Критическое мышление
статья (3 класс) на тему

Хакимуллина Раиля Фаиковна

Критическое мышление помогает учащимся добывать на уроках новые знания, пропуская их через собственный опыт под неназойливым руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

— это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.
Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия, каждый этап имеет свои цели и задачи.

Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально — в парах — группах.

Вторая стадия (фаза) — осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации; работа ведётся индивидуально — в парах — группах.

На уроках можно работать с двумя видами текстов — информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Качество усвоения учебного материала, прежде всего, зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Любое новшество встречается всегда осторожно, при этом ему сопутствует одобрение или сопротивление. Как для каждого учителя начальных классов, так и для меня больным является вопрос: «Как сделать свои уроки более увлекательными?» Лишь познакомившись с технологией критического мышления, я пришла к выводу, что её использование позволяет сделать урок более оживленным, увлекательным. Повышаются у детей активность, внимание, восприятие. Эта технология не дает забывать о том, что направлена на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы, которые дадут одинаковый результат. Будет ли это объяснение или рассказ, усвоение материала по учебнику или самостоятельная практическая работа — все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

Своеобразна структура урока по критическому мышлению. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать учащихся. Отсюда первая стадия урока — вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса — побуждение к активной деятельности. Актуализация — это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам определяет уровень своих знаний.

Вторая стадия — реализация, осмысление полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, так как нужно всегда помнить учителю о том, что главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, — это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом.

И третья стадия — рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям.

Критическое мышление помогает учащимся добывать на уроках новые знания, пропуская их через собственный опыт под неназойливым руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, после проведения ряда уроков в своем классе, являются такие стратегии «Критического мышления» как кластер, синквейн, диагностика знаний с применением методов ЗХУ (знаю-хочу знать — узнал), инсерт. Опыт коллективной работы необходим в дальнейшем для формирования у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности.

Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, стать его союзником и соратником. Только в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывая при этом мнение других.

Уроки, проведенные в рамках технологии критического мышления, помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активней. И в конечном результате, успешной. Стратегию развития критического мышления в начальной школе можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, математики. В данной стратегии существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» в процесс обучения, я тщательно продумываю каждый этап так, чтобы детям было и интересно (чтобы сконцентрировать внимание) и одновременно развивать критическое мышление.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Поиграем в игру «Верите ли вы, что...» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения

Приём: Кластер.

 Цель: отрабатывать умение выделять главное, анализировать, синтезировать, переводить информацию из одного плана в другой (из текстовой в графическую), определять максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Применяется в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делать какие-то записи, зарисовки для памяти, компоновать по категориям. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю — хочу знать — узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

Приём «да» и «нет» расширяет представление учащихся о теме занятия, помогает им определить свою позицию в теме занятия.

Метод: Синквейн

Цели: развивать умение выделять главное, обобщать, синтезировать; активизировать лексику. Приём целесообразно применять на этапе рефлексии. Помогает выявить общее впечатление от литературного героя, явления, события, качества и т. п.; подвести итоги. Этот приём уместен и при проверке домашнего задания.

Состоит из пяти строк:

1 строка отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? — это предмет обсуждения (существительное);
2 строка отвечает на вопрос КАКОЙ? (прилагательные, причастия — всего 3);
3 строка отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (3 глагола, деепричастия);
4 строка выражает общее впечатление (чувства, отношения) в форме фразы;
5 строка — существительное-синоним (ассоциация).

Слова, которые подбираются для пятистишия, должны выражать суть описываемого явления, отражать его наиболее характерные черты.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» — «Рыбий скелет», таблица «Плюс — минус — интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица — синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»:

Толстые                                                          Тонкие
Объясните, почему?                                         Кто?
Почему вы так думаете?                                  Что?
Предположите, что будет если?                     Верно ли?

По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы — основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии рефлексии — демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы — обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно — следственных связей.
Оценочные вопросы — эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы — если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно —неверно»

Повторение ключевых понятий темы «Текст»

«ДА — НЕТ»

Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу (да)
Текст бывает только описание (нет) и т. д.

На стадии «Рефлексия»
Рефлексия учебной деятельности —

Подведение итогов урока — «Составление мудрого дерева» (учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока, что узнали нового, что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном (на доске).

сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я выполнял задания...
я понял, что...
я научился...
у меня получилось...
я смог...

При изучении темы «Текст» (Русский язык. 3-4 класс)

«Верные и неверные высказывания»

1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать название. -
3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5. В тексте всегда о чем — то или о ком — то говорится. +
6. Текст можно разделить на части. +
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

Третья фаза — рефлексия. Рефлексия — это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т. е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

Использование технологии критического мышления позволит достичь следующих результатов:

1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира;
2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы (они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру);
6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс«,выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Список использованных источников:

1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М., 2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. — Красноярск: 2001. — 102 с.
5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net. net/ru/ct_tcp_ru
6. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september. ru/2004_2005/index. php? subject=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления

В локументе представлены способы развития критического мышления....

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...