Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.
статья (1 класс) на тему

Никитина Ольга Ивановна

Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского

Никитина О.И.,

 учитель начальных классов

Эпиграфом своего выступления я взяла слова Л. С. Выготского “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком”.

А перед школьным обучением у большинства наших первоклассников был детский сад, то есть дошкольное образовательное учреждение.

Чтобы говорить об организации преемственности на уровне учитель– воспитатель определимся в самом понятии “преемственность”.

Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (философский словарь). 

Я рассматриваю преемственность как двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков). С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Такой процесс можно было бы сравнить с передачей “эстафетной палочки” от воспитателя нам  как учителям. 

Целью совместной работы на начальном этапе процесса преемственности является создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.

Уже стало доброй традицией в нашей школе  работа, на протяжении практически всего учебного года, ШБП . Данный курс организовывается для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ  «настоящего школьника».

 С дошколятами в этот период мы,  работали в классах, в которых им предстоит в дальнейшем учиться.  Свои занятия мы  нацеливали  на то, чтобы будущий первоклассник познакомился с нами, их первыми учителями, со своими будущими  одноклассниками, а также не боялся новых ситуаций, чувствовал себя полноправным членом сложившегося коллектива , понимал значение правил и умел соблюдать их, концентрировал внимание в течение урока.

На занятиях ШБП центральное место занимала  игра. На каждом занятии мы проводили  игры и занимательные упражнения, которые способствовали развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения. Соблюдая преемственность, на всех занятиях применяли  наглядность, красочный раздаточный материал, использовали  возможности интерактивного комплекса.

Основной задачей начальной школы в рамках нового образовательного стандарта стала задача учить детей учиться.

В настоящее время готовность дошкольника к школьному обучению заключается не столько в уровне умственного развития сколько в уровне развития познавательных процессов: памяти, внимания, умении обобщать и дифференцировать предметы, в осознании способов выполнения действий, в овладении навыками самоконтроля и самооценки.

Считаю, что эффективным компонентом знакомства с будущим учеником являются занятия в группах детского сада,  которые мы с большим удовольствием посетили. Мы увидели, что воспитатели детского сада включают в процесс обучения специальные учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формируя  у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Развивают  самостоятельность у дошкольников, которая  является основой успешного обучения ребенка в школе. На занятиях используют тренинги, развивающие упражнения, дидактические игры, графические диктанты.  Такие занятия, проводимые воспитателями, как форма обучения, предшествуют уроку в школе. Важным стало для нас и то, что на занятиях по математике в детском саду у ребят вырабатывается математическая речь, правильность написания цифр, формируется навык счёта  в пределах 20 прямой и обратный, вводятся  математические понятия: предшествующий, последующий, стоящий между. Они по сюжетным картинкам составляют разного вида   задачи. Эти ууд отрабатывались и на занятиях в ШБП.  Работая дополнительно в развивающем центре «Каруселька» я могу уверенно сказать, что эти навыки дополнительно детьми отрабатывается и там. Используя тренажёры  дети решают примеры в пределах 10, узнают состав числа. Тройная работа не может не дать положительной динамики для интеллектуального развития ребенка.

На основе педагогических наблюдений  и индивидуальных бесед с воспитателями  мы смогли составить первичное представление о  классах, познакомились  с  индивидуальными особенностями  будущих первоклассников.

Все эти формы работы  позволят предупредить дезадаптацию к школе у ребят, определить для себя детей группы “риска”: гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, с низким уровнем готовности к школьному обучению ( кстати , таковых в этом наборе гораздо меньше, чем предыдущие годы)

Заранее заботясь о благополучном начале учебного года мы решили составить для родителей памятку, где выделили психологические аспекты успешной учёбы, предложили правильно организовать летний отдых, научить детей соблюдать режим дня и отработать безопасный маршрут «дом-школа-дом»

Конечно, в своей работе мы планируем опираться  на  те технологии, формы и методы обучения, которые использовали  воспитатели в организации деятельности с учащимися на занятиях. 

Совместными нашими усилиями формируется положительная мотивация к обучению.

Надеемся, что общение с воспитателями продолжится в новом учебном году  и они с не меньшим удовольствием  будут следить  за обучением своих воспитанников, посещать уроки, проводить диагностики.

Таким образом, вопросы преемственности на уровне учитель – воспитатель успешно решаются при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.

Хочется закончить выступление словами великого  педагога В.А. Сухомлинского:

“От того, как будет чувствовать себя ребёнок,  поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,  что он будет переживать,   зависит весь дальнейший путь к знаниям”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Преемственность начальной школы и детским садом

Преемственность начальной школы и детским садом...

Преемственность начальной школы и детским садом

Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...

Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...

Программа преемственности начальной школы и детского сада.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...

Статья " Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество пе...