Урок литературного чтения по системе Занкова 4 клас, тема "С.Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Прелагаю урок-инсценирование по пьесе С.Маршака "Двенадцать месяцев"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта литературного чтения

Ф.И.О. педагога: Кармаза Ирина Викторовна

Класс: 4 

УМК " Система Занкова"

Предмет: литературное чтение

Тема урока: С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

Тип урока: обобщение и систематизация

Цели для учителя: создать условия для наблюдения средств изображений героев и персонажей (речь героев, их поступки, авторские ремарки), способов выражения авторского отношения к героям и событиям. Накапливать материал для характеристик действующих лиц. Содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности; умению работать в коллективе; давать самооценку учебной деятельности.

Цели для ученика: выразительно читать по ролям, инсценировать короткие отрывки. Осознанно воспринимать содержание пьесы. Формировать умение ориентироваться в тексте большого объема. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уточнять характеристику героини на основании ее речи, внешнего вида, поступков, высказываний о ней других персонажей (месяцев). Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание пьесы. Развивать внимание, речь; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к литературному языку.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные:. выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; осознавать этапы организации учебной работы; принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Познавательные: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность; налаживать

межличностные отношения.

Личностные: обладание мотивационной основой учебной деятельности; использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий

Оборудование: 

Для учителя: учебник: «Литературное чтение» 4 класс, В. Ю. Свиридова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», электронная версия урока, «Толковый словарь», проектор, мультимедийная приставка,  ноутбук.

Для учеников: учебник «Литературное чтение» 4 класс, В. Ю. Свиридова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», нетбук.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный мосмент.

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 

- Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, подарим им своё хорошее настроение и настроимся на продуктивный урок.

Создаёт условия для успешной работы на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Регулятивные:

- проявлять желание помочь ребятам подготовиться

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

 -Двенадцать братьев мчат вперёд,

Всегда вперёд, за годом год.

Но им друг друга не догнать.

Скажи, как братьев этих звать?

- Над каким произведением мы продолжим сегодня работать? Прочитайте тему урока.

- Значение какого слова вам бы хотелось уточнить? Где вы можете найти его значение?  

Словарная работа:

инсценировать, инсценировка, инсценирование

Организует самостоятельную работу детей со словарём, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют работу со словарём.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы; 

-нацеливание на успешную деятельность.

Регулятивные: 

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные:

- оформлять речевое высказывание, используя

термины, в рамках учебного диалога

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика

 внутренней потребности включения в учебный

процесс

- Где мы можем воплотить текст художественного произведения в действии?

-Представим, что мы в театре. Кто участвует в постановке пьесы?

Какова роль драматурга, режиссёра, актёров?

  1. Работа с нетбуками.

- Сопоставим точку зрения зрителей и актёров.

Проверка.

Уточняет тематические рамки урока. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

Высказывают свое мнение. Работают на нетбуках с приложением «Развитие речи».  

Регулятивные :

умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины,

в рамках учебного диалога.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание изучать русский язык.

4. Работа над темой. 

Цель:  Подведение детей к самостоятельным выводам по плану урока. 
 

Физминутка.

5. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий по теме урока.

- Давайте вспомним героев пьесы?

А кто из них у вас вызывает сочувствие, кому вам хочется помочь?

- Слова какого персонажа вы видите на доске? Мы должны с вами выяснить, почему именно Падчерицу мясяцы провели к себе по «короткой дорожке»?

1) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте: в какой момент мы понимаем, что люди у костра это братья-месяцы?

(с.145)

- Что в пьесе помогает почувствовать разницу в характерах некоторых месяцев?

Словарная работа: ремарки

- Закрепим значение нового слова.

2) Проверка домашнего задания.

Задания по группам:

     - сценка «Встреча Падчерицы и  месяцев»;

- Как ведёт она себя в лесу?              - Пытается ли выполнить трудную

задачу? О чём думает?

-  декламация стихов;

Словарная работа.

- Месяцы, чем вам понравилось поведение Падчерицы? За что вы её наградили?

 Игра «Передай посох»

 Изобразите при помощи мимики, жестов, позы  разные состояния.

- сценка «Классная комната Королевы»

-  Кого в пьесе автор противопоставляет Королеве?

- Давайте заглянем во дворец в классную комнату Королевы.

- Что интересного вы заметили?

2) Сравнительная характеристика.

Продолжи ряд:

-добрая, трудолюбивая….

-своенравная, избалованная…

Побуждает учащихся к общей работе над ответами на проблемный вопрос. Активно подключает  детей к инсценированию фрагментов пьесы. Продолжает работу по расширению словарного запаса учащихся.

Побуждает обучающихся к общей работе, к наблюдению, сравнению и выводам по теме урока.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа с учебником. Участие в инсценировании фрагментов пьесы, декламации стихов.

Работа в группах.

Упражнение в виде игры активизирует деятельность детей в сценическом навыке.

Участие в инсценировании фрагмента пьесы. Наблюдение за поведением героев, сравнение характеров героинь.

Регулятивные:

- умение  

 контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

Коммуникативные:

 -  оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

- уметь  устанавливать  контакт,

организовывать и осуществлять

совместную

деятельность

- налаживать

межличностные

отношения.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

6. Рефлексия.

Цель:

Организовать фиксацию материала,

 изученного на уроке

- Мы составили сравнительную характеристику двух героинь. Она поможет вам ответить на поставленный вопрос.

-«Создай свою историю»

И сегодня мы завершим урок представлением ваших творческих работ. В ходе работы вы пробовали себя в роли драматурга, сочиняли фрагмент пьесы. Ребята представят свои работы.

Проверка творческих работ по теме урока..

Работа в  небольших группах.

Оценивание своей работы.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

7. Итог урока

-Ребята, а кого из вас месяцы проведут по короткой дорожке? А что для этого нужно?

- Кто будет стремиться к этому?

… Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать
хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив…

Помочь детям сделать выводы урока, понять, где они могут пригодиться.

Сделать вывод о результатах своей работы.

Регулятивные:

 - умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

8. Домашнее задание.

Стр. 156 вопрос.

Помочь настроиться детям  на положительную мотивацию самостоятельной деятельности дома.

Проанализировать домашнюю работу.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Урок литературного чтения по системе Занкова Л. В. 2 класс. Р. Киплинг." Откуда у кита такая глотка"

Данный урок выявляет особенности сказки Р. Киплинга " Откуда у кита такая глотка" и знакомит с её необычностью....

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.

Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках....