Развитие регулятивных УУД у первоклассников
учебно-методический материал на тему

Батенок Ольга Геннадьевна

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность обучающегося организовать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_regulyativnyh_uud_u_pervoklassnikov_2.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие регулятивных УУД у первоклассников

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность обучающегося организовать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

РУУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и к преодолению препятствий.

Формирование  регулятивных  УУД идёт от простого к сложному,  в 1 классе - под руководством учителя.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

Важно, начиная с первого урока первого класса  создавать условия для целеполагающей деятельности учащихся.   Так первый урок начинаю с беседы:

- Зачем дети идут в школу?

- Для чего вы пришли в школу?

- Какова ваша цель? (Специально употребляю это слово).

На последующих уроках  стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы.  Учу, что цели могут быть близкими и далёкими.  Ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?

- С чего начнем? А что будем делать потом?

- Почему?

- С какой целью выполняем это задание?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока обязательна рефлексия!

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Для обучения приёмам целеполагания в первом классе использую таблицы, в которых условными значками разного цвета учащиеся обозначают, какую цель на данном уроке поставили и в какой мере её достигли. 

Планирование происходит с введения понятия «план».  Это порядок, последовательность действий.  Со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий - заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку. Постепенно дети  учатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

План решения учебной задачи я предлагаю  в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, даю графический план урока из условных обозначений учебника. 

Например, работа со сказкой:

- Как вы думаете,  почему мы заговорили о сказках? Чему будет посвящён наш урок? Как можно сформулировать тему нашего урока?  Давайте составим план, что мы будем делать?   (Пункты плана дети называют самостоятельно, я помогаю формулировать и выстраивать по порядку)

Примерный план

  1. Работа с рисунками.
  2. Составление схем слов.
  3. Составление схем предложений.
  4. По заданным схемам составлять предложения.
  5. Составление устных рассказов.
  6. Обводим предметы (рисунки), штрихуем их.
  7. Написание  наклонных линий с петлёй внизу и вверху (я дополняю ).
  8. Инсценировка сказки (я дополняю).

- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок.) Кому из вас уже легко составлять план?  А зачем мы это делаем?

План урока или его этапа должен быть рабочим: стараюсь по ходу урока периодически возвращаться к плану, учу детей отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Развитие регулятивных УУД на уроках в начальной школе.

В наши дни целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достиж...

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...

Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»

Доклад  «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»...