Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа  по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования и программы начального общего образования  системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk.zip76.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

начального общего образования

для 4 класса

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н.  Радищева начального общего образования и программы начального общего образования  системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011).

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • познавательная - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи обучающихся служат решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и обучающихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
• интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
        При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 2 класса представлены следующие содержательные линии:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов, из расчета 34 учебных недели по 4 часа в неделю.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

        Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной  среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

– устанавливать аналогии 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

.Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

 Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);

– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного,

услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; анализировать последовательность своих

действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);

– оформлять результаты исследовательской работы.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные–непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные непарные звонкие и глухие;

– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

– совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

.Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

.Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

.Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

- применять правила правописания:

  •  раздельное написание слов;
  •  сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении

под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;
  •  перенос слов;
  •  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  •  проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  •  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  •  разделительные ь и ъ;
  •  ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
  •  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, ий,
  • ья, ье, ия, ов, ин);
  •  безударные окончания имен прилагательных;
  •  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  •  не с глаголами;
  • ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
  •  ь в глаголах в сочетании _ться;
  •  безударные личные окончания глаголов;
  •  раздельное написание предлогов с другими словами;
  •  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  •  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

-  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

-  безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

.Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

  •  приставки на з- и с-;
  •  гласные в суффиксах -ик,-ек;
  •  о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
  •  и, ы после ц в разных частях слова;
  • _соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

– при работе над ошибками осознавать причины  появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

  1. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Фонетика и орфоэпия. 

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый -мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика. 

Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. 

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

Состав слова (морфемика).

 Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Отличие предлога от приставки. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. 

Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3 склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

 Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- соединительные буквы о и е в сложных словах;

- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

- двойные согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

- буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик;  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

- буквы о и е на конце наречий;

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- правописание частицы не с глаголами;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);

- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;

- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;

- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.

Развитие речи.

 Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной «мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Фонетика, орфоэпия, графика

5

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).
Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).
Анализировать: определять звук по его характеристике, соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных.
Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму.

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия.
Анализировать деформированный текст, определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.          
Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Подбирать однокоренные слова к различным частям речи.
Классифицировать слова по признаку родства.
Определять в группе однокоренных слов проверяемые и проверочные.

Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи, самостоятельные и служебные части речи). Сравнивать части речи по грамматическим признакам.

2

Лексика, морфемика,

3

Различать родственные слова и формы слова.

Находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах.

Узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основы.

Понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Оценивать правильность разбора слов по составу.

Наблюдать за использованием в речи синонимов, антонимов.

Определять значение слова по тексту или уточнять по толковому словарю.

3

Морфология

62

Различать изменяемые и неизменяемые слова.

Находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки существительных - род, число, падеж;

Различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", находить начальную форму глагола.

Определять грамматические признаки глаголов - форму времени, число, род (в прошедшем времени).

Выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнику алгоритму.

Оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением и существительным, на которое оно указывает.

Определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

устанавливать отличие предлогов от приставок.

Изменять прилагательные по родам, числам.

 Различать глагол, отвечающий на вопросы что сделать? и что делать? Изменять глаголы по временам. Различать количественные и порядковые числительные.

4

Синтаксис

18

Различать предложение, словосочетание и слово.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложениях.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Выделять предложения с однородными членами,

различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора.

Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Различать простые и сложные предложения.

5

Орфография и пунктуация

24

Применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, с удвоенными согласными; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ знаки; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.

Определять написание слов по орфографическому словарю.

Безошибочно списывать текст.

Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Проверять собственный и предложенный текст. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

6

Развитие речи 

24

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.
Создавать план текста
Сочинять письма, поздравительные открытки, записки, телеграммы, объявления.
Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки.
Писать изложения и сочинения по заданной теме, постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Кол-во часов

1 семестр (67часов)

Предложение (5 часов)

1

Сложное предложение.

Определять виды предложений.

Формулировать вывод по результатам наблюдения

Выделять основы сложных предложений

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания.

Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами.

Отличать сложное предложение от предложения с однородными членами.

1

2

Союзы в сложных предложениях.

1

3

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

4

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

5

Проверочная работа по теме: «Отличие сложных предложений от предложений

 с однородными членами»

1

Местоимение (13 часов)

6

Общее понятие о местоимении.

Наблюдать за особенностями местоимений в речи. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Иметь представление о личных местоимениях. Составлять и записывать предложения с личными местоимениями.

Различать личные местоимения по родам и числам. Распознавать личные местоимения.

Определять их число и лицо.

Формулировать вывод по результатам наблюдений. Склонять личные местоимения.

Наблюдать за написанием предлогов с местоимениями. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Определять род, число и падеж местоимений.

1

7

Входная контрольная работа. (диктант с грамматическим заданием)

8

Работа над ошибками.

Личные местоимения. 

1

9

Р.р. Мини-сочинение из личного опыта  на тему: «Летние впечатления».

1

10

Склонение личных местоимений.

1

11

Склонение местоимений 1-2 лица.

1

12

Склонение местоимений 3–его лица.

1

13

Р.р. Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» (интегр.урок)

1

14

Анализ и редактирование сочинения.

1

15

Предлоги перед местоимениями.

1

16

Предлоги перед местоимениями.

Фразеологизмы.

1

17

Предлоги перед местоимениями.

1

18

Проверочная работа по теме: «Склонение местоимений»

1

Правописание гласных и согласных в приставках (5 часов)

19

Правописание гласных в приставках.

Сравнивать произношение приставок с их написанием. Формулировать по результатам наблюдений вывод. Применять алгоритм выбора а или о в приставке. Выделять приставки в словах.

Применять правила написания приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. 

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученные орфограммы. Контролировать свои действия при записи слов мс приставками, вносить необходимую коррекцию. Образовывать от данных слов слова с заданными приставками.

1

20

Правописание гласных в приставках.

1

21

Обучающее изложение с элементами сочинения.

1

22

Анализ и редактирование изложения.

1

23

Правописание гласных в приставках. (Урок-турнир)

1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (5 часов)

24

Настоящее время глагола.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Наблюдать за окончанием при изменении глаголов.

Сравнивать глаголы в настоящем времени с глаголами в будущем времени.

1

25

Личные окончания глаголов.

1

26

Контрольный словарный диктант.

Личные окончания глаголов.

1

27

Будущее простое время глаголов.

1

28

Изменение будущего времени глаголов по лицам и числам.

1

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. (7 часов)

29

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

 Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.

Находить основы неопределённой формы.

Распознавать неопределённую форму глагола.

Владеть способами определения спряжения глагола.

Спрягать глаголы, правильно писать личные окончания глаголы- исключения I и II спряжения.

Использовать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов.

1

30

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

1

31

Определение времени,
лица и числа глаголов

1

32

Проверочная работа:  «Время глагола»

1

33

Работа над ошибками

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

1

34

Контрольный диктант за I четверть.

1

35

Работа над ошибками.  Связь слов в глагольных словосочетаниях.

1

Неопределённая форма глагола (7часов)

36

Неопределённая форма глагола.

Находить основу глаголов неопределенной формы; распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы; писать глаголы с суффиксом -сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи.

Сравнивать глаголы в неопределённой форме с другими глаголами.

Наблюдать роль неопределённой формы глагола в предложении

1

37

Р.р. Сочинение «Осенний парашютист»

1

38

Анализ работ. Редактирование сочинений. Неопределённая форма глагола.

1

39

Контрольный словарный диктант.

Роль неопределённой формы глагола в предложении.

1

40

Образование глаголов в прошедшем времени.

1

41

Правописание частицы не с глаголом.

1

42

Проверочная работа: «Образование глаголов»

1

Первое и второе спряжение глаголов (11 часа)

43

Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

Определять спряжение по неопределенной форме; отличать возвратные глаголы; писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи, правильно писать частицу НЕ с глаголами;

Определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения. Обозначать спряжение глаголов и проверять их личные окончания по инфинитиву. Выбирать нужную букву в безударном личном окончании глагола по алгоритму.

1

44

I и II спряжение глаголов.

1

45

I и II спряжение глаголов.

1

46

Контрольное списывание

1

47

Работа над ошибками. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

48

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

49

Спряжение глаголов.

1

50

Глаголы–исключения.\

1

51

Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов»

1

52

Работа над ошибками. Глаголы-исключения.

1

53

Р.р. Сочинение –описание по картине В.Г. Перова «Тройка» (интегр. урок).

1

Правописание безударных окончаний глаголов. (4 часов)

54

Анализ и редактирование текста. Правописание безударных окончаний глаголов.

Определять, какую букву писать в личном безударном окончании глагола. Приобретать навык правописания личных окончаний глаголов. Находить и исправлять ошибки в словах, предложении, тексте на правописание безударных личных окончаний глагола.

1

55

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

56

Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов».

1

57

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

1

Наречие (13 часов)

58

Наречие.

Находить слова, с которыми связаны наречия.

Называть признаки наречий.

Ставить вопросы к наречиям

Употреблять наречия, необходимые для учебного и бытового общения

Получить представление о способах получения наречий

Наблюдать за написанием наречий на -о- и -е-. Наблюдать за написанием наречий с приставками

1

59

Наречие.

1

60

Значение наречий.

1

61

Р.р. Подробное изложение деформированного текста («Свиристели» по Б.Павлову)

1

62

Анализ и коррекция текста. Значение наречий.

1

1

63

Образование наречий от прилагательных.

64

Образование наречий.

1

65

Контрольная работа
за I полугодие.

1

66

Работа над ошибками. Правописание наречий..

1

67

Правописание наречий с приставками.

1

2 семестр (69 часов)

68

Р.р. Сочинение – описание «Зимний день»

1

69

Анализ и коррекция текста.

Правописание наречий с приставкой по

1

70

Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий»

1

Второстепенные члены предложения (9 часов)

71

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Определять обстоятельства места, времени, образа действия в тексте.

Применять полученные знания.

Анализировать свои и чужие ошибки..

1

72

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение.  

1

73

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места.

1

74

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени.

1

75

Обстоятельство места и времени.

1

76

Обстоятельства образа действия.

1

77

Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост»

1

78

Анализ и редактирование изложения. Классификация обстоятельств по видам.

1

79

Проверочная работа по теме: «Второстепенные члены предложения».

1

Склонение имён прилагательных (29 часов)

80

Работа над ошибками.

Склонение прилагательных  мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

Выделять основы прилагательных.

Склонять прилагательные вместе с существительными.

Отличать произношение и написание окончания прилагательных

Ставить прилагательные в нужном падеже; указать род, число и падеж прилагательного.

Контролировать и корректировать свою работу

Анализировать свои и чужие ошибки

Составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями

1

81

Упражнения в определении падежа имён прилагательных.

1

82

Ударные и безударные окончания имён прилагательных  мужского

и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

1

83

Родительный падеж имён прилагательных мужского

и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы

1

84

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

1

85

Проверочная работа по теме: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой».

1

86

Работа над ошибками. Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой.

1

87

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой.

1

88

Р.р. Сочинение –описание по картине И.Э. Грабарь «Февральская лазурь.

1

89

Анализ и коррекция текста.

. Склонение прилагательных во множественном числе.

1

90

Склонение прилагательных во множественном числе.

1

91

Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе».

1

92

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой.

1

93

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное.

1

94

Контрольный словарный диктант. Склонение прилагательных мужского и среднего рода мягкой основой.

Дательный падеж.

1

95

Склонение прилагательных мужского  и среднего рода

с мягкой основой.

Творительный падеж.

1

96

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой.

1

97

Проверочная работа по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой».

1

98

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой.

1

99

Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи.

1

100

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

1

101

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

1

102

Контрольное изложение 

1

103

Анализ и коррекция текста.

Склонение имён прилагательных во множественном числе..

1

104

Правописание безударных окончаний прилагательных во множественном числе.

1

105

Контрольная работа за 3 четверть

1

106

Работа над ошибками Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

1

107

Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса.

1

108

Р.р. Сочинение –описание по картине И.И.Левитана «Март»

1

Правописание глаголов (9 часов)

109

Анализ работ. Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь.

Наблюдать за глаголами с суффиксом -сь, -ся.

Определять значение этих глаголов

Наблюдать за написанием мягкого знака в глаголах 2 лица

Наблюдать за написанием глаголов в неопределённой форме, в 3-ем лице

Передавать содержание текста, создавать несложные монологические тексты на доступные темы

Применять изученные нормы орфографии и пунктуации

Анализировать свои и чужие ошибки

1

110

Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

1

111

Правописание глаголов с суффиксами-   ся, -сь.

1

112

Правописание «ь» в глаголах 2го лица.

1

113

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1

114

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1

115

. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1

116

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице.

1

117

Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме ».

1

Простое и сложное предложение (6 часов)

118

Работа над ошибками. Простое и сложное предложение.

Определять вид предложения Классифицировать предложения .

Выделять главные члены предложения.

Наблюдать за способами связи простых предложений в составе сложного.

Составлять текст повествование, определять тему текста и основную мысль

Соблюдать орфоэпические нормы русского языка.

Находить в речи олицетворении

Применять изученные нормы орфографии и пунктуации

Анализировать свои и чужие ошибки

Создавать несложные монологические тексты на доступные темы

Находить в тексте, использовать в устной и письменной речи фразеологизмы, олицетворение.

Контролировать и корректировать свою работу

Создавать различные виды объявлений, заполнять почтовые бланки, конверты, инструкции, заявления

1

119

Простое и сложное предложение.

1

120

Простое и сложное предложение.

1

121

Р.р. Изложение с элементами сочинения «Случай с кошельком»

1

122

Анализ и коррекция текста.  Простое и сложное предложение.

1

123

. Контрольный диктант по теме: «Виды предложений»

1

Речь (13 часов)

124

Работа над ошибками.

Речь. Текст.

Распознавать изученные части речи.

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания.

Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами.

Отличать сложное предложение от предложения с однородными членам.

 Распознавать изученные части речи.

 Создавать несложные монологические тексты на доступные темы.

Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом

1

125

Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста.

1

126

Прямая речь.

1

127

Контрольное списывание

1

128

Работа над ошибками Прямая речь. Знаки

препинания при прямой речи.

1

129

Прямая речь. Знаки

препинания при прямой речи.

1

130

Проверочная работа по теме: «Прямая речь»

1

131

Работа над ошибками. Учебно-деловая речь.

1

132

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение).

1

133

Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю ( диалог, монолог)

1

134

Итоговая контрольная работа.

1

135

Работа над ошибками.

Фразеологизмы . Их значение  в тексте.

1

136

Повторение по теме «Речь»

1

  1. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методические средства обучения

  1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 частях – Москва: Просвещение . 2014
  2. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
  3. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса в двух частях Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова – Москва «Просвещение», 2013г.
  5. Рабочие программы 1-4 классыпо учебнику А.В. Поляковой, 4 класс   А.В. Полякова, Н. А. Песняева, изд – во «Просвещение» 2011г.
  6. Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой (1-2 полугодия), изд-во «Учитель», 2013 г.
  7. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова, изд-во «Фёдоров», 2015 г.

Технические средства обучения

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

 - аудиоцентр/магнитофон;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- компьютер

Экранно-звуковые пособия

      - мультимедийная книжка: «Страна Лингвиния»;

     -  уроки русского языка с применением информационных технологий, 3-4 классы

Оборудование

- демонстрационные таблицы по русскому языку;

- предметные картинки для составления предложений;

- сюжетные картинки;

- репродукции картин;

- изображения сказочных героев;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова

рабочая программа по русскому языку с ОУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной прогр...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Рабочая программа по русскому языку для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...