К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)
презентация по теме

Матрюк Галина Владимировна

 

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost._vystuplenie_na_pedsovet_2.11.11g..docx20.94 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)

Уважаемые коллеги! Сегодня мы  говорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной школы в старшую, и как их к этому подготовить.

        Для начала разберемся: что такое преемственность?

        Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как

  1. внутреннюю связь между отдельными частями единого курса,
  2. либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета,
  3. либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.

        Рассматривая преемственность на “практическом” уровне, хочу обратить ваше внимание на три аспекта:

  1. преемственность в содержании курса;
  2. преемственность в формах и методах работы;
  3. преемственность в требованиях к учащимся.

        Преемственность в содержании курса. Работая по УМК «Школа России» мы соблюдаем преемственность в содержании курса, переходя в основной школе также на традиционные программы. (Математика -Н.Я.Виленкин, Русский язык - Т.Я.Ладыженская и тд.)

        Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы  становится  ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Какими же формами и методами обучения можно этого добиться.

        В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

          При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

  При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

  Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Методы обучения и их классификация

        Под методом подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.

         Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам:

1)По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.
2
) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3)
По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;
- контролирующие методы.

Преемственность в требованиях к учащимся.

        В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры определяются также и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

     Это человек:

  1. любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться;
  3. любящий родной край и свою страну;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  7. умеющий высказать свое мнение;
  8. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

        В основной школе учащиеся больше работают самостоятельно. Поэтому в 4 классе все больше времени уделяется самостоятельной работе.

        Для проверки уровня знаний учащихся я использую типовые тестовые задания для второго, третьего и четвертого классов под редакцией Крыловой О.Н. Тесты подобраны таким образом, что помогают выяснить насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность, что очень важно в начальных классах. Учащиеся учатся работать самостоятельно.  

В основной школе большое внимание уделяется проектной деятельности. Поэтому я стараюсь заинтересовать учащихся проектной и исследовательской работой на самой ранней ступени обучения.  Мои ученики  принимают активное участие в коллективных проектных и исследовательских работах, проводят индивидуальные исследования. В 2010 году я демонстрировала мастер-класс на районном семинаре по учебно-методической работе «Обеспечение конкурентоспособности обучающихся на рынке труда посредством сетевого взаимодействия и профильного обучения, а также развития творческих и исследовательских способностей учащихся». Учащиеся проводили исследования, делали обобщения, выводы, создавали математические модели реальных ситуаций.

Так же большое внимание уделяю групповой работе, работе в парах.

Кабинет начальной школы оснащен всем необходимым для организации коллективной и групповой работы.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Преемственность в содержании курса – традиционная программа в начальной и основной  школе.
  2. Преемственность в формах и методах работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.
  3. Преемственность в требованиях к учащимся – основное требование это - умение учиться.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

  1. http://paidagogos.com/?p=530 – методы обучения и их классификация

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (из опыта работы)

Слайд 2

Три аспекта преемственности: Преемственность в содержании курса Преемственность в формах и методах работы Преемственность в требованиях к учащимся

Слайд 3

Современный выпускник начальной школы. любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 4

Типовые тестовые задания

Слайд 5

Творческие проекты учащихся

Слайд 6

Творческие проекты учащихся

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Преемственность при переходе из начального в среднее звено школы"

Программа «Преемственность»Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьног...

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....

Адаптация детей к учебной деятельности при переходе от начального к среднему звену в общеобразовательной школе средствами физической культуры.

Данная презентация направлена на определение благоприятных условий успешной адаптации школьников к учебной деятельности при переходе к среднему звену общего образования средствами физической куль...

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...