Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа (4 класс) на тему

Тарасенко Людмила Викторовна

Рабочая програма по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного  стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета "Окружающий мир" О.Т. Поглазовой, ВД. Шиловой (Умк "Гармония") в соответствии с ООПНООМБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx90.46 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                        

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  педагогическим советом от 30.08.2016, протокол №1                      

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от_______.08.2016 №_____ОД

Подпись ____________

                                                                                                                                                                                                                                        М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2016-2017 учебный год

По окружающему миру

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 4 «Б»  класс

Количество часов:  67

Учитель:  Тарасенко Людмила Викторовна

Программа разработана на основе: авторской программы

авторской программы О.Т. Поглазовой, Н.И. Ворожейкиной, В.Д Шилина(издательство:Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2013 год)

Рассмотрена на заседании методического объединения 29.08.2016, протокол №1

Планируемые  результаты.

Раздел  «Человек и природа»

Четвероклассник научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Четвероклассник  получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
  • причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  • готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  • пользоваться масштабом при чтении карт;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

Раздел  «Человек и общество»

Четвероклассник научится:

  • результаты изучения учебного предмета воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений,  по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
  • показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
  • описывать(пересказывать) изученные события из истории России;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
  • рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
  • объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;
  • определять последовательность важнейших событий в истории России;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • составлять родословную своей семьи;
  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
  • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
  • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель;
  • рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;
  • оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни

Четвероклассник  научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • соблюдать правила противопожарной безопасности;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Содержание учебного предмета

Раздел  учебной программы

Характеристика  содержательных  линий

Ориентирование в пространстве и во времени

Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.

«Лента времени». Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов – минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

Способы изображения предметов окружающего мира

Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе(полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли. Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты. Работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

Природные богатства России  

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоёмы родного края. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

Экскурсия в минералогический музей (в карьер, на шахту).

Природные зоны и природные сообщества

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. Лес – природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ, рекламного плаката «Родной край».

Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города, посёлка).

Важнейшие события в истории Отечества

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде. Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века. Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV-XVII веков. Пётр I – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая – День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края».

Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или посёлка.

Материки, океаны, страны и народы Земли

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).

Формы организации учебных занятий: урок, практикум, контрольная работа, зачёт.

Основные виды учебной деятельности: тестирование, работа в парах, коллективная работа, самостоятельная работа.


Тематическое  планирование.

Тема урока

Дата проведения

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

I четверть (17 ч)

1

Путешествия – источник знаний

02.09

1

Рассматривать новый учебник, его условные обозначения.  Вспоминать, какие группы  исторических источников они  изучали в 3 классе, называть их существенные признаки и  приводить примеры.

2

Природные явления

и счёт времени

07.09

1

Характеризовать движения Земли вокруг своей оси и относительно Солнца, объяснять  их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года, объяснять смену сезонов.

Читать тексты, анализировать иллюстрации, объяснять причины смены фаз Луны  при движении вокруг Земли.

Решать практические задачи, связанные со счётом времени.

3

Устройства для счёта времени

09.09

1

Анализировать иллюстрации. Ставить  задачи,делать выводы. Высказывать свои предположенияи затем проверять их. Объяснять предложенные  поговорки о времени.

Готовить небольшие сообщения о современных или старинных часах.

4

Историческое время. «Лента времени»

14.09

1

Читать текст, выделять  новые понятия и объяснять их. Рассматривать иллюстрации и обсуждать, что изображают на «ленте времени», какие промежутки времени и как обозначают на ней. Соотносить даты событий, записанные арабскими и  римскими цифрами, дату и  век, когда происходили события.

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

Тестовая работа  №1  по теме: «Счёт времени»

16.09

1

Описывать ориентиры, по которым можно найти их дом, школу. Рассматривать иллюстрации, соотносить  их с текстовой информацией,

6

Компас.

Ориентирование  по компасу

21.09

1

Ставить познавательные задачи: узнать, что такое компас, как он устроен, как с егопомощью можно ориентироваться  на местности. Предполагать, что заставляет двигаться стрелку компаса; зная, что она намагничена, приходить к выводу, что у  Земли есть магнитное поле, которое и влияет на магнитную стрелку компаса.

7

Определение сторон горизонта на местности.

Практическая работа. Работа с компасом.

23.09

1

Осваивать способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, по  местным признакам.

Способы изображения объектов окружающего мира

8

Способы изображения  предметов

28.09

1

Называть  и характеризовать способы изображения предметов, различать  рисунок иплан предмета, объяснять,для чего чертят разрезы предметов, что узнают о них с их помощью.

9

Масштаб и его использование

30.09

1

Рассуждать,   в каких случаях нужно  уменьшать (увеличивать) размеры предметов, какой масштаб следует использовать в каждом конкретном случае. Применять полученные знания на практике. Переводить численный масштаб в именованный. Изображать в заданном  масштабе план учебника,  школьной парты (классной комнаты).

10

План местности.

Топографические знаки

05.10

1

Ставить познавательные задачи – узнать, чтои как изображают на планеместности.

Предлагать последовательность  действий при составлении плана местности.  Называть  отличия плана местности отеё рисунка. Объяснять значение топографических знаков.

Изображать заданный маршрут движения в определённом масштабе и с помощью  топографических знаков.

11

Географические и исторические карты

07.10

1

Узнать,  чем карта отличается от плана местности, какую информацию и как можно представить с помощью географических, исторических карт.

Сравнивать  и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты. Уметь объяснить, что и как изображают на разных картах.

Рассматривать физическую карту, называют её условные  знаки, анализировать информацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски.

Выполнять практическую работу по географической и исторической картам.

12

Глобус – модель Земли

12.10

1

Объяснить, для чего географы придумали глобус, какая информация о земном шаре и как отображена на нём. Рассматривать школьный глобус, определять его масштаб, находить и показывать на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор),  Сравнивать глобус и карту полушарий, определяют их сходства и различия.  Делать модель глобуса (по желанию).

13

Космическое пространство и его изображение

14.10

1

Рассказывать одноклассникам о своих наблюдениях космического пространства, называть 2–3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнать их очертания на звёздной карте. Объяснять, почему меняется положение созвездий на небе в течение суток. Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

14

Практическая работа по географическим картам.  

Тестовая работа №2 по теме: «Ориентирование в пространстве»

19.10

1

Уметь  обобщать и систематизировать  знания, осуществлять самоконтроль  за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать  свои успехи.

15

Земля – планета Солнечной системы.

21.10

1

 Уметь объяснить, почему меняется вид Луны в течение месяца, почему Луна и Солнце видятся нам одинаковой величины. Рассматривать рисунок - схему Солнечной системы, определяют последовательность  расположения планет относительно Солнца, Земли.

Моделировать Солнечную систему, характеризуют положение Земли относительно других планет.

16

Способы изучения космических тел.

Тестовая работа № 3 по теме: «Солнечная система»

26.10

1

Обобщать и проверять знания и умения, полученныеприизучении раздела «Путешествие в космос», выполнять тестовые задания. Обсуждать влияние Солнца на живую и неживую природу Земли. Приводить примеры использования солнечной энергии в народном хозяйстве.

Природные богатства России

17

Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России

28.10

1

Научиться  читать физическую карту, работать с контурной картой.  Находить  и показывать  на физической карте полушарий и на глобусе территорию России,  называть  материк и полушарие, на котором она находится.  Учиться  работать с контурной картой, отмечают на нейгеографические объекты. Выбирать вариант своего участия в групповом проекте, обсуждают форму его презентации, сотрудничают с одноклассниками по сборуинформации (о выбранной реке, озере, горах).

II четверть (15ч)

1

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

09.11

1

Узнать о способах добычи и перевозки полезных ископаемых, обсуждать экологические проблемы, возникающие при этом, предлагать способы их решения. Собирать сведения о залежах полезных ископаемых в родном краю, их добыче и использовании в хозяйстве края.

2

Строительные материалы и

металлические руды, их

использование в народном хозяйстве.

11.11

1

Выполнять практическую работу, исследуют свойстваглины, песка и металлов, сравнивать их свойства. Систематизировать текстовую, иллюстративную и экспериментальную информацию, делать выводы. Готовить презентацию одного из предложенных опытов.

3

Горючие полезные ископаемые,

их использование.

16.11

1

Выделять  на карте России месторождения каменного угля, нефти, природного газа.

Исследовать свойства торфа, угля, нефти, делать выводы по результатам опытов.

Систематизировать знания, готовить презентацию одного из опытов (по выбору).

4

Альтернативные источники энергии

18.11

1

Обсуждать проблемы, связанные с ограниченностью запасов в недрах Земли полезных ископаемых, предлагать способы их рационального использования, приходитьк выводу о необходимости бережного отношения к природным ресурсам. Предлагать пути решения проблемы сбережения природных ресурсов, обсуждать возможность использования альтернативных источников энергии. Обсуждать экологические проблемы, связанные с добычей и перевозкой полезных  ископаемых, с загрязнением окружающей среды свалками отработанных пород и промышленными отходами. Оценивать важность работы экологов, составляют плакаты, призывающие всех людей соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе.

5

Обобщающий урок

Тестовая  работа  № 4 по теме: «Природные богатства Росси»

23.11

1

Выполнять тестовую работу, оценивать прочность  своих знаний и умений ориентироваться по сторонам горизонта, пользоваться масштабом, читать карту, выполнять тестовые задания разных типов.

Природные зоны и природные сообщества

6

Природные зоны России

25.11

1

Обсуждать причины разных климатических условий на территории России, называть с помощью карты её природные зоны, составлять план их изучения, распределяют проектные работы по презентации собранной информации между группами одноклассников.

Находить и показывать на карте полярные круги, объяснять, чем они особенны.

7

Суровая Арктика

30.11

1

Характеризовать природные условия,приспособляемостьрастенийи животных к суровым  условиям Арктики, труд и быт коренного населения. Объяснять,  чем примечателен день 22 декабря и 22 июня на Северном полярном круге. Составлять с помощью условных знаков карточки погоды зимнего и летнего дня. Анализировать цепь питания морских животных. Характеризовать особенности внешнего вида, образ жизни, способ питания, защиты одного из животных Арктики. Обсуждать одежду, обувь, жилища коренного населения, их занятия, средства передвижения, узнают об исследованиях полярников.

8

Ранимая ту

ндра

02.12

1

Сравнивать природные условия Арктики и тундры. Обсуждать, что такое вечная мерзлота, какие явления связаны с ней, рассматривать разрез почвенного слоя, характеризовать растения тундры, их приспособляемость кклиматическим условиям. Обсуждать, какие животные обитают в тундре, как они приспосабливаются к её суровым условиям, почему прилетают в тундру птицы, обитающие в южных краях Земли. Характеризовать одежду, обувь, жилища коренного населения тундры, их занятия, средства передвижения, приводить примеры животных тундры, одомашненных человеком. Обсуждать экологические проблемы, возникающие по вине людей.

9

Зона лесов

07.12

1

Определять задачи – узнать, как изменяются природные условия, растительный  и животный мир в местностях, расположенных южнее тундры. Находить на карте расположение зоны лесов, сравнивать природные условия тундры и лесной зоны, изображают положение Солнца летом в Арктике, в тундре, в лесной зоне. Рассматривать разрез лесной почвы, объясняют, почему здесь могут расти деревья. Характеризовать растения тайги, смешанных и широколиственных лесов.  Обсуждать, какое значение для растений леса имеет ярусность их расположения, лесная подстилка, наличие разнообразных грибов. Находить на карте заповедники, расположенные в лесной зоне. Обсуждать значение леса в жизни людей и то, какие беды могут произойти в лесу при пожаре, загрязнении почвы ядовитыми отходами, предлагают меры по сохранению лесов. Рассуждать, кто в природе сажает леса, как это делают лесники. Обобщать знания о лесной зоне, заполняют схему. Придумывать природоохранные знаки.

10

Степные просторы

09.12

1

Читать тексты, объяснять, чем отличаются природные условия степей от лесной зоны, причины безлесья и наличие чернозёмных почв. Обсуждать, какой вред степи могут нанести природные стихии  и неразумная деятельность людей. Характеризовать степные  растения, их приспособляемость к недостатку влаги. Обсуждать, какие группы животных обитают в степях, какие из них являются редкими, какие занесены в Красную книгу России. Обсуждать связи между растениями и животными степи, составлять цепи питания.

Рассуждать о значении степей в жизни людей, о том, какие беды могут принести степям ветры-суховеи, сильные ливни неправильная обработка почвы, шалости детей, предлагают меры по сохранению богатых чернозёмных почв, обсуждают значение защитных лесополос.

11

Жаркие пустыни

14.12

1

Находить на карте природных зон пустыни, располагающиеся на территории России, предполагают, чем отличается их природа от степей. Ставить задачи – узнать, какими бывают пустыни, чем примечательна их природа. Читать и комментировать учебные тексты, выделять новые понятия, объяснять их значение. Обсуждать причины жаркого климата в пустынях, составляют образ песчаной  и глинистой пустынь, характеризовать приспособляемость растений и животных, объяснять, что такое оазисы, где они располагаются. Анализировать иллюстрации (гербарные растения), характеризовать растения пустыни, их способы добычи влаги, способы размножения. Обсуждать  образ жизни животных в пустыне, их приспособляемость к передвижению в сыпучих песках, к недостатку воды и пищи.

12

Обобщающий урок

Тестовая работа № 5 по теме: «Природные зоны»

16.12

1

Проверить  свои предметные знания и освоение универсальных учебных действий.

Извлекать нужную информацию, представленную вразной форме, преобразовывать  её из одной формы в другую,в том числе в знаково-символическую, работают с текстом, таблицами, схемами,диаграммами. Находить и исправлять ошибки, оценивать результаты учебного труда поизученному разделу.

13

Природа гор

21.12

1

Находить на карте горные системы, расположенные  на территории России. Ставить задачи – узнать, чем отличается природа гор от равнинной местности, как меняется растительный и животный мир при подъёме от подножия горы к её вершине, чем занимаются жители гор.  Составлять образное представление о природе гор. Рассуждать о значении гор в жизни людей, называют выращиваемые культурные растения и разводимых в горах домашних животных.

14

Природные сообщества. Жизнь

в пресных водоёмах

23.12

1

Актуализировать знания о пресных водоёмах. Ставить задачи – узнать, что называют природным сообществом, что исследуют экологи, изучая любое из них. Характеризовать условия жизни растений и животных пресного водоёма, их взаимосвязи, составляют цепи питания. Обсуждать, как влияет на состояние озёр деятельность людей, меры по сохранению чистоты и красоты озёр, правила экологически грамотного поведения.

15

Болота, их значение для природы и человека

28.12

1

Ставить задачи – узнать, чем характерно природное сообщество болота, какие группы живых существ там обитают, каковы их взаимосвязи. Объяснять, чем болото отличается от озера и пруда, составлять образ болота, характеризовать его природное сообщество, условия жизни растений и животных, обитающих в нём, их взаимосвязи. Составлять пищевые цепи, характерные   для болот. Приводить примеры  редких, охраняемых растений и животных болот.

III четверть (20 ч)

1

Жизнь луга

11.01

1

Ставить познавательные и учебные задачи – узнать, чтотакое луг, какие группы растений и животных обитают на лугах, каковы их взаимосвязи, какая деятельность людейможет нарушить природноеравновесие луга. Объяснить, чем луг отличается от леса и от степи. Сравнить условия жизни растений и животных луга и обитателей леса. Характеризовать природное сообщество луга. Рассуждать о значении лугов для природы и человека. Обсуждать способы ухода за лугом, его восстановления, предполагают негативные последствия деятельности людей, предлагают меры защиты лугов.

2

Восточные славяне, их соседи.  

13.01

1

Работать с картой, находят места поселений восточных славян, «проплывают» по водному пути «изваряг в греки», догадываются, где проходил волок из реки в реку, называют города, расположенные вдоль этого пути. Моделировать старинное славянское поселение, объяснять способы защиты, которые использовались в давние времена. Учиться читать историческую карту и соотносить её с физической, географической картой.

Дополнительно находить ещё один водный путь из  Балтийского в Чёрное море.

3

Образование Древнерусского

государства

18.01

1

Описывать  происходившие события, соотносить годы с веком, выражать отношение к прошедшим событиям в истории своего Отечества. Обсуждать оружие и доспехи древних славян, строение кремлей, способы их защиты. Работать с картой, находить племена, с которыми воевали восточные славяне, направления военных походов дружин древнерусских князей, местоположение и название  древних городов, узнают их новые названия. Собирать материал о прошлом родного края, об укладе жизни, ремёслах, старинных верованиях и божествах. Расспрашивать о старинных обычаях, сохранившихся в семье с далёких времён.

4

Крещение Руси

20.01

1

Объяснять сущность новых понятий,комментируютиллюстрации.Характеризуют князей Владимира и Ярослава, обсуждают, какие их заветы следовало бы выполнять их потомкам.   Восстанавливать картины событий, устанавливают связь между ними, обсуждают их причины и следствия, соотносят даты событий с веком. Обсуждать, какие события  данного исторического периода времени являются судьбоносными для становления нашего государства. Придумывать условные обозначения (значки), которыми можно отметить произошедшие события на «ленте времени».

5

Как распалась Древняя Русь

Тестовая работа № 7 по теме «Из истории своего Отечества»

25.01

1

Представлять творческие работы по «ленте времени», объяснять, почему именно эти события они отметили на ней, почему предложили  именно эти условные знаки для их обозначения. Кратко пересказывать, какие важные события произошли в Древней Руси в IX–XI  веках. Ставить задачу – узнать, почему распалась Древняя Русь. Обсуждать причины распада Руси, высказывать мнение о прошедших событиях. Рассматривать иллюстрации (фото- и видеоматериалы), на которых изображены памятники культуры Древней Руси, восхищаются мастерством древних зодчих. Работать с картой: характеризовать географическоеположение Новгородской и Владимиро-Суздальской земель, называть племена,жившие на этих территориях, находить города, ставшие памятниками культуры ДревнейРуси. Собирать сведения о памятниках культуры Древней Руси, находящихся в родном краю, готовить сообщения.

6

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

27.01

1

Узнать,  какиезахватчики напали на Русь в XIII веке, покорилась лиим Русь, кто из полководцев одерживал победы над завоевателями. Обсуждать причины поражений и побед русских дружин, высказывать своё мнение. Рассматривать изображения осадных орудий монголов, предполагают, как они действуют. Рассматривать картины художников (репродукции), осознавать, какой ценой заплатили русские князья за распад Руси на отдельные княжества. Подсчитывать, сколько лет и веков длилось ордынское  иго, сколько веков прошло со времени нашествия монголов на Русь. Анализировать план Невской битвы, ход битвы на Чудском  озере, реконструируют картины этих сражений.

7

Объединение Руси вокруг Москвы.

Куликовская битва

01.01

1

Читать название темы, предполагать, о каких событиях пойдёт речь, оценивать, кратко пересказывать, как началось усиление Московского княжества, когда и где  произошла Куликовская битва. Работать с картой: описывать направления военныхпоходов ордынцев и русскихдружин, место Куликовскойбитвы. Рассматривать схему Куликовской битвы, описывают её ход. Обсуждать еёзначение  для возрождающейся Руси, подсчитывать, сколько лет и веков прошло со дня этой знаменательной победы.

Устанавливать хронологическую последовательность исторических событий, произошедших на Руси в IX–XV веках.

8

Московское государство.

Правление Ивана III и   Ивана Грозного

03.02

1

Ставить задачи – узнать, когда Русь освободилась от власти Золотой Орды, как стало называться новое государство, какими были его символы, как оно развивалось, кто им правил. Работать с картой, описывать границы Великого княжества Московского к 1462году и Российского государства к 1533 году, находят место противостояния ордынских и русских войск на реке Угре.

9

Обобщающий урок

Тестовая работа № 8

08.02

1

Выполнять тестовые задания. Проверять свои предметные знания и метапредметные умения. Работать с научно-популярным текстом. Находить и исправлять ошибки, оценивать результаты учебного труда поизученному разделу.

10

Россия в XVII веке.

Начало правления династии Романовых

10.02

1

Ставить познавательную задачу – узнать, какие событияпроизошли в Российском государстве в XVII веке. Обсуждать,  какую роль сыграли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский в жизни своего Отечества, почему Ивана Сусанина называют народным героем.  Анализировать иллюстрации, на которых изображены памятники, поставленные народным героям, памятники культуры XVII века. Обсуждать, кого называли крепостными, чем они отличались от свободных людей, почему вспыхнуло народное восстание под предводительством Степана Разина.

11

Пётр Великий.

Российская империя.

15.02

1

Ставить познавательную задачу – узнать, как образовалась Российская империя, ктобыл первым её императором,каким он был, какие новшества ввёл в жизнь россиян.

Анализировать иллюстрации,описывать события, изображённые на них. Обсуждать правление первого императора Российской империи, какую роль сыграла для России победа над Швецией, какое значение имел выход в Атлантический океан, высказывать своёмнениео деятельности Петра Великого.

12

Развитие Российской империи.

Правление Екатерины II

17.02

1

Ставить познавательную задачу – узнать, каким был вистории нашего государстваXVIII век, кто правил, какиепреобразованияпроизошлиза время правления Екатерины Великой, какой была жизнь россиян. Извлекать нужную информацию, представленную в разной форме, преобразовывать её из одной формы в другую. Рассуждать о заслугах великих полководцев России – Суворове и Ушакове, о значении военных успехов в войне с Турцией, о выдающемся вкладе  М. Ломоносова в развитие российской науки.

Объяснять, почему XVIII век называют «золотым веком» российского дворянства.

13

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России

22.02

1

Узнавать  каким был в истории нашего государства XIX век, кто правил, какие испытания выпали на долю  России, какие преобразования произошли за время правления Александра II. Рассуждать о значении Бородинской битвы, о заслугах М. Кутузова, о памятниках героям войны, поставленным в разных городах России. Обсуждать, какие преобразования произошли после войны, кто и почему отменил крепостное право. Рассматривать памятник «Тысячелетию России», находят изображённых на нём правителей Древней Руси и Российского государства.

14

Россия до 1917 года. Обобщающий урок.

01.03

1

Обобщать и систематизировать знания по изученнымразделам. Проверять и оценивать результаты своего учебноготруда, свои предметные и метапредметные умения, восполнять пробелы в знанияхи умениях.

15

Тестовая работа № 9 по теме:  «Развитие Российской Империи».

03.03

1

Исторические события в России

в начале XX века

Знакомиться  каким сталонаше государство в начале XX века, как оно называлось,  ктостоял у власти. Обсуждать изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывать собранную информацию.

Обсуждать, почему в России создались революционные условия, какие лозунги большевиков были приняты простыми людьми, чем отличается гражданская война от отечественной и мировой войны, какие беды она принесла россиянам. Объяснять, кто взял власть в свои  руки  после Октябрьской революции, почему началась гражданская  война, кого называли красными, кого – белыми, что образовалось на территории бывшей Российской империи, как стало называться государство с 1922 года, в чьих руках была власть.

16

Преобразования, произошедшие в СССР в 1920–1930-е годы

10.03

1

Обсуждатькак изменилось народноехозяйствостраны и жизнь её населенияпосле окончания Гражданской войны. Рассуждать, что надо было  в первую очередь сделать, чтобы  восстановить разрушенное войной хозяйство страны, проверять свои предположения, читая тексты. Рассуждать, почему надо было ликвидировать безграмотность, для чего создавались пионерские  и комсомольские организации.

17 – 18

Великая Отечественная война

15.03

17.03

2

Читать и комментировать учебные статьи, выделять основную информацию, объяснять новые понятия, соотносить информацию,представленную   в словесной, наглядной и условно-знаковой форме. Обсуждать изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним. Осознавать, какой огромной ценой заплатили россияне за победу над фашистской Германией, почему надо помнить павших, уважать и оказывать помощь живущим участникам войны, ухаживать за могилами советских воинов, бережно относиться к памятникам истории. Собирать сведения об участии жителей родного края  в войне.  Фотографировать памятники Великой Отечественной войны. Ухаживать за братскими могилами советских воинов. Готовить сообщения о городах-героях, о выдающихся полководцах, героях  Великой Отечественной войны.

19

Советский Союз в послевоенные годы.

22.03

1

Соотносить информацию,представленную в словесной,наглядной и условно-знаковой форме. Обсуждать изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним. Обсуждать, почему началась гонка вооружений, каких успехов добился СССР в послевоенном строительстве, в развитии энергетики и космонавтики, в освоении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера,

20

Тестовая работа № 10 по теме: « Исторические события, происшедшие в XX веке.

24.03

1

IV четверть (15 ч)

1

Начало перестройки.

Современная Россия.  Обобщающий урок

05.04

1

Рассуждать о причинах начала перестройки, о её ходе, о причинах распада СССР, о том, почему мы отсчитываем  историю нашего государства от времён Древней Руси. Сравнивать государственные флаги и гербы СССР и современной России. Обсуждать, каким стало государство, кто руководит страной, что нового появилось в жизни россиян, в том числе и детей, каким стало образование, какие достижения науки и техники его обеспечивают.

2 – 3

Яркие события из истории родного края.

07.04

12.04

2

Урок – презентация проектных работ учащихся.

Экскурсия по родному селу, административному  центру, краю.  

Материки, океаны, страны и народы Земли

4 – 5

Океаны Земли.  

Жизнь в море.

14.04

19.04

2

Характеризовать и сравнивать океаны, отмечают ихособенности, описывают ихживотный мир. Обсуждать значение Мирового океана для будущего человечества, рассуждать о возможности использования приливной электростанции. Работать с картой полушарий, находить  и показывать  океаны, их проливы, моря, крупные острова, характеризуют их географическое положение. Вспоминать, что такое природное сообщество, как его изучают учёные, на что обращают внимание, какие экологические связи исследуют. Рассматривать природное сообщество моря.

6 – 10

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население.

21.04

26.04

28.04

03.05

05.05

5

Ставить задачи – узнать, кто и когда открывал материки, исследовал их природу, описывал жизнь коренных народов. Рассказывать о великих географических открытиях.

Характеризовать и сравнивать материки, описывать  их  растительный животный мир,отмечать  их особенности. Работать с картой полушарий, глобусом и контурной картой, находить и показывать материки, наиболее крупные географические объекты

(горы, пустыни, реки, озёра).

11 – 14

Страны и народы мира

Страны СНГ – ближайшие соседи России.

10.05

12.05

17.05

19.05

4

Находить материал в дополнительной литературе, в Интернете, обобщать и систематизировать его, представляют одноклассникам.  Работать с политической картой полушарий, глобусом,  находить и показывать страны мира, называть соседей России, с которыми у неё есть общие границы, характеризовать наиболее крупные из них.

15

Обобщающий урок

Тестовая работа № 11 по теме: «Знания о материках и океанах Земли».

24.05

1

Обобщить знания, оценивать уровень их усвоения, находить пробелы в знанияхи умениях, восполнять пробелы.


Контрольная работа (тест) по курсу окружающего мира

(Время проведения – май).

Пояснительная записка

         Программа «Окружающий мир» авторов  О. Т. Поглазовой, В. Д Шилина  (2009 г.) в рамках образовательной системы «Гармония» (4 класс)

  1. Целью   создаваемого   теста  является  определение  уровней   достижения   и потенциальных возможностей учащихся по результатам изучения материала по окружающему миру за год.
  2.  В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к тесту.

    1.Учебник «Окружающий мир»  (в 2 частях) авторов О. Т. Поглазовой, В. Д Шилина для  4 класса  (2013 г.)  

    2.Тетрадь-задачник   «Окружающий   мир»    (в  2  частях)   автора О. Т.  Поглазовой,    для  4 класса  (2013 г.)  

Кодификатор элементов содержания  контрольно-измерительных

материалов тестирования  по окружающему миру

(4 класс, год)

                    Разделы и темы, изучаемые в 4 классе:

 1.«Ориентирование в пространстве и во времени»                                                                                                1.1. Путешествия – источник знаний.                                                                                                                                       1.2. Способы изображения предметов и местности.                                                                                                  1.3.  Как изображают Землю.

2.«Путешествие по поверхности и недрам России»                                                                                                         2.1. Россия на географической карте                                                                                                                                           2.2. Полезные ископаемые.

3.«Путешествие по природным зонам России»                                                                                                                       3.1. Суровая Арктика                                                                                                                                                                   3.2. Ранимая тундра                                                                                                                                                                       3.3. Леса России                                                                                                                                                                              3.4.  Степные просторы                                                                                                                                                                                                   3.5. Жаркие пустыни

4.«Путешествие по природным сообществам»                                                                                                            4.1. Жизнь водоёмов                                                                                                                                                                       4.2. Луга.

5.«Путешествие в прошлое России»                                                                                                                                   5.1. Откуда пошла Русь                                                                                                                                                                          5.2. Власть Золотой Орды                                                                                                                                                      5.3. Борьба за независимость России                                                                                                                                                             5.4.  Россия в XIX веке.                                                                                                                                                              5.5. Великая Отечественная война  и послевоенные годы.                                                                                                                 5.6. Современная Россия.

6. «Путешествие по океанам и материкам Земли»                                                                                                                                  6.1. Океаны                                                                                                                                                                                                6.2. Материки

Требования к уровню подготовки

(основные виды знаний и умений, проверяемых тестом):

 Знание об условных точках и линиях на карте.

 Знание понятия масштаб, способов изображения предметов на карте.

 Знание понятия ориентирование.

Умение распознавать природные зоны по их описанию.

Знание о климатических условиях характерных растениях и животных отдельных климатических зон.

Знание о характерных растениях и животных разных сообществ.

Знание особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озёра, моря.

Знание свойств полезных ископаемых, их использования.

Знание истории нашего государства.

Умение сопоставлять даты и события, определять временные рамки и героев  события по его описанию.

Знание дат важнейших событий в истории нашей страны.

Иметь представление о географическом положении материков, их открытиях и путешественниках.

                       Ключи ответов к тестированию по окружающему миру  

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

2

1

3

3

2

3

2

2

2

  ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ  ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1.  При исчезновении лесов  природа будет испытывать недостаток кислорода. В мире будет нарушен газообмен. В промышленных городах будут постоянные смоги.  Животные лесов потеряют свою среду обитания. В результате этого,  живая природа может совсем исчезнуть с лица земли.

В 2.  В тайге растут хвойные растения, так как природные условия этой зоны суровы: недостаточно солнечного света и тепла, необходимых для лиственных растений.

В 3. В ноябре 1942 года начались бои под городом Сталинградом. После победы советских войск в Сталинградской битве силы немецкой армии были подорваны. Началось освобождение захваченных вражеской армией  земель.

2 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

1

2

3

4

1

1

4

1

2

ЗА КАЖДЫЙ  ПРАВИЛЬНЫЙ  ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1. Последствия разлива нефти в море или реке ведут к экологической катастрофе. Нефть отравляет флору и фауну. Яды откладываются в тканях морских обитателей, и прибрежных животных.

В 2.  Торф и каменный уголь  называют «родными братьями» по двум причинам: первое, это способ их образования – и одно и другое образуются из остатков растений. Во вторых и торф и каменный уголь являются твёрдым горючим.

В 3. Речь идёт  о  материке  Австралия.  Реки  на  карте этого  материка  отмечены  штрихами  потому,  что полноводными они становятся только во время дождей, а потом вода просачивается через песок и уходит. Природа Австралии менее всего пострадала от человеческой деятельности потому, что материк более всего удалён от других континентов и позднее других был заселён переселенцами других стран. Основной вид занятий человека в Австралии – фермерство.

                                                                         3 ВАРИАНТ

          ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

3

3

2

2

4

2

1

1

2

  ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1. Густая шерсть защищает белого медведя от морозов, при купании животного не позволяет организму переохлаждаться. Широкие лапы позволяют легко передвигаться по снегу, льду, а также плавать, белый цвет меха помогают ему маскироваться от добычи и врага.

В 2. Находясь в лесу необходимо соблюдать следующие правила:

 1. Не шуми.             2. Не сори.             3. Не разводи костры.            

 4. Не отходи далеко от опушки           5. Не трогай  детёнышей животных и птиц.

В 3. В тексте описана битва на Чудском озере, которая состоялась в 1242 году и была выиграна под руководством Александра Невского.

4 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

1

3

4

1

4

2

3

1

2

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1.  «Новым светом» называют материк Северная Америка, потому, что до его открытия считалось, что все земли уже открыты.

В 2. В природных сообществах, где растут ели, почти не растут травы потому, что крона елей создаёт тень и не даёт солнечным лучам проникать к земле. Нижние ярусы не получают достаточного тепла и света. Кроме этого опадающая хвоя создаёт плотный слой, не позволяющий развиваться  низкорослым травам.

В 3. В тексте описано нашествие монголо-татар, которое произошло в XIII веке. После этого распалась Киевская Русь и на 250 лет установилась власть монголо-татарского ига.

Тест по курсу окружающего мира

за 4 класс начальной общеобразовательной школы.

  1. Целью создаваемого теста является определение уровней достижения и потенциальных возможностей учащихся.
  2.  В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.
  3. Перечень структурных элементов содержания, являющихся объектами контроля:

      Содержание тестовых заданий

1

«Ориентирование в пространстве и во времени»

2

«Путешествие по поверхности и недрам России»

3

«Путешествие по природным зонам России»

4

«Путешествие по природным сообществам»

5

«Путешествие в прошлое России»

6.

6. «Путешествие по океанам и материкам Земли»

  1.  В проверочной работе использованы два типа заданий: задания с выбором  правильного ответа из четырёх предложенных (часть А) 9 из 12 предложенных; задания с полным развёрнутым ответом (часть В) 3 из 12 предложенных.
  2.  В проверочной работе выделяются задания  двух уровней сложности: базовый уровень (А), повышенный (В).

Уровень сложности

№ заданий

Общее количество заданий

Базовый

А 1 – А 9

9

повышенный

В 1 – В 3

3

  1. На работу отводится 40 минут. Тест снабжён инструкцией испытуемому и диагносту, поэтому не требует дополнительных разъяснений.
  2. Нормы выставления отметок

Кол-во выполненных  заданий

0 – 5  

6 – 8

9 – 10

11 – 12

Баллы

0 – 5

6 – 8

9 – 12

13–18

Отметка

 «2»

«3»

«4»

«5»

Инструкция по выполнению работы

        На выполнение теста отводится 40 минут.   Тест   снабжён    инструкцией   испытуемому, поэтому любые пояснения со стороны диагноста запрещаются. В процессе выполнения теста     допустимо   только   одно  замечание   по  поводу  несамостоятельной    работы испытуемого.  В случае  повторного  нарушения  процедуры тестирования кем-либо этот испытуемый    отстраняется   от   процедуры   тестирования.   За  1 минуту  до  окончания установленного времени  диагност должен сообщить  об  оставшемся отрезке времени и напомнить о необходимости заполнения бланков ответов. По истечении времени бланки собираются в порядке их предъявления.

      Задания с выбором ответа (часть А) могут быть оценены 0 баллов, если ответ не верный, или 1 балл за каждый верный ответ.

      За каждое верно выполненное задание, которое требует    развёрнутого    ответа (часть В) можно  поставить  3  балла, если  ответ  полный. Если  в  ответе  одна   ошибка ставится 2 балла, за две ошибки или неполные данные ставится 1 балл. Если задание не выполнено – 0 баллов.

                                       Инструкция для учащихся

      На выполнение теста отводится 40 минут. Задания выполняются в любом порядке. Если задание не удаётся выполнить сразу, рекомендуется перейти к следующему. В оставшееся время необходимо вернуться к пропущенным заданиям. Допускается использование черновиков при условии, что они будут сданы вместе с работой.

Инструкция к заданиям  А 1 –А 9

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

                               Инструкция к заданиям В1-В3

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует  полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

Вариант 1

Часть А

        Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Как называется линия деления земного шара на Северное и Южное полушарие?

  1. Меридиан                    2)  экватор                 3)параллель                    4) полюс

А 2. Как называется увеличение или уменьшение реальных размеров при составлении плана?

  1. Масштаб                       2) карта                       3) глобус                        4) картина

А 3. Какая природная зона располагается между лесотундрой и смешанными лесами?

  1. Тундра                          2) степь                          3) тайга                       4) Арктика

А 4. Какие горы разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части?

  1. Алтай                        2) Саяны                    3) Уральские                4) Кавказские

А 5. Какие из морей есть на карте России?

  1. Красное, Черное                                                           3) Желтое, Синее
  2. Черное, Белое                                                                4) Белое, Голубое

А 6. Моря, какого океана омывают Россию с Востока?

  1. Северного Ледовитого                                         3)Тихого
  2. Индийского                                                           4) Атлантического

А 7. Из каких полезных ископаемых получают металлы?

  1. Из гранита                    2) из руды                   3) из угля               4) из нефти

А 8. Укажите верное высказывание.

  1. В тайге солнца зимой не бывает.
  2. В тайге солнечный день зимой короткий.
  3. В тайге снежный покров сохраняется постоянно весь год.
  4.  В тайге лето короткое и холодное.

А 9. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

  1. Дмитрий Донской                                                         3) Князь Иван Калита
  2. Александр Невский                                                       4) Юрий Долгорукий

                                                           Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Какие последствия могут возникнуть при исчезновении лесов?

В 2. Почему в тайге растут именно хвойные растения?

В 3. Назови город, где произошло это событие и опиши его последствия.

         Во время Великой Отечественной Войны, в 1942 году началось величайшее сражение. На боевых высотах лежало  огромное множество трупов  наших бойцов и фашистских оккупантов. В городе шли бои за каждый дом, каждую пядь земли. Это событие  стало переломным событием в ходе войны!    

Х

Образец написания метки

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4

                                                   Вариант 2

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Что получает человек из нефти?

  1. Жидкое топливо                 2)стекло                      3) Удобрение                     4) мел

А 2. Укажи самое большое пресноводное озеро в России.

  1. Ладожское                      2)Байкал                   3) Онежское             4) Селигер

А 3. Какие горы не расположены на территории России?

  1. Кавказские горы              2) Алтай                  3) Альпы                4) Уральские горы

А 4. Какая равнина раскинулась к востоку от Уральских гор?

  1. Восточно-Европейская                                             3) Среднесибирская
  2. Амурско-Азиатская                                                    4) Западносибирская

А 5. Когда началась Великая Отечественная Война?

  1. 22 июня 1941             2)9 мая 1945              3)1 сентября 1939             4) Ноябрь 1942

А 6. Что делит Землю  на Северное и Южное полушарие?

  1. Экватор                   2) индийский океан              3) меридиан                       4) параллели

А 7.  Что можно определить с помощью компаса?

  1. Направление ветра                                            3)Температуру воды
  2.  температуру   воздуха                       4)стороны горизонта

А 8. Зона степей расположена между…

  1. Зона лесов и зоной пустынь
  2. Зоной тундры и зоной лесов
  3. Ледяной пустыней и тайгой
  4. Зоной лесов и зоной лесотундры

А 9. В каком городе был открыт первый музей России – Кунсткамера?

  1. В Москве            2) в Санкт- Петербурге          3) во Владимире           4) в Ярославле

Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Напиши, какими могут быть последствия разлива нефти на реке, море.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Почему торф и каменный уголь называют «родными братьями»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Объясни,  какой материк описан в тексте и почему, описанное в тексте, является действительностью?

        Многие реки на карте этого материка отмечены голубыми штрихами. Здесь много животных и растений, которые не встречаются больше нигде. Природа здесь пострадала меньше всего от деятельности человека…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Х

Образец  написания метки         

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4

Вариант

Часть А

         Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Какое полезное ископаемое используется при производстве бензина?

  1. Каменный уголь             2)торф                   3) нефть                4) горючие сланцы

А 2. Найди в ряду одно «лишнее» слово

1)Дон,         2)Волга,           3) Амазонка,              4)Днепр,                      5)Дунай

А 3. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

  1. Дмитрий Донской                                                         3) Князь Иван Калита
  2. Александр Невский                                                       4) Юрий Долгорукий

А 4. Монголо-татарское иго на Руси длилось…

  1. 8 лет                       2) 250 лет                           3) 150 лет                      4) 14 лет

А 5. В какое море впадает река Дон?

  1. Средиземное                  2) Каспийское               3) чёрное                4) Азовское

А 6. Какие исчезающие редкие птицы обитают в зоне степей?

  1. Белый журавль, розовая чайка
  2. Журавль-красавка, дрофа
  3. Сокол-сапсан, казарка
  4. Белый гусь, кайра

А 7. Колумб достиг берегов:

  1. Америки                    2) Африки                  3) Индии                  4) Австралии

А 8. Какой материк омывается всеми океанами земного шара?

  1. Евразия                  2) Австралия                   3) Африка                  4) Америка

А 9. Определи тип леса по описанию…

          В этом лесу царит полумрак. Деревья создают сильное затенение. Под их пологом могут существовать теневыносливые растения. Почва покрыта сплошным ковром мхов.

1)Сосновый бор             2) ельник               3) лиственный лес             4) смешанный лес

 Часть В

         Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Какое значение для белого медведя имеют густая шерсть, широкие лапы, белый цвет меха?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Какие правила поведения надо соблюдать, находясь в лесу? Напиши не менее пяти правил.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 В 3. Прочитай текст и напиши, что ты знаешь об этом событии:

     Битва   была  в XIII   веке  на озере. После сильных морозов началась оттепель.  Хрупкий лёд  ломался   под   тяжестью   сильно   вооружённых   врагов.   Тяжёлые   латы   тянули   их вместе с конницей ко дну.   Русские    полки   выиграли  эту битву благодаря полководческому таланту  и смекалке   русского полководца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Х

Образец  написания метки         

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4

4 Вариант

                                                                        Часть А

          Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают

1)археологи             2)геологи          3)географы           4)строители

А 2. Найди в ряду «лишнее» слово

1)Евразия,     2)Австралия,      3) Австрия,     4)Америка,     5) Антарктида

А 3. Моря, какого океана омывают Россию с запада?              

1)Северного Ледовитого         2)Тихого            3)Индийского           4)Атлантического

А 4. Битва на Чудском озере была…

  1. Весной 1242                                         3)осенью 1941
  2. В ноябре 1942                                      4)зимой 1240

А 5. Укажи, на каком материке нет рек.

1)Австралия      2)Африка       3)Южная Америка         4)Антарктида

А 6. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных обозначений называется …

1)глобусом      2)географической картой      3)картиной     4)планом

А 7. Какое полезное ископаемое относится к строительным?

1)торф   2)природный газ    3)гранит    4)каменный уголь

А8. Как приспособились растения к жизни в степи?

1)растения имеют сильно развитую корневую систему

2)растения имеют листья в виде иголок

3)растения имеют стелющиеся стебли

4)растения имеют восковой налет на листьях

А 9. В каком городе был открыт первый музей России – Кунсткамера?

1)в Москве      2)в Санкт-Петербурге     3)во Владимире        4) в Ярославле

                                                               Часть В

           Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Объясни, какой материк и почему называют  «Новым светом»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2.  Как ты думаешь, почему там, где растут ели, почти не растут травы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 В 3. Прочитай текст и напиши, что ты знаешь об этом событии:

       Огромные полчища кочующих племён вторглись в русские земли с юго-востока. Всё сжигали и грабили они на своём пути, людей захватывали в рабство.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Русские князья много лет выплачивали налог завоевателям.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Х

Образец  написания метки  

        

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...