Артикуляционная гимнастика
картотека на тему

Котова Светлана Бизьявна

Представлена картотека артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146» города Рязани

Картотека

артикуляционной гимнастики

в младшей группе

Воспитатель

Котова С.Б.

г. Рязань

2016 г.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для мышц речевого аппарата (губ, щек, языка), одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна как для борьбы с речевыми нарушениями, так и для их профилактики.

Рекомендации к проведению артикуляционной

гимнастики.

Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль.

Проводить упражнения необходимо систематически 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 минут.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно смотреть, чтобы они усвоили основные движения:

  • Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)
  • При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

Упражнения и игры на развитие

речевого дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.

Пропевание гласных звуков на выдохе: А, О, У, И, Ы. Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.

  1. Регулярность выполнения: ежедневно.

  1. Упражнения проводятся в проветренном помещении.

  1. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.

  1. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками

  1. Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут)

  1. Упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется через 1,5-2 часа после последнего приема пищи).

  1. В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.

Младшая группа

Упражнение «Стрелочка».

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо... (Упражнения «Часики»)

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет. (Упражнение «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. 
Язычок наш потянулся, (Упражнение «Жало»)
Широко нам улыбнулся, (Упражнение «Улыбка».)
А потом пошел гулять, н крылечке загорать. 
На крылечке полежал, (Упражнения «Блинчик»)
На качели побежал, 
Вверх, и вниз взлетал он смело... (Упражнение «Качели».)
Но пора уже за дело.
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор. 
Быстро взялся он за дело, 
И работа закипела. (Упражнение «Заборчик»)

Гвозди, молоток и клещи — 
Нужные плотнику вещи. 
Молоток стучит «тук-тук!», 
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом. 
Обновить заборчик надо. 
Стала кисточка плясать, 
Наш заборчик не узнать. (Упражнение «Маляр»)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,

—Я с лошадкой погуляю, (Упражнение «Лошадка»)

Ей на дудочке сыграю. (Упражнение «Дудочка»)

Скрылось солнце за горой, (Упражнение «Горка»)

Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок. 
Лег в кроватку и умолк

Младшая группа

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок. 
Ох, и шустрый он мальчишка, 
И немножко шалунишка.

«Приключения язычка»

Проснулся язычок, вокруг темно и страшно.

Стал он выход искать.

В одну щечку постучал, в другую, не открывается.

«Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок

и стал толкать сначала одну щечку,

а потом и другую.

В это время ротик зевнул и открылся.

Язычок увидел выход и направился к нему,

но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать.

Язычок спрятался за зубки.

А зубки не унимались и продолжали жевать.

Они пожевали немного нижнюю губу,

а затем верхнюю.

Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу).

Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?».

Решил язычок зубки помыть.

Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки.

Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили:

«Ах, какая чистота! Спасибо язычок.

Мы больше не станем тебя кусать».

Младшая группа

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания

Упражнение 1. «Покатай карандаш».

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Упражнение 2. «Листья шелестят».

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

Упражнение 3. «Снежинки летят».

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

Упражнение 4. «Загнать мяч в ворота».

 Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота».).

Упражнение 5. «Ветряная мельница».

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»

А.С. Пушкин.

Упражнение 6. «Бабочки» 

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Младшая группа

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания

Упражнение 7. «Запусти кораблик»

Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

Младшая группа

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Для его развития широко используются звукоподражательные слова, голоса животных, и шутки-чистоговорки, потешки.

 «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»,

«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»

«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»

«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»

«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»

«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу»

«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»

«Куд-куда-куд-куда – вы от куда и куда?»

Дождик капает – КАП-КАП.

С Мишкиных мохнатых лап.

ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зеленый лист.

ОСТ – ОСТ – ОСТ у Васьки длинный хвост.

ЧКА – ЧКА – ЧКА на цветочке бабочка.

ЧКИ – ЧКИ – ЧКИ на грядке кабачки.

ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ мы купили сумочку.

ЧКО – ЧКО – ЧКО дети пили молочко.

Тикают часы ТИК-ТАК, стрелки двигаются в такт.

Шмель жужжит – жу-жу-жу-жу!

Не напрасно я жужжу.

ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ книги у сестры.

ТРУ – ТРУ – ТРУ я встану поутру.

ТРА – ТРА – ТРА мы поём с утра.

ТРА – ТРА – ТРА мы сидели у костра.

СТОК – СТОК – СТОК синий лепесток.

ЩИТ – ЩИТ – ЩИТ мой щенок пищит.

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА зайчиха и зайчата.

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

Младшая группа

Диалог «Лис и мышонок»

Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

- Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, лис, прятаться.

- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.

- А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь, вылезешь.

- У меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.

- А я от тебя в отнорочек — и был таков.

Диалог «Медведь и лиса»

Ты куда идешь, медведь?

- В город елку присмотреть

- Где поставишь ты ее?

- В дом возьму к себе, в жилье,

- А зачем тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко, лучше принесу.

Младшая группа

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Статические упражнения для губ.

- вытянуть губы вперед трубочкой; 
- улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;

- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;

- сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;

- чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвёртым;

- сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.

Динамические упражнения для губ

- вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;

- поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;

- вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
- с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
- сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
- широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.

Упражнения для щёк и губ.

- растирать, похлопывать и покусывать щеки;

- надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);
- втянуть щёки и удерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.

Младшая группа

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Статические упражнения для языка.

- широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;

- открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;

- широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;

- открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;

- широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.

Динамические упражнения для языка.

- слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счёт (как маятник);

- открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам);

- закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;

- открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперёд как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счёт;

- закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щёку.

Младшая группа

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...