Использование метода проектов в логопедической деятельности
статья по логопедии

Мулеева Надежда Герасимовна
  • Метод проектов ориентирован на развитие личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей через                                     формирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в логопедической деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги.

    Наша школа уже несколько лет применяет проектное обучение, как технологию, ориентированную на развитие личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей.                                                                                                                        

     Раньше проектная деятельность охватывала контингент учащихся 3-8 классов. Но, новые стандарты образования вносят свои директивы и в проектную деятельность. Поэтому, на сегодняшний день, проектной деятельностью охвачены и учащиеся 1-2 классов.

Что такое проект?  

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Метод проектов подразумевает:

  • Совокупность приемов и действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Целью моей проектной деятельности является:

  • Формирование у малышей умений добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Целью учебной деятельности является:

  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка (фонетике и графике); об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Какие бывают проекты?

  • По количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым.
  • По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные,  межпредметные и метапредметные.
  • По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты.
  • По ведущему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, литературно-творческие, социальные практико-ориентированные (прикладные) проекты.

Для чего нам нужен метод проектов?

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть мини проблемы;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

 Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как:

  • самостоятельность,
  • целеустремлённость,
  • ответственность,
  • инициативность,
  • настойчивость,
  •  толерантность и др.

Дальше я хотела бы поделиться своим первым продуктом деятельности. Данный учебный проект «В мире звуков или о чём поёт тишина?»  направлен на освоение стандартов по русскому языку через изучение учебного раздела «Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата», который включает темы учебного проекта в рамках коррекционной работы на фонетическом уровне:  

  • Звуки речи и буквы.
  • Строение и функции речевого аппарата
  • Образование гласных звуков.
  • Образование согласных звуков.

Благодаря исследовательской и практической деятельности учащиеся добывают сведения, приобретают учебные навыки и знания, которые помогут учащимся ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.

 Для начала я решила:

  • заинтересовать детей темой проекта;
  •  вызвать у них мотивацию;  
  • ввести их в поисково-исследовательскую деятельность;
  • научить добывать информацию;
  • систематизировать полученные результаты исследований;
  •  формулировать выводы;
  • представлять результаты работы над проектом;
  •  оценивать свои результаты и товарищей
  • провести консультацию с родителями об оказании детям косвенной помощи.

   

 После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

 - личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за конечный результат, в числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществление взаимного контроля;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии содержания коррекционной работы с содержанием учебного предмета «Русский язык» ;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными   понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального и общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета;  

- предметные:

  • формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;
  • наблюдение за работой органов речи и артикуляционным укладом;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, владение умением проверять написанное;
  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике и т. д.; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, через развитие кинетического и кинестетического чутья, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Использованные источники

  • Intl «Обучение для будущего»: Учеб. Пособие – 9-е изд.; исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008. – 144 с. + CD
  • Рабочие программы (ФГОС). Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1 – 4 классы. ОАО «Издательство «Просвещение» - М. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в логопедической деятельности (презентация)

мФормирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;Формирование ...

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, основанной на использовании метода проектов.

Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. Организация проектной деятельности обучающихся являе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

«Проектная деятельность в начальной школе. Использование методов проекта во внеклассной работе»

Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих спо...

Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»

Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в...