Главные вкладки

    Использование метода проектов в логопедической деятельности
    статья по логопедии по теме

    Мулеева Надежда Герасимовна
    • Метод проектов ориентирован на развитие личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей через                                     формирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_proektov.docx27.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование метода проектов в логопедической деятельности

    Добрый день, уважаемые коллеги.

        Наша школа уже несколько лет применяет проектное обучение, как технологию, ориентированную на развитие личности учащихся и раскрытия их потенциальных возможностей.                                                                                                                        

                 Раньше проектная деятельность охватывала  контингент  учащихся  3-8 классов. Но,  новые  стандарты  образования вносят свои директивы и в проектную деятельность. Поэтому, на  сегодняшний день, проектной деятельностью  охвачены и учащиеся 1-2 классов.

    Что такое проект?  (слайд 3)

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

    Метод проектов подразумевает: (слайд 4) 

    1. Совокупность приемов и  действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Целью моей проектной деятельности  является: (слайд 5)

    1. Формирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;

    Целью учебной деятельности является: (слайд 6)

    1. освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка (фонетике и графике); об основных единицах языка, их признаках и особенностях  употребления в речи;

    Какие бывают проекты? (слайд 7)

    1. По количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым.
    2. По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные,  межпредметные и метапредметные.
    3. По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты.
    4. По ведущему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, литературно-творческие, социальные практико-ориентированные (прикладные) проекты.

    Для чего нам  нужен метод проектов? (слайд 8)

    1. научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
    2. научить предвидеть минипроблемы;
    3. сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
    4. получить навыки обработки информации;
    5. сформировать навыки проведения исследований;
    6. сформировать навыки работы и делового общения в группе;
    7. сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

     Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как:  (слайд 9)

    1. самостоятельность,
    2. целеустремлённость,
    3. ответственность,
    4. инициативность,
    5. настойчивость,
    6.  толерантность  и  др.

    Дальше я хотела бы поделиться своим первым продуктом деятельности. Данный учебный проект «В мире звуков или  о чём поёт тишина?»  направлен  на освоение стандартов по русскому языку через изучение учебного раздела «Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата», который включает темы учебного проекта в рамках коррекционной работы на фонетическом уровне:  

    1. Звуки речи и буквы.
    2. Строение и функции речевого аппарата
    3. Образование гласных звуков.
    4. Образование согласных звуков.

    Благодаря исследовательской и практической деятельности учащиеся добывают сведения, приобретают учебные навыки и знания, которые помогут учащимся ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.

     Для  начала я решила:

    1. заинтересовать детей темой проекта;
    2.  вызвать у них мотивацию;  
    3. ввести их в поисково-исследовательскую деятельность;
    4. научить добывать информацию;
    5. систематизировать полученные результаты исследований;
    6.  формулировать выводы;
    7. представлять результаты работы над проектом;
    8.  оценивать свои результаты и товарищей
    9. провести  консультацию с  родителями  об  оказании  детям  косвенной помощи.

       

     После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

     - личностные:

    1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
    2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    3. развитие самостоятельности и личной ответственности за конечный результат, в числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
    4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - метапредметные:

    1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    2. активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
    3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    4. использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
    5. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществление взаимного контроля;
    6. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии содержания коррекционной работы с содержанием учебного предмета «Русский язык» ;
    7. овладение базовыми предметными и межпредметными   понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
    8. умение работать в материальной и информационной среде начального и общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета;  

    - предметные:

    1. формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;
    2. наблюдение за работой органов речи и артикуляционным укладом;
    1. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
    2. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
    3. осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, владение умением проверять написанное;
    4. освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике и т. д.; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
    5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
    6. формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, через развитие кинетического и кинестетического чутья,  употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

     

    Использованные источники

    1. Intl «Обучение для будущего»: Учеб. Пособие – 9-е изд.; исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008. – 144 с. + CD
    2. Рабочие программы (ФГОС). Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1 – 4 классы. ОАО «Издательство «Просвещение»  - М. 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода проектов в логопедической деятельности (презентация)

    мФормирование  у  малышей  умений  добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных,  практических и коммуникативных задач;Формирование ...

    Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

    В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

    Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

    УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

    Применение инновационных форм и методов работы в логопедической деятельности с целью эффективности обучения.

    В данном докладе рассказывается об   инновационных  методах работы  логопеда: крупотерапия, тестопластика, ниткография, сказкотерапия,музыкотерапия,  мнемотехника и т.д....

    Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

    В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...