Урок чтения - ИЗО "Лето в чайнике"
методическая разработка (3 класс) на тему

Чернигова Екатерина Валентиновна

Межпредметный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.ponomareva_leto_v_chaynike.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок.

Предмет: литературное чтение, ИЗО.

Тема урока: Т.Пономарева «Лето в чайнике»

Цель урока: познакомиться с произведением, понять авторский замысел и место рассказа в изучаемом разделе.

Задачи урока:

  • формировать умение работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции.
  • развивать воображение, речь, умение работать с прозаическим произведением, совершенствовать навык чтения;
  • развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание музыки;
  • развивать творческое воображение, умение рисовать на заданную тему;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • прививать любовь к природе;

Материалы для реализации урока:  портрет писательницы, листы для рисования, кисти, гуашь

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний

- Прочитайте названия следующих произведений. (Автобус. В шкафу. Прогноз погоды.) Кто может сказать, что объединяет эти рассказы?

Бабушка из рассказов Т. Пономаревой поразила нас не только умением фантазировать, но и открыла нам секрет волшебного средства. О чем это я говорю? (о любви).

-Действительно, мы узнали, что одно из значений слова любить – это значит переживать за кого-то или за что-то. Дома вы должны были дописать в тетради незаконченную фразу  - Я переживаю за ………. Поделитесь своими переживаниями.

           

  1. Постановка учебной задачи

- Ребята, а вы хотите и дальше разгадывать тайны волшебного средства – любви?

И поможет нам в этом литература (а может и не только). А значит, вновь знакомство с новым произведением.

  1. Открытие новых знаний

1. Первичное чтение произведения ( Перепечина Алена )

«Лето в чайнике» Татьяна Пономарева

2. Беседа о прочитанном

- Помните, мы с вами удивлялись какая бабушка в рассказах автора. А какой здесь дедушка, а?

В тексте есть предложение, по интонации восклицательное, после которого возможно любое развитие событий. Найдите его. Приведите примеры.

- Но здесь мы видим хороших людей. Найдите строчку «Мы заговорили все разом». Кто такие «мы», как вы думаете? Какие догадки были высказаны, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике?

 - Вернемся к названию рассказа. Попробуйте объяснить его смысл.

- Почему этот рассказ помещен в главе, где мы говорим о любви? (Здесь тоже любят)

Значит,  любить природу – это сочувствовать всему живому, заботиться о самом маленьком ее создании.

         Физминутка.

  1. Закрепление

Анишит Йокоповна: «Любить природу- это еще и восхищаться  ее необыкновенной красотой».

Многие творческие люди создавали свои шедевры, любуясь красотой природы. Это полотна великих художников, музыкальные произведения выдающихся композиторов, стихи поэтов. А давайте и мы сегодня немножко станем творческими людьми и создадим свои шедевры. Предлагаю перейти нам всем из мира худ. слова в мир изобразительного искусства, где мы будем с вами рисовать. А поможет нам в этом Елена Владимировна.

Занятие в творческой мастерской.

Обсуждение работ самими учащимися.

           6. Рефлексия

- Что значит любить?  

Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.

Учитель: Человек любит сердцем. Были  у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?

Трепетало от восторга?

Ответы детей (рефлексия)

Учитель: Наш урок коснулся и моего сердца.

Особенно оно замирало от ответов….

Оригинальные ответы прозвучали …

 Домашнее задание

 Хрестоматия с. 48 стихотворение Э.Мошковской Когда я уезжаю

наизусть

 Подведение итогов

Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

А теперь, глядя на ваши цветочные полянки, представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка  сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.

(в конце дуем на ладошку)

 Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Учитель: Чернигова Екатерина Валентиновна

Предмет: литературное чтение, ИЗО

Класс: 3

Тема:  Т. Пономарева «Лето в чайнике»

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный, урок творческого поиска.

Преподавание  литературного чтения в 3  классе ведется по программе   УМК «Перспективная начальная школа» ( 4 часа в неделю)

 В моем классе дети  имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами). На любом уроке  я стараюсь создавать условия для формирования выразительного чтения, аналитического ума, развития нравственных качеств детей.  Анализируемый урок   входит в раздел «Учимся любить».  Восприятие и осмысление любого художественного материала стараюсь основывать  на субъективном опыте учащихся.    Интеграция   на этом уроке не случайна.  Она рассматривается как средство обучения. Понятие «любить» в значении сочувствовать всему живому на земле или любовь к природе рассматривается не только через художественное слово, но и через восприятие музыки, отражение в рисунке.

Цель урока: познакомиться с произведением, понять авторский замысел и место рассказа в изучаемом разделе.

Были поставлены реальные задачи  образовательного, развивающего и воспитательного аспектов:

  • формировать умение работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции;
  • развивать воображение, речь, умение работать с прозаическим произведением, совершенствовать навык чтения;
  • развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание слова, музыки;
  • развивать творческое воображение, умение рисовать на заданную тему;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • прививать любовь к природе;

        Данные задачи соответствуют стандартным требованиям программы.

              Задачи и содержание данного урока отражают следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации

словесный (беседа, выразительное чтение)

практический (выполнение рисунка на заданную тему)

  1. по виду учебной деятельности

деятельностный метод

технология рисования «Монотипия»

        На уроке были применены следующие формы познавательной деятельности:  индивидуальные и фронтальные, которые в ходе урока сменяли друг друга.

        Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.  Каждый этап при обобщении активизирует познавательную активность младших школьников.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий  темп работы учащихся.

         Урок начинается с орг.момента, цель которого настроить учащихся на учебную деятельность. Следующий этап урока – актуализация знаний. На данном этапе дети показали знания ранее прочитанных произведений, с выявлением характерных черт героев. Также вспомнили тему прошлого урока и проверили творческое домашнее задание. В ходе этого этапа использовались приемы классификации и анализа. Фронтальная и индивидуальная формы работы плавно менялись в ходе данного этапа. Желание дальше разгадывать тайны волшебного средства подводит детей к постановке учебной задачи. На этом этапе используется метод- подводящий к теме диалог. Открытие новых знаний – следующий этап- начинается с первичного чтения произведения подготовленным учеником. В ходе последующей беседы приемом анализа характеров героев, их поведения мы сумели вывести еще одно значение слова любить. Вывод  сформулирован детьми и зафиксирован в рабочей тетради.

По наблюдениям психологов внимание учащихся снижается обычно после основного этапа и необходимо включение физминутки.

Вместо традиционного этапа урока- закрепления- был введен нетрадиционный момент – работа в творческой мастерской. Детям было предложено выполнение рисунка в технике «монотипия». Эта технология  уместна на данном уроке и по времени, и  созданию цельного рисунка пейзажа. Цель данной работы - прочувствовать раскрываемое понятие. Каждый ребенок в своем  рисунке покажет и увидит сам, насколько он наблюдателен, умеет ли видеть и наслаждаться красотой родной природы. Воссозданию воображения способствовала также и музыка.  

Рефлексией урока явилось  осознание следующего значения слова любить. Дети не только вывели еще одну «формулу    любви», но и поделились своими чувствами, настроением.

        В ходе урока  на разных его этапах формировались личностные, коммуникативные, регулятивные компетенции учащихся. В организованной учебной деятельности  дети и получали новые знания, и создавали творческий продукт на чувственном уровне. Как учитель и их классный руководитель я еще больше узнала своих учеников,  старалась увидеть  их таланты, способности. Поэтому считаю, что подбор методов и форм работы был уместным. Они способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.  Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным и  интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Лето в чайнике" Т. Пономарева

Материал содержит конспект для проведения урока литературного чтения по рассказу Т. Пономаревой "Лето в чайнике", 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Конспект урока литературного чтения 4 кл. "Чайник" Г.Х.Андерсен

Урок разработан с учетом требований ФГОС НОО...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...