Словесные логические задачи
методическая разработка по теме

Пайкина Айна Михайловна

Кроме невербальных задач есть вербальные или словесные логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словесные логические задачи147.08 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные логические задачи

Кроме невербальных задач, существуют вербальные (словесные) логические задачи. По мнению Марины Аромштам, способность ребенка к их решению во многом зависит от уровня развития его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом упирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей. Рассмотрим задачи на дополнение словесного ряда.

Задачи на подбор слов с противоположным значением

Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению. Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка.

Слова, обозначающие людей, предметы, явления

(имена существительные)

Вопросы: Кто? Что?

Мама – папа

День – ночь

Утро – вечер

Зима – лето

Солнце – луна

Дождь – солнце

Мальчик – девочка

Мужчина – женщина

Брат – сестра

Жара – холод и др.

Слова – признаки предметов и явлений

 (имена прилагательные)

Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Злой – добрый

Плохой – хороший

Высокий – низкий

Толстый – тонкий

Холодный – теплый

Грустный – веселый

Горький – сладкий

Слова – признаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький – сладкий), а можно – ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая – сладкая). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова.

Слова – действия и слова – состояния

(глаголы)

Вопросы: Что делать? Что сделать?

Смеяться – плакать

Засмеяться – заплакать

Ненавидеть – любить

Молчать – кричать

Взлетать – приземляться

Намочить – высушить

Слова – признаки действия

 (наречия)

Вопрос: Как?

Горячо – холодно

Тяжело – легко

Высоко – низко

Глубоко – мелко

Широко – узко

Далеко – близко

Шершаво – гладко

Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но, бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре ребенка, а другое – нет. Это надо учитывать, предлагая словесную игру. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот  словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать нужно именно «Уродливый». Точно так же выстраивать пары «покатый – крутой», «шершавый – гладкий».

Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением – это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной, с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры – не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому нужно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

Статья по теме: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Статья по теме:«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Мышление и его особенности у детей младшего шко...

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не ...

методика исследования словесно-логического мышления

тесты для определения словесно-логического мышления...