Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.
статья (4 класс) на тему

Тамбовцева Александра Геннадьевна

Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_patriotizma.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма, понимание народных традиций в начальных классах.

« Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связываются образ великой Родины.

В.А. Сухомлинский .

Учитель начальных классов: Тамбовцева Александра Геннадьевна

ГБОУ школа №15, г. Санкт-Петербург.

Цель – привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека.

Методы:

У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом. «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача».

Основными направлениями в системе патриотического воспитания учащихся начальных классов я определила следующие:

Этнокультурное. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости  Отечечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции, знанию символики своей Родины.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, изучению русской военной истории.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Петь, плясать ,рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев-все эти возможности предоставляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даёт наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, и отгадывание которых так нравится детям.

Знакомство с особенностями русских пословиц, поговорок и загадок я начала с игры  “ В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» . Учащиеся не только убедились в том, что используя в своей речи пословицы и поговорки можно ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, но и в том что такие маленькие изречения хранят в себе глубокий смысл, заложенный народом. Одним из основных жанров русского народного творчества является сказка. Она имеет огромный воспитательный потенциал. Поэтому очень важно не только приобщить детей к чтению русских народных сказок, но и понять  чему учит народная мудрость.

Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Она, гармонично сочетает в себе подвижность и свободу с четкой организацией. Одно из достоинств народных игр заключается в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства  и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, учащиеся познают связи с материальной культуры народа с его духовной культурой. Систематическое включение этнокультурного материала  в классные часы ,оказывают положительное влияние на формирование патриотического самосознание учащихся. Повышая уровень знаний детей о культуре русского народа.

Список литературы:

1. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1991. – 345с.

2. Бондаренко М.В. Гражданско–патриотическое воспитание в нашей школе.// Начальная школа. – 2002. - №4. – с.30 – 41.

3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -2–е изд. – М., -1997. -230 с.

4. Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург, 1998. – 189с.

5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников. -3 – е изд., переработанное и дополненное.- Санкт–Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. -400с.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...