Метод проектов в учебной деятельности
статья на тему

Можарова Антонина Николаевна

Что такое проект и что  лежит в основе метода проекта? В статье говорится о том ,какие могут быть доминирующие проекты при выполнении,какие цели преследует сама работа с проектами,как верно начать эту работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod_proektov_v_uchebnoy_deyatelnosti.zip17.4 КБ

Предварительный просмотр:

                               АНО СОШ « ПРИОРИТЕТ»              

                                 

              «Метод проектов  в учебной деятельности»

                                                                                учитель начальных классов

Можарова А.Н.,

АНО СОШ «Приоритет»,

г. Москва

                                                                2016г

                              Метод проектов в учебной деятельности.

                                         Знания-дети удивления и любопытства.

                                                                                                          Луи де Бройль.

          Слово  «проект»( в переводе с латинского « брошенный вперёд») толкуется в словарях как план ,замысел предваряющий его создание.

---Проект –разработанный план ,предварительный текст какого-либо документа; замысел, план ( С.И. Ожегов).

--Метод проекта- способ  достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы , которая завершается реальным результатом-  всегда  решение какой-либо проблемы.

«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

        В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.» (Е.С. Полат ).

 Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Дети-исследователи по своей природе.  Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически . Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление  к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того , чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок проявляет широкую любознательность , задаёт вопросы ,касающихся  близких и далёких предметов и явлений. Семилетний ребёнок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать  объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать ,чтобы найти интересующий его ответ. Стремление ребёнка к познанию естественно.

Актуальность метода учебных проектов связана связана с тем , что в ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных  

учебных действий . В новых Стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору  в формировании у школьника умения учиться. Названы умения и качества, необходимые человечеству ХХI века. Это: 

--ответственность и адаптивность

--коммуникативные умения

 --творчество и любознательность  

--критическое и системное  мышление

--умения работать с информацией и медиасредствами

 --межличностное взаимодействие и сотрудничество

--умения ставить и решать проблемы

--направленность на саморазвитие

 --социальная ответственность

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенчески-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

        Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, обсуждение проекта, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.

        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями ик форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах.

        Приключенчески-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

        Информационные проекты направлены  на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

        Практико-ориентированнные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Критерии успеха над проектом:

-Достигнут конечный результат.

-Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

-Результат проекта может быть использован другими коллективами.

-Информация о проекте широко распространена.

-Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

-Получено удовольствие от своей деятельности.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. 

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

 

Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:

  1. Составление плана.
  2. Выполнение проекта:

А) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

            б) группировка материала и установление общих положений;

            в) применение полученных знаний на практике.

  1. Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней. 

 В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:

 1.Постановка задачи.

2.Разработка проекта принятого задания.

3.Организация    общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

4.Непосредственно трудовая работа.

5.Учёт проделанной работы.    

В прошлом году с третьеклассниками делали проект к 9 мая о городах-героях «Поклонимся великим тем годам». 

Вначале выбрали проектную группу, которая собирала и обрабатывала информацию. Разделились, кто о каком городе-герое будет искать информацию. Начался сбор информации. Срок проекта 2 месяца.

                   План для детей.

Что я знаю?

Что я ещё могу узнать и где?

                    -У родителей

                  - У учителя.

                    -Из книг.

                     -В Интернете.

                  -У друзей.

                  -Что я могу рассказать другим о том, что я узнал?

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. (Китайская пословица). Ребята искали информацию в Интернете,  учились работать в команде, осваивать работу на различных Web-сервисах, оформлять материал и представлять перед одноклассниками и родителями. Можно уверенно говорить о том, что работая над проектом, создаются необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ученика, формируется активная позиции каждого школьника - одна из первостепенных задач в современной школе. На каждом этапе проводилась самооценка работы участника, взаимооценивание  работы. Важно было уложиться в срок. Было непросто, но сплоченная работа и помощь родителей помогли пройти все этапы.

 Отдельно нужно отметить особую роль рoдителей. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: как консультанты; помогают следить за сроками, оценивать работу на всех этапах выполнения проекта; готовить презентацию и выступление; обеспечивают наиболее пoдходящий режим работы, отдыха и питания.

Родители, работая вместе с детьми над проектом, больше времени проводят с детьми. Становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Дети, в результате совместной проектной деятельности узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрoслыми - их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Когда учащиеся, oсoзнают свою способность приобретать нoвые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, то переходят на иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет осуществить деятельный подход – переносить обучающимися знания на овладение ими разными спoсoбами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. 

               Роль учителя в проектной деятельности:

--помочь детям в поиске источников информации;

--самому быть источником информации;

--координировать весь процесс учебной творческой деятельности;

--поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.

 Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:

  • личностно-ориентирована;
  • использует множество дидактических подходов;
  • мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;  

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

 б) поиск пути их решения;

 в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

 д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

 

Правила успешности проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Ещё одна задача педагога заключается  в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес – выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия.

Результативность работы над проектом определяется в том числе и по таким критериям, как формирование учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением, способности радоваться чужим успехам.

Работа над проектом потребовала навыков научного поиска, критического анализа, устной и письменной коммуникации. От всех участников требовалось постоянное напряжение внимания, восприятия, памяти «ума», способность генерировать гипотезы и проделывать мыслительные эксперименты по их проверке, умение формулировать окончательные выводы и сообщать их другим, а также способность и умение обосновывать и отстаивать свою позицию.

Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:

  1. пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил:
  2. не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.

В заключение хочется отметить, что  “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Проектная деятельность предоставляет педагогу широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. В своих учениках мы можем открыть активных и заинтересованных партнеров, а в самих себе — неведомые ранее резервы для профессионального роста.

                                      Список литературы.

 

1.       Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2012 г.

2.       Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html,
imz.ucoz.ruindex/fgos/0-18

3. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2013. – с. 42.

4.Метод проектов в начальной школе: система реализации/авт.-сост.Н.В.Засоркина{и др.}-Волгоград: Учитель ,2013 г.,с.3

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в логопедической деятельности (презентация)

мФормирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;Формирование ...

Использование метода проектов в логопедической деятельности

Метод проектов ориентирован на развитие личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей через...

«Метод проектов во внеурочной деятельности»

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие сп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" ставит своей целью не только поделиться опытом, но и рассказать о моделях обучения (пассивной, активной и интер...

Метод проектов в учебном процессе начальной школы.

Невозможно реализовать личностно-ориентированный и компетентностный подходы в обучении, используя только традиционные технологии.Работая по традиционной технологии наблюдается слабая сформированность ...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...