,4 ,5 …) рассматривается сразу на числовой области 1 – 20.

Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приёмы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трёхзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс).

Письменные приёмы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап – научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное – неоднозначное число (второй этап).

В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при выполнении арифметических расчётов.

Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.

С первой из величин (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во 2 классе вводится понятие метра, а в 3 классе – километра и миллиметра и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.

Понятие площади фигуры – более сложное. Однако его усвоение удаётся существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приёмы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита. Эта работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том числе прямоугольника) и в то же время за счёт дополнительной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения.

Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начинается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путём (например, с помощью палетки), выражается в этих единицах. Наконец, на третьем этапе, во 2 классе, т.е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введённым ранее.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближённом значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближённый результат; поэтому измерить данную величину можно только с определённой точностью.

В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий: переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины в курс не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения равенства и неравенства, содержащие «окошко» (1- 2 классы) и буквы латинского алфавита (3 – 4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа.

На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором – в ходе специальной игры «в машину», на третьем – с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если … , то»; «неверно, что…», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчётливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладевает простейшими способами доказательства, приобретёт умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос и пр.

Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности его выполнения.

В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространёнными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар, конус, цилиндр, пирамида, прямоугольный параллепипед), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений – построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

Важное место в формировании у учащихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовывать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с изменёнными данными и пр. Форма предъявления текста задачи может быть разной (текст с пропуском данных, часть данных представлена на рисунке, схеме или в таблице). Нередко перед учащимися ставится задача обнаружение недостаточности информации в тексте и связанной с ней необходимости корректировки этого текста.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 136 часов для 2-4 классов в год, для 1-ых классов132 часа в год.  Количество часов в неделю – 4ч. 28 часов выделено для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это проектные задачи, уроки-путешествия, игры, виртуальные экскурсии, мастерские, моделирование, уроки-исследования  т.д.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

всего

132 часов(4 часа в неделю)

136 часов (4 часа в неделю)

136 часов (4 часа в неделю)

136 часов (4 часа в неделю)

540 часов

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.

          Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими

действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:

- сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;

- владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;

- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;

- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

     Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики

Личностными результатами обучения учащихся являются:

-самостоятельность мышления; умение устанавливать с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

-готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению;

-способность характеризовать и оценивать собственные математические ЗУН

-умение использовать математическую подготовку в учебной, практической деятельности возникающей в повседневной жизни;

-способность к самоорганизации и самоорганизованности;

-готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

-владение коммуникативными умениями.

Метапредметными результатами обучения являются:

-владение основными методами познания окружающего мира(наблюдение,сравнение,анализ,синтез,обобщение,моделирование);

-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;

-планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата;

-создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

-адекватное оценивание результатов своей деятельности;

-использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

-умение работать в информационной среде;

Готовность слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  1. К концу обучения в 1 классе ученик научится:

называть:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
  • число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
  • геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

  • число и цифру;
  • знаки арифметических действий;
  • круг и шар, квадрат и куб;
  • многоугольники по числу сторон (углов);
  • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

  • числа в пределах 20, записанные цифрами;
  • записи вида: 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 * 2 = 10, 9 : 3 = 3;

сравнивать:

  • предметы с целью выявления в них сходства и различий;
  • предметы по размерам (больше, меньше);
  • два числа («больше», «меньше», «больше на…», «меньше на…»);
  • данные значения длины;
  • отрезки по длине;

воспроизводить:

  • результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
  • результаты табличного вычитания однозначных чисел;
  • способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

  • геометрические фигуры;

моделировать:

  • отношения «больше», «меньше», «больше на…», «меньше на…» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;
  • расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
  • расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

  • текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);
  • отрезки (в соответствии с их длинами);
  • числа (в порядке увеличения или уменьшения);

конструировать:

  • алгоритм решения задачи;
  • несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

  • свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
  • предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные или практические задачи:

  • пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
  • записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
  • решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
  • измерять длину отрезка с помощью линейки;
  • изображать отрезок заданной длины;
  • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

К концу обучения в 1 классе ученик может научиться:

сравнивать:

  • разные приёмы вычислений с целью выявления наиболее удобного приёма;

воспроизводить:

  • способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

  • определять основание классификации;

обосновывать:

  • приёмы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

  • осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

  • преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
  • выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
  • составлять фигуры из частей;
  • разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
  • изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
  • находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
  • определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей;
  • представлять заданную информацию в виде таблицы;
  • выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

  1. К концу обучения во 2 классе ученик научится:

называть:

  • натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
  • число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
  • единицы длины, площади;
  • одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
  • компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
  • геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать:

  • числа в пределах 100;
  • числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
  • длины отрезков;

различать:

  • отношения «больше в …» и «больше на …», «меньше в …» и «меньше на …»;
  • компоненты арифметических действий;
  • числовое выражение и его значение;
  • российские монеты, купюры разных достоинств;
  • прямые и непрямые углы;
  • периметр и площадь треугольника;
  • окружность и круг;

читать:

  • числа в пределах 100, записанные цифрами;
  • записи вида: 5 * 2 = 10, 12 : 4 = 3;

воспроизводить:

  • результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
  • соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

  • однозначных и двузначных чисел;
  • числовых выражений;

моделировать:

  • десятичный состав двузначного числа;
  • алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
  • ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;

распознавать:

  • геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);

упорядочивать:

  • числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать:

  • числовое выражение (название, как составлено);
  • многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

  • текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
  • готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

классифицировать:

  • углы (прямые, непрямые);
  • числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

конструировать:

  • тексты несложных арифметических задач;
  • алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

  • свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

  • готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

  • записывать цифрами двузначные числа;
  • решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
  • вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений;
  • вычислять значения простых и составных числовых выражений;
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • строить окружность с помощью циркуля;
  • выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
  • заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во 2 классе ученик может научиться:

формулировать:

  • свойства умножения и деления;
  • определения прямоугольника (квадрата);
  • свойства прямоугольника (квадрата);

называть:

  • вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
  • элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
  • центр и радиус окружности;
  • координаты точек, отмеченных на числовом луче;

читать:

  • обозначения луча, угла, многоугольника;

различать:

  • луч и отрезок;

характеризовать:

  • расположение чисел на числовом луче;
  • взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

  • выбирать единицу длины при выполнении измерений;
  • обосновывать выбор арифметических действий для решения задачи;
  • указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
  • изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
  • составлять несложные числовые выражения;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

  1. К концу обучения в 3 классе ученик научится:

называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;
  • компоненты действия деления с остатком;
  • единицы массы, времени, длины;
  • геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

  • числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать:

  • знаки > и <;
  • числовые равенства и неравенства;

читать:

  • записи вида: 120 < 365, 900 > 850;

воспроизводить:

  • соотношения между единицами массы, длины, времени;
  • устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;

приводить примеры:

  • числовых равенств и неравенств;

моделировать:

  • ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
  • способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

  • натуральные числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать:

  • структуру числового выражения;
  • текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

  • числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);

конструировать:

  • план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

контролировать:

  • свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;
  • читать и составлять несложные числовые выражения;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  • вычислять сумму и разность числа в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
  • выполнять деление с остатком;
  • определять время по часам;
  • изображать ломаные линии разных видов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
  • решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:

формулировать:

  • сочетательное свойство умножения;
  • распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

читать:

  • обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры:

  • высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
  • верных и неверных высказываний;

различать:

  • числовое и буквенное выражения;
  • прямую и луч, прямую и отрезок;
  • замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать:

  • ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
  • взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

  • буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить:

  • способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

  • вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
  • проводить прямую через одну и две точки;
  • строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

  1. К концу обучения в 4 классе ученик научится:

называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
  • классы и разряды многозначного числа;
  • единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
  • пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);

сравнивать:

  • многозначные числа;
  • значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать:

  • цилиндр и конус, прямоугольный параллепипед и пирамиду;

читать:

  • любое многозначное число;
  • значения величин;
  • информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

  • устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
  • письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
  • способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
  • способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

моделировать:

  • разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

  • многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
  • значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

анализировать:

  • структуру составного числового выражения;
  • характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать:

  • алгоритм решения составной арифметической задачи;
  • составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…»;

контролировать:

  • свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;

решать учебные и практические задачи:

  • записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
  • решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
  • формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
  • вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

К концу обучения в 4 классе ученик может научиться:

называть:

  • координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

  • величины, выраженные в разных единицах;

различать:

  • числовое и буквенное равенства;
  • виды углов и виды треугольников;
  • понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

воспроизводить:

  • способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры:

  • истинных и ложных высказываний;

оценивать:

  • точность измерений;

исследовать:

  • задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

читать:

  • информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

  • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
  • исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
  • измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;

сравнивать углы способом наложения, используя модели.

Содержание программы

1 класс

Раздел программы

Программное содержание

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше,  меньше, одинаковые  по размерам;  длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения множеств  предметов по их численностям. Понятия:  больше,  меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов). Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел.

Число и счёт.

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.Число и цифра 0 (нуль).Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)

Арифметические действия

и их свойства.

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, •, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)

Число и счёт.

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.

Величины.

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара). Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками.

Работа с текстовыми задачами.

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.

Логико-математическая подготовка.

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера.

Работа с информацией.

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.

2 класс

Число и счёт.

 Числа 10, 20, 30,…,100.

Двузначные числа и их запись. Нумерация чисел в пределах 100. Десятичный состав двузначного числа.

Геометрические понятия.

Луч и его обозначение. Числовой луч.        

Многоугольник и его элементы. Окружность. Её центр и радиус.

Взаимное расположение фигур на плоскости. Угол. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Свойства прямоугольника.

Величины и их измерения.

Величины и их измерения(9ч).Периметр многоугольника. Метр. Соотношение между единицами длины. Площадь фигуры. Площадь прямоугольника,квадрата. Единицы площади.

Арифметические действия

в пределах 100 и их свойства.

Способы сложения и вычитания в пределах100.

Частные и общие устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Применение микрокалькулятора при выполнении вычислений Сложение и вычитание вида 26+2;26-2;26+10;26-10. Запись сложения столбиком. Сложение двузначных чисел (общий случай). Вычитание двузначных чисел (общий случай).

 Умножение и деление однозначных чисел.

Таблица умножения однозначных чисел; соответствующие случаи деления.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа; нахождение числа по данной его доле.

Правило сравнения чисел с помощью деления.

Отношения между числами «больше в ...» и «меньше в ...».

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Свойства умножения и деления

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать два числа можно в любом порядке. Свойства деления: меньшее число нельзя разделить на большее без остатка; делить на нуль нельзя; частное двух одинаковых чисел (кроме 0) равно 1. 

Числовые выражения. Названия чисел в записях арифметических действий (слагаемое, сумма, множитель, произведение, уменьшаемое, вычитаемое, разность, делимое, делитель, частное).

Понятие о числовом выражении и его значении.

Вычисление значений числовых выражений со скобками, содержащих 2–3 арифметических действия в различных комбинациях.

Названия числовых выражений: сумма, разность, произведение, частное.

Чтение и составление несложных числовых выражений

Величины.

Цена, количество, стоимость

Копейка. Монеты достоинством: 1 к., 5 к., 10  к., 50 к. Рубль. Бумажные купюры:

10 р., 50 р., 100 р. Соотношение: 1 р. = 100 к. Геометрические величины.

Единица длины метр и её обозначение: м. Соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см,  1 м = 10 дм. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины: вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень. Периметр многоугольника.

Способы вычисления периметра прямоугольника (квадрата).Площадь геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и их обозначения: см2, дм2, м2.

Практические способы вычисления площадей фигур (в том числе с помощью палетки). Правило вычисления

Работа с текстовыми задачами.

Простые задачи, решаемые умножением или делением.

Составные задачи, требующие выполнения двух действий в различных комбинациях.

Задачи с недостающими или лишними данными.

Запись решения задачи разными способами (в виде выражения, в вопросно-ответной форме).

Примеры задач, решаемых разными способами.

Сравнение текстов и решений внешне схожих задач.

Составление и решение задач в соответствии с заданными условиями (число и виды арифметических действий, заданная зависимость между величинами). Формулирование измененного текста задачи.

Запись решения новой задачи   .

Геометрические понятия.

Геометрические фигуры Луч, его изображение  и обозначение буквами.  Отличие луча от отрезка.     Принадлежность точки лучу.   Взаимное расположение луча и отрезка.    Понятие о многоугольнике. Виды многоугольника: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Элементы многоугольника: вершины, стороны, углы.   Построение многоугольника с помощью линейки и отруки.  

Угол и его элементы (вершина, стороны).  Обозначение угла буквами.   Виды углов (прямой, непрямой). Построение прямого угла  с помощью чертёжного угольника.     Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник.     Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.  Число осей симметрии прямоугольника (квадрата).   Окружность, её центр  и радиус.

Отличие окружности от круга.

Построение окружности с помощью циркуля.  

Взаимное расположение окружностей на плоскости (пересечение окружностей в двух точках, окружности имеют общий центр или радиус, одна окружность находится внутри другой, окружности не пересекаются).

Изображение окружности в комбинации с другими фигурами.

Логико-математическая подготовка.

Закономерности

Определение правила подбора математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур) данной последовательности.

Составление числовых последовательностей в соответствии с заданным правилом.

Верные и неверные утверждения. Проведение простейших доказательств истинности или ложности данных утверждений.

Ситуация выбора

Выбор верного ответа среди нескольких данных правдоподобных вариантов.

Несложные логические (в том числе комбинаторные) задачи.  

Рассмотрение всех вариантов решения логической задачи.

Логические задачи, в тексте которых содержатся несколько высказываний (в том числе с отрицанием) и их решение. 

Работа с информацией.

Представление и сбор информации

Таблицы с двумя входами, содержащие готовую информацию. Заполнение таблиц заданной информацией.

Составление таблиц, схем, рисунков по текстам учебных задач (в том числе арифметических) с целью последующего их решения.

3 класс

Содержание.

Число и счет.

Числа от100 до 1000 . Счёт сотнями в пределах 1000.

Десятичный состав трёхзначного числа.

Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000.

Запись трёхзначных чисел цифрами.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше)

и < (меньше).

Величины.

 Масса и вместимость

Масса и её единицы: килограмм, грамм.

Обозначения: кг, г.

Соотношение: 1 кг = 1 000 г.

Вместимость и её единица — литр.

Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка

Вычисления с данными значениями массы и вместимости.Цена, количество, стоимость.

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц. Время и его измерение.

Единицы в.ремени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.Обозначения: ч, мин, с.

Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.

Вычисления с данными единицами времени. Единицы длины: километр, миллиметр.

Обозначения: км, мм.

Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм.Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста).

Геометрические понятия.

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами.

Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой.Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях. Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.  

Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии Прямая. Круг. Окружность. Деление окружности на равные части.

Арифметические действия в пределах 1000.

Сложение и вычитание.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности вычислений разными способами

Умножение и деление.

Устные алгоритмы умножения и деления.

Умножение и деление на 10 и на 100.

Масштаб. План.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число.

Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).

Деление с остатком.

Свойства умножения и деления.

Сочетательное свойство умножения.

Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)

Числовые и буквенные выражения

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Вычисление значений числовых выражений.  

Выражение с буквой.Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений.Деление на однозначное и на двузначное число

Работа с текстовыми задачами.

Текстовая арифметическая задача

и её решение.Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами. Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения.

Логико-математическая подготовка.

Логические понятия.

Понятие о высказывании.

Верные и неверные высказывания.

Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.    

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания.

Работа с информацией.

Представление и сбор информации.

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).  

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач.

4 класс

Число и счёт.

Целые неотрицательные числа.

Счёт сотнями.

Многозначное число.

Классы и разряды многозначного числа.

Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов.

Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М.Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.

Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения.

Арифметические действия с многозначными числами и их свойства.

Сложение и вычитание.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)

Умножение и деление.

Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)

Свойства арифметических действий

Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)

Числовые выражения. Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).

Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями Равенства с буквой.

Равенство, содержащее букву.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7,х · 5 = 15,  х – 5 = 7,  х : 5 = 15, 8 + х = 16,

8 · х = 16, 8 – х = 2,  8 : х = 2.

Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств.  

Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.

Величины.

Масса. Скорость.

Единицы массы: тонна, центнер.

Обозначения: т, ц.

Соотношения: 1 т = 10 ц,

1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др.

Обозначения: км/ч, м/мин, м/с.    

Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t,  S = v · t,  t = S : v

Измерения с указанной точностью.

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,

t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).   Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью.Масштаб. Масштабы географических карт. Решение задач.

Работа с текстовыми задачами.

Арифметические текстовые задачи

Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.

Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение.

Понятие о скорости сближения (удаления).

Задачи на совместную работу и их решение.

Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа
и числа по его доле.

Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.  

Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения

Геометрические понятия.

Геометрические фигуры.

Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).  

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).    

Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки

Пространственные фигуры

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Прямоугольный параллелепипед.

Куб как прямоугольный параллелепипед.

Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида, цилиндр, конус.

Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).

Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.

Примеры развёрток пространственных геометрических фигур.

Изображение пространственных фигур на чертежах

Логико-математическая подготовка.

Логические понятия

Высказывание и его значения (истина, ложь).

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.

Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов

Работа с информацией.

Представление и сбор информации.

Координатный угол: оси координат, координаты точки.

Обозначения вида А (2, 3).Простейшие графики.

Таблицы с двумя входами. Столбчатые диаграммы. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам


Календарно-тематическое планирование 4 класс

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты  видов деятельности.

Характеристика основных видов деятельности.

1

Нумерация многозначных чисел. 10ч

Десятичная система счисления

1

Повторение разрядов: единицы, десятки, сотни. Значение каждой цифры в записи трехзначного числа. Знакомство с понятием десятичная система счисления. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

Знакомство с классами и разрядами многозначного числа в пределах миллиарда. Чтение и запись многозначных чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<», «>»

Знает особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Умеет представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, переносить ранее полученные знания в новые условия.

Называет последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;

– классы и разряды.

Читает многозначное число путем разбивки его записи на классы;

записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе;

– сравнивать.

Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.  

Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.

Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Читать числа, записанные римскими цифрами.

Различать римские цифры.

Конструировать из римских цифр записи данных чисел.

Сравнивать многозначные числа способом поразрядного

2

Входная диагностическая работа. №1

1

3

4

Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда.

2

5

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел

1

6

Чтение и запись многозначных чисел. Диагностическая работа №1.

1

7

8

9

Чтение и запись многозначных

чисел.

Сравнение многозначных чисел.

3

Планирует свои действия для решения учебной задачи.

10

11

Контрольная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел» № 2

Работа над ошибками.

1

1

Урок проверки зун по теме.

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Умеет применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы;

находить, анализировать ошибки и исправлять их.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролироватьи оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата.

12

Сложение и вычитание многозначных чисел9ч

Устные и письменные приемы сложения много-
значных  чисел.

1

Повторение устных и письменных приемов сложения  и  вычитания  многозначных чисел (в том числе поразрядное сложение и вычитание).

Знакомство с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки.

Знает и умеет применять алгоритм письменного сложения, вычитания многозначных чисел.

–Переносит умение складывать в отнимать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда;

– выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых, и вычитанием, – выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого, переносить ранее полученные знания в новые условия.    

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

13

14

Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел.

2

15

16

17

18

19

Сложение  и вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда.

5

20

Построение прямоугольников.

Самостоятельная работа.

2

Составление алгоритма построения прямоугольников на линованной и нелинованной бумаге.

Строит прямоугольники на линованной и нелинованной бумаге по заданным параметрам.

Распознавать, называть и различать фигуры: многогранник и его виды (прямоугольник квадрат) Характеризовать прямоугольник (название, число вершин, рёбер),

21

22

Контрольная работа: «Сложение  и вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда»  №3

1

Урок проверки зун по теме.

Применяет полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата.

23

Работа над ошибками.

1

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного.

Находит, анализирует ошибки и исправляет их.

24

Скорость, время, расстояние.

Скорость, время расстояние

1

Показать связь между величинами, единицы измерения скорости.

Знает величины, зависимости между величинами, единицы скорости, и времени  и их обозначение.

Выбирать формулу для решения задачи на движение.  

Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.

Моделировать каждый вид движения  с помощью фишек.

Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.  

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

25

26

Решение задач на движение в одном направлении.

2

Решение простых и составных задач на нахождение и зависимость S t v в разных направлениях.

Пользуется изученной терминологией, решает текстовые задачи на движение.

Знаетзависимость между величинами S t v

27

28

29

Решение задач на движение навстречу друг другу.

3

Планирует свои действия для решения учебной задачи.

30

31

32

Решение задач на движение в противоположном направлении.

3

33

34

Контрольная работа за 1 четверть. №4

Работа над ошибками.

2

Применяет полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. находит, анализирует ошибки и исправляет их.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата.

35

36

Координаты.3ч

Координатный угол.

Координаты Точки

2

Построение осей координат, единичный отрезок, построение координатного угла и откладывание на лучах единичных отрезков.

Определять координаты точки , находить точку по координатам.

 Знает что такое координатный угол.

ет строить координатный угол, находить координаты точки. Планирует свои действия для решения учебной задачи.

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.

Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.

Заполнять данной информацией несложные таблицы.

37

38

Построение точек по   координатам.

Построение точек по   координатам. Самостоятельная работа.

2

39

Графики. Диаграммы.

Таблицы. 3ч

График. Построение графиков.

1

Ознакомление с понятиями: график, диаграм

ма, таблица. Построение графиков, таблиц, диаграмм.

Триз .  Повторить части от целого , дробь числа, нахождение числа по дроби.

Понимает значения: график, диаграмма , таблица, их значение для передачи информации.

Чертить графики,
диаграммы, таблицы. Их значение для передачи информации

40

Таблицы и диаграммы.

1

41

Построение графиков, таблиц и диаграмм. Самостоятельная работа.

1

42

43

Свойства сложения и умножения. 7ч.

Переместительное свойство сложения и умножения.

2

Обобщение представлений о переместительном свойстве + и Х,

О + и Х с нулем.

Формулирует  «переместительное св-во +», «переместительное св-во Х».

Использует свойства арифметических действий при вычислениях.

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

44

45

Сочетательное свойство сложения и умножения.

2

Составлять числовые выражения более сложной структуры, используя скобки с применением сочетательного свойства сложения.

Обобщение представлений о сочетательном свойстве + и Х,

О + и Х с нулем

Планирует свои действия для решения учебной задачи.

Формулирует

 «сочетательное св-во +», «сочетательное св-во Х».

Использует свойства арифметических действий при вычислениях, обобщать, находить закономерности.

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

46

47

Распределительное свойство умножения.

2

Обобщение представлений о распределительном свойстве + и Х,

О + и Х с нулем

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.

48

Решение задач на движение.

1

Вычислять скорость, путь, время по формулам

49

50

Контрольная работа по теме «Скорость, время, расстояние» №5

Работа над ошибками.

2

Проверка ЗУН по теме.

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Применяет полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Находит, анализировать ошибки и исправлять их.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

Запись свойств сложения с помощью переменных.

1

Повторение переместительного свойства сложения. Знакомство с сочетательным свойством сложения.

Арифметические действия с нулем (сложение)

Знать свойства арифметических действий. Уметь использовать свойства сложения в вычислениях, находить закономерности.

Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.

Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.

Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи

Запись свойств умножения с помощью переменных.

1

Повторение переместительного свойства умножения.

Знакомство с сочетательным свойством умножения.

Арифметические действия с нулем

( умножение) 

Знать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении.

Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений, находит закономерность.

Распределительное свойство умножения и запись его с помощью переменных.

1

Решение текстовых арифметических задач, содержащих переменные.

1

Моделировать каждый вид движения  с помощью фишек.

Анализировать, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.  

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

Решение уравнений.

1

Знать зависимость между компонентами, правила нахождения неизвестного компонента.

Уметь решать простые уравнения. Определять область незнания. Планировать свои действия для решения учебной задачи.

Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.

Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи. Решать уравнения.

Контрольная работа №6

Работа над ошибками.

1

Урок проверки зун по теме.

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

51

Геометрический материал

Многогранник

1

Понятия : многогранник, грань , ребра , вершины.

Знать что такое

многогранник, грань ,ребра , вершины; названия объемных фигур.

Уметь  определять объемные фигуры, многогранник, классифицировать.

Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида. Характеризовать прямоугольный параллелепипед и куб (название, число вершин, граней, рёбер).Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.

52

Прямоугольный параллелепипед Куб.

1

Распознавание куба, прямоугольного параллелепипеда.

Знать и уметь определять объемные прямоугольные фигуры.

53

54

Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

2

Повторение и закрепление нахождения площади и периметра и их единицы измерения.

Знать разницу между периметром, площадью, объемом.

Уметь решать задачи, исключать и обобщать.

Соотносить развёртку пространственной фигуры с её моделью или изображением.  

Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже находить площадь.

55

Задачи на движение.

Тонна, центнер. Решение задач на движение .

1

Уметь планировать свои действия для решения учебной задачи.

Называть единицы массы.

Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.

Вычислять массу предметов при решении учебных задач.  

56

57

58

Решение задач на движение.

3

Правила сложения и вычитания величин, перевод в большие, меньшие.

Знать правила

сложения и вычитания величин.

Уметь переводить в более крупные и мелкие величины, классифицировать, переносит знания в новые условия.

Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.  

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

59

60

61

62

63

Контрольная работа за 1 полугодие.№6

Комплексная проверочная работа №2.

Диагностическая работа №2.

Работа над ошибками.

1

1

1

2

Урок проверки зун по теме.

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

64

Пирамида.

1

Распознавать, называть и различать пирамиды. назвать число вершин, граней, рёбер)

65

66

Умножение и деление многозначных чисел.

Умножение и деление  на 1000, 10000, 100000.

2

Знакомство с правилами умножения на 1000, 10000, 100000.

Знать и уметь применять правила умножения на 1000, 10000, 100000, планировать свои действия.

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000,100000.  

Вычислять произведение  и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на числа оканчивающиеся на 0(1000,10000).  

67

68

Умножение и деление чисел оканчивающихся 0.

2

69

Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Свойства делимости на 2 и 5.

1

Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Свойства делимости на 2 и 5.

Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Уметь выполнять устные и письменные вычисления , переносить полученные знания в новые условия.

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.  

Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

70

Решение текстовых арифметических задач.

1

Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.

Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).

Искать и находить несколько вариантов решения задачи

71

Решение текстовых арифметических задач, содержащих переменные.

1

72

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Свойства делимости на 3.

1

Алгоритм  письменного способа деления. Свойства делимости на 2,3,9,5.Решение задач.

Знать алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

Уметь выполнять устные и письменные вычисления

Воспроизводить устные приёмы умножения  и деления  многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.  Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

73

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Свойства делимости на 9.

1

Умножение единий длины, массы, времени на однозначное число.

Уметь выполнять умножение величины на число. Планировать свои действия для решения учебной задачи.

74

75

76

Умножение  многозначного числа на двузначное

3

Повторение и закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное. составлять числовые выражения более сложной структуры, используя скобки.

Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

Уметь:

– переносить составлять числовые способ выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.  

Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами. Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.

77

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения.

1

78

79

Умножение  многозначного числа на двузначное

80

Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора.

1

81

82

 Решение задач.

2

.

 

Уметь выполнять деление многозначных

чисел на однозначное число.

Знать способы проверки правильности вычислений Алгоритм деления на двузначное

83

84

 Умножение и деление величины на двузначное число.

2

85

Контрольная работа «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное».№8

1

Урок проверки зун по теме.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

86

Работа над ошибками.

1

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.

87

Нахождение неизвестного числа в равенствах. Уравнение.

Нахождение неизвестного числа в равенствах. Понятие «Уравнение».

1

Решение деформированных примеров. Введение понятия «уравнение»,корень уравнения. Алгоритм нахождения неизвестного компонента во всех действиях. Решение уравнений всех видов. Решение текстовых задач при помощи уравнений.

Планировать свои действия для решения учебной задачи.

 Знать зависимость между компонентами, правила нахождения неизвестного компонента.

Выбирать алгоритм  действий.

88

Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого , множителя..

1

89

Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого. Математический диктант.

1

90

Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого.

1

91

Решение уравнений на нахождение неизвестного делимого.

1

92

Решение уравнений на нахождение неизвестного делителя.

1

Планировать свои действия для решения учебной задачи.

 Знать зависимость между компонентами, правила нахождения неизвестного компонента.

Выбирать алгоритм  действий.

93

Решение задач  уравнением.

1

94

Решение уравнений всех видов.  

1

95

96

Контрольная работа «Решение уравнений» №8.

Работа над ошибками.

2

Урок проверки зун по теме.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

97

98

Умножение и деление многозначного  числа  на трехзначное число.

Умножение и деление многозначного  на трехзначное число.

2

Алгоритм деления на трехзначное число. Решение текстовых задач.

Уметь выполнять вычисления, переносить ранее полученные знания в новые условия, планирование действий. Выбирать алгоритм  действий.

99

100

Контрольная работа за 3 четверть.

Работа над ошибками.

2

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролироватьи оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

101-

105

Умножение и деление многозначного  на трехзначное число.

5

106

Карта.

1

107

Умножение и деление многозначного числа на трехзначное число. Именованные числа.

1

108

Цилиндр.

1

109

Решение задач.

1

110

111

Умножение и деление многозначного  на трехзначное число.

2

112

113

Контрольная работа «Х и : на трехзначное число». №10.

Работа над ошибками.

2

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролироватьи оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

114

115

Высказывания  и их значения.

Истинные и ложные высказывания.

Истинные и ложные высказывания. Высказвывания со словами «верно» и «неверно»

2

Представление об истинных и ложных выражениях.

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Уметь работать самостоятельно

выполнять задания Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Планировать свои действия для решения учебной задачи. . Выбирать алгоритм  действий.

ТРИЗ

Приводить примеры истинных и ложных высказываний.

Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы  об истинности или ложности составного высказывания.

Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.  

Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи

116

117

Логические связки «И», «ИЛИ».

2

Построение высказываний при помощи связок «И», «ИЛИ».

Уметь работать самостоятельно

выполнять задания Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Планировать свои действия для решения учебной задачи. . Выбирать алгоритм  действий.

ТРИЗ

Приводить примеры истинных и ложных высказываний.

Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы  об истинности или ложности составного высказывания.

Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.  

Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи

118

Логические возможности.

1

Выстраиваний логических возможностей.

119

120

Составление таблиц логических возможностей.

2

Морфологический разбор (ТРИЗ)

121

122

Задачи на перебор вариантов.

2

123

Диагностическая работа №3.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений.

124

Отрезок, угол, треугольники.

Деление отрезка на 2,4,8 ..равных частей с помощью циркуля и линейки.

1

Построение и деление отрезка на равные части при помощи циркуля, линейки.

Планировать свои действия для решения учебной задачи.

Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.

Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения.  

Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.

125

Построение отрезка равного данному при помощи циркуля.

1

126

Угол и его обозначение. Виды углов.

1

Понятие «угол». Введение терминов «прямой, острый, тупой угол», «непрямой угол». Практический способ определения и построения  углов с помощью:

а) модели;

б) чертёжного угольника

Планировать свои действия для решения учебной задачи. Моделировать.

Различать и называть виды углов.

Сравнивать углы способом наложения.

Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.

Выполнять классификацию треугольников.  

127

 Построение и сравнение углов.

1

128

Построение углов и их обозначение.

1

129

130

Итоговая контрольная работа (Всероссийская) №11

Работа над ошибками.

2

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

131

132

Виды треугольников. Классификация треугольников по длинам их сторон.

Построение треугольников.

2

Понятие треугольник, зависимость названия треугольника от его углов, классификация треугольников, построение разных видов треугольников.

Планировать свои действия для решения учебной задачи. Моделировать.

Различать и называть виды углов, виды треугольников.

Сравнивать углы способом наложения.

Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.

Выполнять классификацию треугольников.  

133

Решение задач на нахождение  Р и S треугольника.

1

Решение задач на нахождение Р и S, сторон геометрических фигур.

Знать формулы нахождения Р и

S. уметь находить стороны.

134

Точное и приближённое значение.

1

Решение текстовых задач различными способами. Приём округления.

Выбирать алгоритм  действий.

Планировать свои действия для решения учебной задачи.

135

Контрольная работа по теме « Угол. Виды треугольников»№12

1

Урок проверки зун по теме.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

Применять полученные знания, контролировать свои действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективный способ достижения результата, проверять правильность вычислений изученными способами.

136

Работа над ошибками.

1

Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного

Уметь находить, анализировать ошибки и исправлять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" (для 1 класса)

Рабочая программа  по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" для 1 класса...

Рабочая программа Математика 2 класс Школа 21 века ФГОС

Рабочая программа по предмету математика 2 класс Школа 21 века по ФГОС...

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»

Рабочая программапо математике УМК «Школа 21 века» 3 класск учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика» Пояснительная записка Настоящая программа разработана  на основе ...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс....

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....