Авторская программа "Обучение грамоте" 1 класс
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Прогамма "Обучение грамоте актуальна в настоящее время, т. к.убеждена, что много и хорошо читающий ученик способен развиваться самостоятельно, мыслить и действовать творчески, формировать свою учебную компетентность.

Задачи программы:

- формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

- повышение речевой компетентности детей;

- обучение чтению с удовольствием, осознанно и быстро;

- развитие интереса к читательской деятельности;

- подготовка обучающихся к дальнейшему успешному усвоению курса "Литературное чтение".

Инновационность программы в использовании новых форм и методов обучения чтению, основанных на укрупнении дидактических единиц, в использовании системно-деятельностного подхода в обучении, анализе живой речи и литературного материала, использовании ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Авторская программа

Обучение грамоте.

1 класс

                                           Автор Е.А.Подлегаева

                                                 г. Зверево, 2011г.

Обучение грамоте.

1 класс ( 85 час.)

Пояснительная записка.

  Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения учебного материала, модернизацией образования, появлением новых информационно-коммуникативных технологий.

Программа по обучению грамоте разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ системы Л.В.Занкова «Обучение грамоте»

 Предлагаемая программа составлена на основе многолетних личных наблюдений и опыта учителей-новаторов, а также использовалась система проф. П.М.Эрдниева об укрупнении дидактических единиц.

   Изменяя содержание, формы и методы обучения чтению, хочу помочь каждому ученику проявить и развить свою индивидуальность на уроке.

 Научить детей читать – великая дидактическая задача. Я ставлю задачу научить читать с удовольствием, осознанно и быстро.

 Спад интереса к чтению наблюдается уже в период окончания работы с букварём. До школы дети были в большинстве слушателями произведений, заучивали стихи со слуха, не тратя своего труда на чтение. Трудность для детей заключается в овладении по слоговым чтением, когда теряется связь прочитанного таким способом слова со смыслом целого предложения.

 Задача этого этапа обучения чтению состоит в том, чтобы чтение доставляла детям удовлетворение как самостоятельная деятельность. Попутно с чтением букваря ученики должны читать небольшие интересные рассказы, сказки, загадки и стихи.

 В то же время именно в этот период необходимо приложить особые усилия к тому, чтобы выработать у детей плавное чтение. Не следует читать много раз один и тот же текст, т. к. дети быстро устают от однообразной деятельности. Лучше перечитывать знакомые из букваря и книг тексты спустя время, особенно со слабо читающими учениками.

 Нужно в это время отрабатывать чтение трудных слов, встречающихся детям в текстах букваря и книгах для чтения.

 С первых уроков в центре внимания находятся изучаемые произведения, их содержание, изобразительные средства, которые способствуют обогащению речи учащихся образцами литературного языка.

  В это время важно создать и моральный стимул к чтению вместе с семьёй. Заводятся «Дневники чтения»:

Дата

Сколько строк или страниц прочитал

Подпись родителей

Оценка и подпись учителя

 Дневник заполняется родителями ежедневно. Тексты дети и родители выбирают самостоятельно.

 Эти и другие формы и виды работ позволяют сократить период обучения грамоте с 6 месяцев до 4,5 месяцев.

  Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом с использованием информационно-ценностного подхода в обучении чтению, разработанного акад. А.М. Кушниром. Этот подход применяется на занятиях по внеклассному чтению.

 Меняется содержание и структура урока чтения: используются разнообразные виды работ, игровые технологии, нестандартные и комбинированные уроки, т. к. чтение связано со всеми предметами курса начальной школы. Связь с предметами эстетического цикла помогает гармоничному развитию личности ребёнка.

Чтение и развитие речи ( 43 часа).

  Блоковое изучение букв и звуков.

Темы уроков

Кол-во часов

1.

. Знакомство с речью, предложением, слогом, ударением

 

3

2.

Блок №1 а,о,и,у,э,ы

5

3.

Блок № 2 й,н,р,л,м

8

4.

Блок № 3 х,з,ч,ш

6

5.

Блок № 4 б,в,г,д,з,ж,п,ф,к,т,с,щ

10

6.

Блок № 5 ю,я,е,ё

2

7.

Блок № 6 ь, ъ

4

8.

Закрепление изученного

5

 Изучение звуков и букв идёт комбинированными уроками, на которых развиваются умения называть мягкие и твёрдые звуки в словах, делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами и ь, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по наблюдениям и картинкам.

 Главными задачами являются овладение навыками плавного смыслового чтения небольших текстов различных стилей и жанров.

Внеклассное чтение ( 8 занятий по 15-20 мин.).

    Круг чтения:

детская художественная литература;

А. Барто «Игрушки», «Стихи о детях», «Вовка – добрая душа», «Девочка ревуша», «Девочка чумазая»;

С. Маршак «Радуга-дуга», «Вот такой рассеянный», «Разговор с первым классом», «Детки в клетке», «Усатый полосатый», «От А до Я»;

Л.Толстой «Рассказы о детях», «Рассказы и басни»;

Сказки, читалочки.

 Работа с книгой: систематическое расширение читательского кругозора, развитие умений слушать произведения, оценивать прочитанное, рассказывать запоминающиеся эпизоды, рисовать словесные картины.

Знакомство с правилами гигиены чтения и сохранности книг. Ориентирование в книгах.

Письмо и развитие речи (42 часа).

 Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Работа над каллиграфией идёт по методу заслуженного учителя М.Т.Стрижаковой.

Письмо без прописей по широкой линейке.

Правильная посадка, умение держать тетрадь и ручку.

 Сходство и противопоставление по форме в написании букв, вошедших в блоки. Предупреждение возможного смешения букв.

 Запись слов, предложений, с печатного и рукописного шрифта, письмо под диктовку текстов в 15-20 слов.

Фонетический разбор слов.

Составление и запись небольших рассказов на заданную тему.

Темы уроков

Кол-во час.

1.

Подготовка к письму

3

2.

Письмо строчных и заглавных букв блока № 1

3

3.

Письмо строчных и заглавных букв блока № 2

4

4.

Закрепление блоков № 1 и 2

4

5.

Письмо строчных и заглавных букв блока № 3

6

6.

Письмо строчных и заглавных букв блока № 4

8

7.

Письмо под диктовку. Списывание.

2                      

8.

Письмо строчных и заглавных букв блока № 5

2

9.

Письмо строчных и заглавных букв блока №6

2

10.

Закрепление, письмо под диктовку, списывание

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа 2 класс

2 нче сыйныф өчен сыйныфтан тыш эшчәнлек программасыЮнәлеше: рухи-әхлакыйТөре: проблемалы-нәтиҗәле аралашу ...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте1 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению 1 класс "Школа России" выполнено в соответствии с новым ФГОС НОО....

Контрольная работа по литературному чтению "Волшебные авторские сказки" 4 класс

Контрольная работа для 4 класса на тему "Волшебные авторские сказки" В контрольную работу включены вопросы по сказке  "Конёк Горбунок" П.Ершова...

Авторская программа 1 класс ОВЗ

Рабочая программа 1 класса  ОВЗ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы". Способы передачи авторского настроения. 3 класс

Конспект урока по литературному чтению. "В царстве словесного пейзажа"  П.П. Потемкин "Мухоморы".Способы передачи авторского настроения. 3 классУрок разработан в соответс...