Урок по чтению "Буква ь"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Баяндина Любовь Николаевна

Урок проведён в специальной школе для детей с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvar_moy_konspekt.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Баяндина Л.Н.
Предмет: чтение
Класс:1

Тема

 Буква ь.

Цель

 Познакомить учащихся с буквой «ь».

Задачи

Образовательные: учить находить в словах букву «ь»;  читать слова, слоги с ь знаком; расширять словарный запас обучающихся; вырабатывать навык чтения.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие речи, слухового восприятия; память на основе упражнения на запоминание и воспроизведение.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока

Изучение нового.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический

БУД

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик); умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.                                                                                                                                    Познавательные: умение  читать.      

Планируемые результаты

Предметные:                                                                                                                                                                                    Знать:  изученную букву, понимать, что Ь не обозначает звука, а является показателем мягкости предыдущего согласного.              Уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв  разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова.                                                Личностные: высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Формы урока

 Ф-  фронтальная, И - индивидуальная

Использованные технологии

Предметно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии,  игровые технологии, технология проблемного обучения

Ресурсы:

 

1. Учебник Букварь, В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, «Просвещение», 2016г.                                                                               2.Презентация к уроку.                                                                                                3. Демонстрационный материал «Корзинки», карточки с изученными буквами,  касса букв, образец печатной буквы ь, карточки самооценки.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.

3.Создание проблемной ситуации

4.Объявление темы урока

5.Определение цели урока

6.Поиск решения

Физкультминутка

-Физкультмину

тка для глаз

7. Закрепление. Применение новых знаний

Музыкальная физминутка

8.Итог. Рефлексия.

Динь – динь -   динь, звенит звонок,                                                   Начинается урок.                                                                                                                     Будем мы читать красиво,                                                                                                       Будем дружно отвечать,                                                                                                            Будем думать, рассуждать,                                                                                        Дисциплину соблюдать.

- Назовите сегодняшнее число и месяц.

- Какой сегодня день недели?

- Какой у нас урок?

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Проверьте, лежат ли у вас на парте букварь и  касса букв.

- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? 

- На какие группы можно разделить все звуки?

- Как из можно различать?

-У меня есть корзинки с изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте, объяснить, по какому принципу разложены буквы.

- Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.

- Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.

- Ла – ла – ла          - Нэ – нэ – нэ

- Ры – ры – ры        -Са-са-са

-Отгадайте загадку:

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Или:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (гусь)

-Давайте составим из букв отгадку.

Выстроились буквы.

Что получилось?  

- Что-то у нас не выходит…

- А теперь я хочу рассказать вам сказку.

«Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

- Что это за буква! – возмущались они. Но однажды они стали составлять слово гусь и встретились с такой же проблемой. Подскажите, ребята, как же  показать, что на конце слова – мягкий согласный.

Как же поступили буквы?...

Правильно, они позвали букву…

Кто догадался какую?

Вот эта буква (учитель показывает карточку с буквой Ь). Как она называется? Она особая буква,  не обозначает никакого звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. С тех пор развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости.

Прочитайте, что получилось.

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

- Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока?

1.- Рассмотрим букву.

- На что похожа буква Ь?

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

-Чем отличаются буквы Р и Ь?

- Найдите Ь, вселим его в кассе букв.

-Где же она должна быть на наборном полотне: на красном или синем поле?

2.Составьте букву Ь.  Из каких элементов она состоит?

Мы ногами - топ-топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп-хлоп,
Мы глазами – миг-миг-миг,
Мы плечами - чик-чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,(наклоны влево–вправо)
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз- два, раз- два -                          

Заниматься нам пора!

3.- Подчеркните Ь знак в словах. (карточки)

4.-Чтение буквосочетаний с Ь.

На доске: ль   л    нь   ть   р   …

5.Игра «Кто проедет правильно».

 Кто хочет покататься на машинке?

(Чтение ль, л….)

6.- Какой вывод мы можем сделать? Почему мы называем Ь особой буквой?

- А для чего же нам нужен Ь?

- Назовите слово, которое начинается с этой буквы.

- Подумай, где может в слове стоять мягкий знак?

7.-Игра «Фотографы».

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино

Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3-4 раза.

-Работа с Азбукой (стр. 100)

1. Рассмотрите картинки на стр. 100, 101 и назовите слова с Ь.

2.Чтение слов с Ь:

о-кунь, ка-рась, линь.

На доске: ку

                 кунь

                о-кунь…

3.Работа по картинке. – с. 100.

-  Кто изображен на картинке?

- Где были мальчики?

- Кого они поймали?

- Чтение текста на с.100 – учителем.

- Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

4.-Просмотр презентации.

5.-Помогите ёжику собрать все грибы. Вспомните все слова с ь и назовите их.

Для подсказки: я называю слово, обозначающее много предметов, вы называете один предмет.

Гуси, кони, пни, караси, моли, окуни, дни, нули, лоси, ели, снегири.

- Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

 - Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания вам понравились больше?

-Какие задания были для вас самыми трудными?

- Покажите свое настроение смайликом.

- Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. Урок окончен.

- Молодцы! Спасибо за урок.

Ребята проверяют готовность к уроку.

- Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.

- Гласные и согласные.

- Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды.

Работают самостоятельно, объясняют.

- Ля – ля – ля

- Не – не – не

- Ри – ри – ри    - Ся – ся – ся

Отгадывают загадку

 

Дети составляют на месте: гус

- ГУСЬ

- «Буква Ь»

- Познакомиться с буквой Ь, его ролью в речи.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

 Выполняют движения.

Ь не обозначает звука.

- Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

- Нет такого слова.

Ь не имеет звука.

-Выдвигают версии.

- Ь стоит после согласного.

Составляют самостоятельно рисунок.

Учащиеся читают.

Ответы детей.

Выполняют движения под музыку

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...