Главные вкладки

    Рабочая программа (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по системе Л.В.Занкова

    Рабочая программа  по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования и программы начального общего образования  системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon russkiy_yazyk.zip76.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по русскому языку

    начального общего образования

    для 4 класса

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н.  Радищева начального общего образования и программы начального общего образования  системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011).

    Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

    • познавательная - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
    • социокультурная - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:

    • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    • обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
    • обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
    • воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи обучающихся служат решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и обучающихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
    • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
    • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
    • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
            При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

    В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

    В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 2 класса представлены следующие содержательные линии:

    • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    • орфография и пунктуация;
    • развитие речи.

    Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов, из расчета 34 учебных недели по 4 часа в неделю.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

            Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

            В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

            Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты освоения учебного предмета

    У обучающегося будут сформированы:

    – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    – адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

    – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

    – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    – принимать и сохранять учебную задачу;

    – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

    – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной  среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

    – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    – различать способ и результат действия;

    – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

    – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    – использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

    – строить сообщения в устной и письменной форме;

    – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

    – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

    – осуществлять синтез как составление целого из частей;

    – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

    – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    – обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

    – подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

    – устанавливать аналогии 

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    – записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

    – создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

    – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

    – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

    – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

    коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    – формулировать собственное мнение и позицию;

    – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

    – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

    – задавать вопросы;

    – контролировать действия партнера;

    – использовать речь для регуляции своего действия.

    .Обучающийся получит возможность научиться:

    – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    – аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

    – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

    – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

    партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    – осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

     Предметные результаты

    Развитие речи

    Обучающийся научится:

    - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

    – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);

    - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

    - самостоятельно озаглавливать текст;

    - составлять план текста;

    - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

    - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

     Обучающийся получит возможность научиться:

    - создавать тексты по предложенному заголовку;

    – подробно или выборочно пересказывать текст;

    – пересказывать текст от другого лица;

    – составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

    – различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);

    – выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного,

    услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;

    – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; анализировать последовательность своих

    действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);

    – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);

    – оформлять результаты исследовательской работы.

    Система языка

    Фонетика, орфоэпия, графика

    Обучающийся научится:

    - различать звуки и буквы;

    – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные–непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные непарные звонкие и глухие;

    – знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

    – соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);

    – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

    – совершенствовать навык клавиатурного письма.

    Лексика

    Обучающийся научится:

    - выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    – оценивать уместность использования слов в тексте;

    – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

    Состав слова (морфемика)

    Обучающийся научится:

    - различать изменяемые и неизменяемые слова;

    – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

    – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

    .Обучающийся получит возможность научиться:

    - находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

    – узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

    – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

    – разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

    Морфология

    Обучающийся научится:

    - определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

    – определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;

    – определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

    - находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

    .Синтаксис

    Обучающийся научится:

    - различать предложение, словосочетание, слово;

    – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

    и предложении;

    – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

    – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

    – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

    – выделять предложения с однородными членами.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

    – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

    – различать простые и сложные предложения;

    – находить обращения.

    .Орфография и пунктуация.

    Обучающийся научится:

    - применять правила правописания:

    •  раздельное написание слов;
    •  сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении

    под ударением;

    • сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;
    •  перенос слов;
    •  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    •  проверяемые безударные гласные в корне слова;
    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
    • непроизносимые согласные;
    •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
    •  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
    •  разделительные ь и ъ;
    •  ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
    •  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, ий,
    • ья, ье, ия, ов, ин);
    •  безударные окончания имен прилагательных;
    •  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
    •  не с глаголами;
    • ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
    •  ь в глаголах в сочетании _ться;
    •  безударные личные окончания глаголов;
    •  раздельное написание предлогов с другими словами;
    •  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
    •  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    -  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

    -  безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

    – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    .Обучающийся получит возможность научиться:

    - применять правила правописания:

    •  приставки на з- и с-;
    •  гласные в суффиксах -ик,-ек;
    •  о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
    •  и, ы после ц в разных частях слова;
    • _соединительные гласные о, е в сложных словах;

    – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    – подбирать примеры с определенной орфограммой;

    – при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

    – при работе над ошибками осознавать причины  появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

    – различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

    1. Содержание учебного предмета

    Виды речевой деятельности

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

    Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

    Письмо. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

    Фонетика и орфоэпия. 

    Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

    Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

    Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

    Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

    Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый -мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

    Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

    Графика. 

    Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

    Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

    Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика. 

    Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

    Состав слова (морфемика).

     Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Отличие предлога от приставки. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

    Морфология. 

    Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3 склонению. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.

    Местоимение. Общее представление о местоимении.

    Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам.

    Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

    Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.

    Синтаксис. 

    Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.

    Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация.

     Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания:

    - сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;

    - сочетания чк, чн, щн;

    - перенос слов;

    - прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    - проверяемые безударные гласные в корне слова;

    - парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    - непроизносимые согласные;

    - соединительные буквы о и е в сложных словах;

    - буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

    - двойные согласные;

    - непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

    - гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

    - разделительные ъ и ь;

    - мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

    - буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик;  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

    - буквы о и е на конце наречий;

    - безударные окончания имен прилагательных;

    - раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    - правописание частицы не с глаголами;

    - мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);

    - мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;

    - безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

    - раздельное написание предлогов с другими словами;

    - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

    - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    - знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;

    - знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.

    Развитие речи.

     Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

    Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

    Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной «мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.

    План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

    Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.

    1. Тематическое планирование с определением основных видов

    учебной деятельности обучающихся

    № п/п

    Содержание учебного предмета, курса

    Количество часов

    Характеристика деятельности обучающихся

    1

    Фонетика, орфоэпия, графика

    5

    Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).
    Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).
    Анализировать: определять звук по его характеристике, соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных.
    Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).
    Объяснять принцип деления слов на слоги.
    Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
    Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму.

    Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия.
    Анализировать деформированный текст, определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.          
    Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
    Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

    Подбирать однокоренные слова к различным частям речи.
    Классифицировать слова по признаку родства.
    Определять в группе однокоренных слов проверяемые и проверочные.

    Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи, самостоятельные и служебные части речи). Сравнивать части речи по грамматическим признакам.

    2

    Лексика, морфемика,

    3

    Различать родственные слова и формы слова.

    Находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

    Находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах.

    Узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основы.

    Понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

    Оценивать правильность разбора слов по составу.

    Наблюдать за использованием в речи синонимов, антонимов.

    Определять значение слова по тексту или уточнять по толковому словарю.

    3

    Морфология

    62

    Различать изменяемые и неизменяемые слова.

    Находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки существительных - род, число, падеж;

    Различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", находить начальную форму глагола.

    Определять грамматические признаки глаголов - форму времени, число, род (в прошедшем времени).

    Выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнику алгоритму.

    Оценивать правильность проведения морфологического разбора.

    Устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением и существительным, на которое оно указывает.

    Определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

    устанавливать отличие предлогов от приставок.

    Изменять прилагательные по родам, числам.

     Различать глагол, отвечающий на вопросы что сделать? и что делать? Изменять глаголы по временам. Различать количественные и порядковые числительные.

    4

    Синтаксис

    18

    Различать предложение, словосочетание и слово.

    Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложениях.

    Находить главные и второстепенные члены предложения.

    Выделять предложения с однородными членами,

    различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора.

    Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

    Использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

    Различать простые и сложные предложения.

    5

    Орфография и пунктуация

    24

    Применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, с удвоенными согласными; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ знаки; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.

    Определять написание слов по орфографическому словарю.

    Безошибочно списывать текст.

    Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

    Проверять собственный и предложенный текст. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    6

    Развитие речи 

    24

    Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.
    Создавать план текста
    Сочинять письма, поздравительные открытки, записки, телеграммы, объявления.
    Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки.
    Писать изложения и сочинения по заданной теме, постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

    Календарно-тематическое планирование

    урока

    Тема урока

    Характеристика деятельности обучающихся

    Кол-во часов

    1 семестр (67часов)

    Предложение (5 часов)

    1

    Сложное предложение.

    Определять виды предложений.

    Формулировать вывод по результатам наблюдения

    Выделять основы сложных предложений

    Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания.

    Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами.

    Отличать сложное предложение от предложения с однородными членами.

    1

    2

    Союзы в сложных предложениях.

    1

    3

    Сложное предложение и предложение с однородными членами.

    1

    4

    Сложное предложение и предложение с однородными членами.

    1

    5

    Проверочная работа по теме: «Отличие сложных предложений от предложений

     с однородными членами»

    1

    Местоимение (13 часов)

    6

    Общее понятие о местоимении.

    Наблюдать за особенностями местоимений в речи. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Иметь представление о личных местоимениях. Составлять и записывать предложения с личными местоимениями.

    Различать личные местоимения по родам и числам. Распознавать личные местоимения.

    Определять их число и лицо.

    Формулировать вывод по результатам наблюдений. Склонять личные местоимения.

    Наблюдать за написанием предлогов с местоимениями. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Определять род, число и падеж местоимений.

    1

    7

    Входная контрольная работа. (диктант с грамматическим заданием)

    8

    Работа над ошибками.

    Личные местоимения. 

    1

    9

    Р.р. Мини-сочинение из личного опыта  на тему: «Летние впечатления».

    1

    10

    Склонение личных местоимений.

    1

    11

    Склонение местоимений 1-2 лица.

    1

    12

    Склонение местоимений 3–его лица.

    1

    13

    Р.р. Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» (интегр.урок)

    1

    14

    Анализ и редактирование сочинения.

    1

    15

    Предлоги перед местоимениями.

    1

    16

    Предлоги перед местоимениями.

    Фразеологизмы.

    1

    17

    Предлоги перед местоимениями.

    1

    18

    Проверочная работа по теме: «Склонение местоимений»

    1

    Правописание гласных и согласных в приставках (5 часов)

    19

    Правописание гласных в приставках.

    Сравнивать произношение приставок с их написанием. Формулировать по результатам наблюдений вывод. Применять алгоритм выбора а или о в приставке. Выделять приставки в словах.

    Применять правила написания приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. 

    Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученные орфограммы. Контролировать свои действия при записи слов мс приставками, вносить необходимую коррекцию. Образовывать от данных слов слова с заданными приставками.

    1

    20

    Правописание гласных в приставках.

    1

    21

    Обучающее изложение с элементами сочинения.

    1

    22

    Анализ и редактирование изложения.

    1

    23

    Правописание гласных в приставках. (Урок-турнир)

    1

    Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (5 часов)

    24

    Настоящее время глагола.

    Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

    Наблюдать за окончанием при изменении глаголов.

    Сравнивать глаголы в настоящем времени с глаголами в будущем времени.

    1

    25

    Личные окончания глаголов.

    1

    26

    Контрольный словарный диктант.

    Личные окончания глаголов.

    1

    27

    Будущее простое время глаголов.

    1

    28

    Изменение будущего времени глаголов по лицам и числам.

    1

    Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. (7 часов)

    29

    Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

     Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.

    Находить основы неопределённой формы.

    Распознавать неопределённую форму глагола.

    Владеть способами определения спряжения глагола.

    Спрягать глаголы, правильно писать личные окончания глаголы- исключения I и II спряжения.

    Использовать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов.

    1

    30

    Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

    1

    31

    Определение времени,
    лица и числа глаголов

    1

    32

    Проверочная работа:  «Время глагола»

    1

    33

    Работа над ошибками

    Связь слов в глагольных словосочетаниях.

    1

    34

    Контрольный диктант за I четверть.

    1

    35

    Работа над ошибками.  Связь слов в глагольных словосочетаниях.

    1

    Неопределённая форма глагола (7часов)

    36

    Неопределённая форма глагола.

    Находить основу глаголов неопределенной формы; распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы; писать глаголы с суффиксом -сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи.

    Сравнивать глаголы в неопределённой форме с другими глаголами.

    Наблюдать роль неопределённой формы глагола в предложении

    1

    37

    Р.р. Сочинение «Осенний парашютист»

    1

    38

    Анализ работ. Редактирование сочинений. Неопределённая форма глагола.

    1

    39

    Контрольный словарный диктант.

    Роль неопределённой формы глагола в предложении.

    1

    40

    Образование глаголов в прошедшем времени.

    1

    41

    Правописание частицы не с глаголом.

    1

    42

    Проверочная работа: «Образование глаголов»

    1

    Первое и второе спряжение глаголов (11 часа)

    43

    Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

    Определять спряжение по неопределенной форме; отличать возвратные глаголы; писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи, правильно писать частицу НЕ с глаголами;

    Определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

    Называть глаголы-исключения. Обозначать спряжение глаголов и проверять их личные окончания по инфинитиву. Выбирать нужную букву в безударном личном окончании глагола по алгоритму.

    1

    44

    I и II спряжение глаголов.

    1

    45

    I и II спряжение глаголов.

    1

    46

    Контрольное списывание

    1

    47

    Работа над ошибками. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

    1

    48

    Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

    1

    49

    Спряжение глаголов.

    1

    50

    Глаголы–исключения.\

    1

    51

    Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов»

    1

    52

    Работа над ошибками. Глаголы-исключения.

    1

    53

    Р.р. Сочинение –описание по картине В.Г. Перова «Тройка» (интегр. урок).

    1

    Правописание безударных окончаний глаголов. (4 часов)

    54

    Анализ и редактирование текста. Правописание безударных окончаний глаголов.

    Определять, какую букву писать в личном безударном окончании глагола. Приобретать навык правописания личных окончаний глаголов. Находить и исправлять ошибки в словах, предложении, тексте на правописание безударных личных окончаний глагола.

    1

    55

    Правописание безударных окончаний глаголов.

    1

    56

    Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов».

    1

    57

    Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

    1

    Наречие (13 часов)

    58

    Наречие.

    Находить слова, с которыми связаны наречия.

    Называть признаки наречий.

    Ставить вопросы к наречиям

    Употреблять наречия, необходимые для учебного и бытового общения

    Получить представление о способах получения наречий

    Наблюдать за написанием наречий на -о- и -е-. Наблюдать за написанием наречий с приставками

    1

    59

    Наречие.

    1

    60

    Значение наречий.

    1

    61

    Р.р. Подробное изложение деформированного текста («Свиристели» по Б.Павлову)

    1

    62

    Анализ и коррекция текста. Значение наречий.

    1

    1

    63

    Образование наречий от прилагательных.

    64

    Образование наречий.

    1

    65

    Контрольная работа
    за I полугодие.

    1

    66

    Работа над ошибками. Правописание наречий..

    1

    67

    Правописание наречий с приставками.

    1

    2 семестр (69 часов)

    68

    Р.р. Сочинение – описание «Зимний день»

    1

    69

    Анализ и коррекция текста.

    Правописание наречий с приставкой по

    1

    70

    Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий»

    1

    Второстепенные члены предложения (9 часов)

    71

    Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

    Определять обстоятельства места, времени, образа действия в тексте.

    Применять полученные знания.

    Анализировать свои и чужие ошибки..

    1

    72

    Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение.  

    1

    73

    Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места.

    1

    74

    Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени.

    1

    75

    Обстоятельство места и времени.

    1

    76

    Обстоятельства образа действия.

    1

    77

    Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост»

    1

    78

    Анализ и редактирование изложения. Классификация обстоятельств по видам.

    1

    79

    Проверочная работа по теме: «Второстепенные члены предложения».

    1

    Склонение имён прилагательных (29 часов)

    80

    Работа над ошибками.

    Склонение прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

    Выделять основы прилагательных.

    Склонять прилагательные вместе с существительными.

    Отличать произношение и написание окончания прилагательных

    Ставить прилагательные в нужном падеже; указать род, число и падеж прилагательного.

    Контролировать и корректировать свою работу

    Анализировать свои и чужие ошибки

    Составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями

    1

    81

    Упражнения в определении падежа имён прилагательных.

    1

    82

    Ударные и безударные окончания имён прилагательных  мужского

    и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

    1

    83

    Родительный падеж имён прилагательных мужского

    и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

    1

    84

    Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

    1

    85

    Проверочная работа по теме: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой».

    1

    86

    Работа над ошибками. Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой.

    1

    87

    Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой.

    1

    88

    Р.р. Сочинение –описание по картине И.Э. Грабарь «Февральская лазурь.

    1

    89

    Анализ и коррекция текста.

    . Склонение прилагательных во множественном числе.

    1

    90

    Склонение прилагательных во множественном числе.

    1

    91

    Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе».

    1

    92

    Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода

    с мягкой основой.

    1

    93

    Склонение прилагательных мужского и среднего рода

    с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное.

    1

    94

    Контрольный словарный диктант. Склонение прилагательных мужского и среднего рода мягкой основой.

    Дательный падеж.

    1

    95

    Склонение прилагательных мужского  и среднего рода

    с мягкой основой.

    Творительный падеж.

    1

    96

    Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой.

    1

    97

    Проверочная работа по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой».

    1

    98

    Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

    1

    99

    Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

    1

    100

    Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

    1

    101

    Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

    1

    102

    Контрольное изложение 

    1

    103

    Анализ и коррекция текста.

    Склонение имён прилагательных во множественном числе..

    1

    104

    Правописание безударных окончаний прилагательных во множественном числе.

    1

    105

    Контрольная работа за 3 четверть

    1

    106

    Работа над ошибками Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

    1

    107

    Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

    1

    108

    Р.р. Сочинение –описание по картине И.И.Левитана «Март»

    1

    Правописание глаголов (9 часов)

    109

    Анализ работ. Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

    Наблюдать за глаголами с суффиксом -сь, -ся.

    Определять значение этих глаголов

    Наблюдать за написанием мягкого знака в глаголах 2 лица

    Наблюдать за написанием глаголов в неопределённой форме, в 3-ем лице

    Передавать содержание текста, создавать несложные монологические тексты на доступные темы

    Применять изученные нормы орфографии и пунктуации

    Анализировать свои и чужие ошибки

    1

    110

    Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

    1

    111

    Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

    1

    112

    Правописание «ь» в глаголах 2го лица.

    1

    113

    Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

    1

    114

    Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

    1

    115

    . Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

    1

    116

    Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

    1

    117

    Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме ».

    1

    Простое и сложное предложение (6 часов)

    118

    Работа над ошибками. Простое и сложное предложение.

    Определять вид предложения Классифицировать предложения .

    Выделять главные члены предложения.

    Наблюдать за способами связи простых предложений в составе сложного.

    Составлять текст повествование, определять тему текста и основную мысль

    Соблюдать орфоэпические нормы русского языка.

    Находить в речи олицетворении

    Применять изученные нормы орфографии и пунктуации

    Анализировать свои и чужие ошибки

    Создавать несложные монологические тексты на доступные темы

    Находить в тексте, использовать в устной и письменной речи фразеологизмы, олицетворение.

    Контролировать и корректировать свою работу

    Создавать различные виды объявлений, заполнять почтовые бланки, конверты, инструкции, заявления

    1

    119

    Простое и сложное предложение.

    1

    120

    Простое и сложное предложение.

    1

    121

    Р.р. Изложение с элементами сочинения «Случай с кошельком»

    1

    122

    Анализ и коррекция текста.  Простое и сложное предложение.

    1

    123

    . Контрольный диктант по теме: «Виды предложений»

    1

    Речь (13 часов)

    124

    Работа над ошибками.

    Речь. Текст.

    Распознавать изученные части речи.

    Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания.

    Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами.

    Отличать сложное предложение от предложения с однородными членам.

     Распознавать изученные части речи.

     Создавать несложные монологические тексты на доступные темы.

    Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом

    1

    125

    Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

    1

    126

    Прямая речь.

    1

    127

    Контрольное списывание

    1

    128

    Работа над ошибками Прямая речь. Знаки

    препинания при прямой речи.

    1

    129

    Прямая речь. Знаки

    препинания при прямой речи.

    1

    130

    Проверочная работа по теме: «Прямая речь»

    1

    131

    Работа над ошибками. Учебно-деловая речь.

    1

    132

    Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

    1

    133

    Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю ( диалог, монолог)

    1

    134

    Итоговая контрольная работа.

    1

    135

    Работа над ошибками.

    Фразеологизмы . Их значение  в тексте.

    1

    136

    Повторение по теме «Речь»

    1

    1. Описание материально-технического обеспечения

    образовательного процесса

    Учебно-методические средства обучения

    1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 частях – Москва: Просвещение . 2014
    2. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
    3. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
    4. Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса в двух частях Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова – Москва «Просвещение», 2013г.
    5. Рабочие программы 1-4 классыпо учебнику А.В. Поляковой, 4 класс   А.В. Полякова, Н. А. Песняева, изд – во «Просвещение» 2011г.
    6. Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой (1-2 полугодия), изд-во «Учитель», 2013 г.
    7. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова, изд-во «Фёдоров», 2015 г.

    Технические средства обучения

    - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

    - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

     - аудиоцентр/магнитофон;

    - мультимедийный проектор;

    - экспозиционный экран;

    - компьютер

    Экранно-звуковые пособия

          - мультимедийная книжка: «Страна Лингвиния»;

         -  уроки русского языка с применением информационных технологий, 3-4 классы

    Оборудование

    - демонстрационные таблицы по русскому языку;

    - предметные картинки для составления предложений;

    - сюжетные картинки;

    - репродукции картин;

    - изображения сказочных героев;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по системе Л.В.Занкова

    разработанная программа по по литературе опирается на принципы методической системы Л.В.Занкова...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова

    В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

    "Рабочая программа" по русскому языку для 3 класса по системе Л.В.Занкова

    В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

    Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

    Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

    Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

    Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по системе Л.В.Занкова.

    Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит все необходимые структурные разделы и КТП....