Комплексы артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии по теме
Комплексы артикуляционных упражнений в игровой форме, сопровождаемые весёлыми стихотворениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artikulyacionnoy_gimnastiki.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы артикуляционной гимнастики
Волк
Возле дома бродит Волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –
Вот какой сердитый Волк.
Активно открывать и закрывать рот.
Волк голодный воет: «У-у-у,
Мне бы утку хоть одну!»
Губы вытянуты вперёд.
Спрячем уток за забор.
Уходи зубастый вор!
Оскалить зубы.
Волк сердит .Двор закрыт.
Двор закрыт. Волк сердит.
Чередование оскала и вытягивания губ.
Волк утёнка не схватил,
Только слюнки проглотил.
Проглотить слюнки.
Видит волк: возле крылечка
Дремлет жирная овечка.
Не шевелится, лежит.
Даже хвостик не дрожит.
Широкий расслабленный язык на нижней губе.
Хлоп! Овечка, убегай
Поскорее в свой сарай.
Спрятать язык в рот.
Снова глупая овечка
Разлеглась возле крылечка…
Широкий расслабленный язык на нижней губе.
Хлоп! Овечка, убегай
Поскорее в свой сарай.
Спрятать язык в рот.
Подошла Овца к корытцу –
Хочет из него напиться.
Поднять боковые края и кончик языка.
Волк Овцу чуть не поймал –
Лишь клок шерсти оторвал,
Целый час его жевал.
«Пожевать» язычок.
Сказка
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери!
Приоткрыть рот.
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1 до 10.
На летучем большом корабле
Поднять боковые края и кончик языка(«чашечка»).
Или с Бабой-Ягой на метле,
Кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево.
На плоту по молочной реке
Широкий расслабленный язычок.
И верхом на Коньке-Горбунке.
Поцокать языком.
Можно в сказку влететь на Жар-Птице,
Широкий язык движется вверх-вниз.
Можно на Колобке закатиться,
Круговые движения кончиком языка по губам.
Можно въехать, как Слон на Еже.
«Пожевать» язычок.
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
Охота на злого волка
Два «героя» на охоту
Шли по топкому болоту:
Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.
«Нам, героям, не страшны
Даже дикие слоны!»
Вытянуть губы вперёд «хоботом».
Шли, друг другу похвалялись.
Вдруг… лягушки испугались!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
И по кочкам наутёк
Побежали со всех ног.
Пошлёпать широким, расслабленным языком по верхней губе.
Уж до дома добежали,
Но по-прежнему дрожали.
Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д-д…
«Ой! – сказал один «герой». –
Носорог скакал за мной,
Поцокать языком.
Он ружьё моё отнял
И, как булку, разжевал!
«Пожевать» язык, многократно произнося при этом слог ЛА.
А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся!»
Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.
«Ой! – сказал другой «герой». –
Коршун вился надо мной.
Страшно крыльями махал,
«Помахать» языком вверх-вниз, вверх-вниз.
Как индюк он болботал».
Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад.
И с тех пор героям что-то
На охоту неохота!
Цапля и лягушка
Злая цапля по болоту
Каждый день шла охоту.
Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.
Всюду цапля «клюв» совала.
Жить лягушкам не давала!
Вытянуть губы вперёд «длинным клювом».
И заплакали лягушки:
«Что же делать нам, подружки?
Обиженно оттопырить нижнюю губу.
Хватит хныкать и бояться,
Лучше будем … улыбаться!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
Всё, теперь нам цапли
Не страшны ни капли!
И такие цапли
Не страшны ни капли…
Чередование упражнений «Клюв» (на слово «цапли») и «Улыбка» (на слова «не страшны»).
Где ты, цапля, выходи!
Мы сейчас тебя съедим!
«Пожевать» язык, многократно произнося при этом слог ЛА.
Даже губки мы оближем.
Что стоишь? Иди поближе!»
Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.
От испуга цапля вдруг
Завопила, как индюк.
Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад.
Крылья цапля распустила,
Замахала со всей силы
«Помахать» языком вверх-вниз, вверх-вниз.
И быстрее самолёта
Улетела прочь с болота.
Протяжное произнесение звука Л-л-л.
Царевна-Лягушка
Долго ль, коротко ль Иванушка плутал,
Всё стрелу свою в болоте он искал.
Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.
Глядь, Лягушка со стрелою сидит,
Улыбаясь, на Иванушку глядит.
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
Точно вкопанный Иван остановился,
Удивился…, испугался…, огорчился…
Закрепить опорные звуки: удивление – У, испуг – Д-д-д, огорчение – Ы.
«Здравствуй, суженый», - Лягушка сказала
И по кочкам за Иваном поскакал.
Похлопать широким языком верхнюю губу снизу вверх.
Пригорюнился Иван, загрустил:
«Как к отцу с такой невестой идти?»
Обиженно оттопырить нижнюю губу.
На кобыле прискакал брат старшой,
С некрасивой, но богатой женой.
Громко поцокать языком.
Оседлав худую, старую овцу,
Средний сын с женой явился к отцу.
Беззвучно поцокать.
Уж за свадебным столом пир идёт,
Лишь Иванушка не ест и не пьёт.
Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.
Вдруг раздался грохот, всё задрожало,
Лягушонка в коробчонке прискакала.
Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад: «Бл-бл-бл…»
А из этой коробчонки не спеша
Появилась раскрасавица-душа.
Прикусывая кончик языка, напевать: «Ла-ла-ла…»
Путешествующий Дом
Зашагал, пошёл наш Дом –
Всё задребезжало в нём.
«Индюк»: производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад: «Бл-бл-бл…»
Заподпрыгивал палас –
Пыль такая поднялась!
Пошлёпывание языком верхней губы: пя-пя-пя…
А с борщом кастрюли
К потолку вспорхнули.
«Чашечка» (поднятые боковые края и кончик языка) вверх.
Словно люстры, висят,
И кипят, и шипят.
Протяжное произнесение звука Ш-ш-ш.
Наш диван как будто мяч,
По стене пустился вскачь.
Многократное отрывистое произнесение звука Ть с постепенным продвижением языка вглубь рта.
Веник, как живой, летает,
Потолок он подметает.
Слитное произнесение звуков Ть+Ш.
Список использованной литературы
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Л’: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 32 с.; вкл. : ил.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, С’ – З, З’: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 32 с.; вкл. : ил.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ц, Ч: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 32 с.; вкл. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков....
"Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р "Путешествие в деревню к старушкам-болтушкам"
Материал содержит презентацию и подробное описание комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Р. Гимнастика проводится в виде игры-путешествия в деревню. Можно рекомендовать использоват...