Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
презентация по логопедии по теме

 

Артикуляционная гимнастика


Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnyy_kompleks.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики Выполнила: Учитель-логопед МБОУ «ООШ № 12» Горина Е.А. 251-091 251-134

Слайд 3

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А теперь закроем рот – Отдыхает бегемот. О. Перова Дополнительное задание: сосчитай и покажи всех рыбок, которые плывут налево.

Слайд 4

Подражаем мы лягушкам: Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мо потянем – перестанем И нисколько не устанем Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» ( или «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. Дополнительное задание: найди стрекозу которая не похожа на остальных

Слайд 5

Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» –опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 5 – 6 раз. Дополнительные задания: 1. Посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке и найди таких же бабочек. 2. Покажи бабочек которые летят налево. 3. Покажи бабочек, которые летят направо.

Слайд 6

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать под счёт до пяти, затем до десяти. Вернуться в исходное положение. Вытянуть губы трубочкой, «набирать» водичку слегка причмокивая при этом. Буду подражать слону! Губки «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Я водичку набираю И ребяток поливаю! Дополнительное задание : посмотри на вёдра и скажи чем они отличаются

Слайд 7

Описание упражнений: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5 – 6 раз Раз лягушка с толстым брюшком Два – большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.

Слайд 8

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Описание упражнения: улыбнуться открыть рот. Попеременно тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 5 – 10 раз. Следить чтобы двигался один язык а не нижняя челюсть. Дополнительное задание: знаешь ли ты, что за часы нарисованы? Назови все, которые знаешь.

Слайд 9

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» его между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска. А зовут меня … (расчёска)

Слайд 10

Дополнительное задание: посмотри на рисунки в квадратиках и скажи что сделано из муки Тесто мнём, мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, выпекать пирог поставим. Рез, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать? О.Перова Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами – па-па-па…; покусать язык зубами та-та-та; закусить язык зубами и протаскивать его с усилием.

Слайд 11

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт до 5 - 10

Слайд 12

Дополнительное задание: найди среди маленьких блинчиков все похожие на большой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений в игровой форме, сопровождаемые весёлыми стихотворениями....

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков....

"Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р "Путешествие в деревню к старушкам-болтушкам"

Материал содержит презентацию и подробное описание комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Р. Гимнастика проводится в виде игры-путешествия в деревню. Можно рекомендовать использоват...