К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
методическая разработка (1 класс) на тему

Мелентьева Светлана Васильевна

Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_adaptacii_pervoklassnikov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу адаптации первоклассников:  учитель – ученик – родители.

«Первый раз – в первый класс…» - пожалуй, трудно найти другую фразу, которая была бы так хорошо всем знакома. Можно с уверенностью сказать, что любой ребёнок, приходящий 1-го сентября в школу в 1-й класс, воспринимает происходящее как замечательное событие, как праздник.  Это событие знаменует новый этап в его жизни, меняет его отношение к самому себе, меняет его социальный статус.  И это чувство праздника может наполнять маленького школьника ещё некоторое время. Но…

Но проходит неделя – другая и вдруг ребёнок заявляет, что в школу он идти не хочет.  Так что же произошло?

Первый год обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.  Меняется привычный уклад жизни ребёнка, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.

Однако адаптация к школе нужна не только первокласснику, но и его родителям, и бабушкам и дедушкам. И такая адаптация, а вернее – изменение привычного образа жизни, зачастую оказывается не менее трудным делом, в силу того что взрослые, особенно пожилые - люди сформировавшиеся, с определёнными взглядами и системой ценностей. При этом совершенно неважно впервые вы идете со своим ребёнком в школу или проходили это уже не раз. Каждый малыш – совершенно уникальная, неповторимая личность и путь к успехам в школе каждый раз свой.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но, к сожалению, некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Это является, пожалуй, самой распространённой ошибкой.

Именно в этот, начальный  период обучения, взаимоотношения учителя и родителей ученика должны основываться на принципах сотрудничества и доверия. Только совместными действиями можно вырастить в ребенке интерес и желание учиться,  избежать привычки просто посещать школу по необходимости. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны проявлять максимальное внимание к своему ребёнку. Всё это потребует от родителей очень больших усилий и даже изменения привычного образа жизни. Поскольку практическое обретение школьных навыков для ребенка достаточно сложно, и процесс их освоения становится для малыша напряженной душевной работой. От принципов, основанных на: «мне хочется», «мне интересно»,  постепенно ребёнок приходит к  понятиям «я должен».  Трудности вживания в принципиально новые обстоятельства порой рождают в первокласснике тревожность, боязнь, страх. Терпеливое и доброжелательное внимание родителей поможет малышу справиться со своими тревогами.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

- организация режима дня;

- контроль  учебной деятельности;

- приучение детей к самостоятельности.

Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой,  защищает нервную систему от переутомления. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Стремясь выполнить свои, взрослые, дела по дому,  не оставляйте ребёнка наедине с телевизором или компьютером.

Очень важно проявлять интерес к деятельности ребёнка в школе.  Что он изучал сегодня в школе, что его удивило, порадовало, или напротив расстроило и огорчило.

Важный аспект адаптации первоклассника – формирование системы отношений с товарищами и учителем.

Постарайтесь превратиться для ребенка из просто родителей в добрых друзей. Выполняя дома задания, вступая в контакт с ребенком, попробуйте отказаться от подсказок своего и чужого опыта. Пусть ребенок принимает свои решения, а вы – свои. Вы вместе, но решаете разные задачи: он осваивает материал, требующий логического или социального интеллекта, вы создаете  для этого условия.

Не забывайте, как чувствительны и ранимы дети. Им важно знать, что их любят не за успехи, а за то, что они есть. Одно неосторожное оброненное слово может сделать ребенка замкнутым на всю жизнь. Поэтому, когда при возвращении из школы его глаза горят, и вы видите, что он жаждет что – то рассказать, чем – то поделиться, проявите интерес.

Не стоит постоянно использовать выражение: «Ты уже взрослый» - в таком еще очень нежном возрасте. Оно имеет для ребенка явно негативную окраску. Говоря так ребенку, вы тем самым даете ему понять, что его проблемы – это только его проблемы.

Цените вечерние разговоры перед сном – они самые откровенные. Поговорите о чем–нибудь отвлеченном или расскажите своему первокласснику о том, с какими проблемами вы сталкивались в школе и как их решали, - это придаст ребенку уверенности в своих силах, а вы станете для него лучшим примером.

Чаще говорите малышу, что верите в него, что у него все получится и что он для вас самое дорогое на свете существо и никогда не будет иначе. И он запомнит это на всю жизнь, потому что главное для него – это Ваша любовь.

Помните, что маленькие дети не совершают преступление, которые требуют наказания. Они, как и все мы, совершают ошибки. Учите детей самостоятельно исправлять свои ошибки, учитесь не заставлять силой, а договариваться.

Если вы попытаетесь не только научить чему – то детей, но и научитесь у них, ваши отношения выйдут на новый уровень близости, доверия, взаимного контакта не только на школьный период, но и в дальнейшей жизни. Ваша любовь, доброта и терпение, дружеская поддержка, желание понять и помочь – это именно те методы воздействия на ребенка, которые приведут к хорошим результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия №44», г.Новокузнецка

Во всем мире система образования России признавалась уникальной из-за своей фундаментальности и научности. Но сравнительные исследования piza показали высокие результаты российских студентов по критер...

Вопросы адаптации первоклассников к школе как составная часть здоровьесберегающих технологий

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Ребёнку необходимо помочь адаптироваться в школе. Педагогу важно создать  доброжелател...

Буклет для родителей первоклассников "Ваш ребенок - первоклассник. Вопросы адаптации"

В буклете "Ваш ребенок - первоклассник. Вопросы адаптации" представлены советы от психологов для родителей первоклассников, а также даны рекомендации, как помочь маленькому ученику в период ...

Советы родителям первоклассников по вопросам адаптации

О чём же необходимо помнить родителям?v    Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и по...