Главные вкладки

    НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
    статья (1 класс) на тему

    Любкина Ирина Васильевна

    Педагогическая статья содержит подробное описание требованийФГОС НОО, СанПин к  созданию благоприятных условий для адаптации детей в школе, снятия статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл педагогическая статья24.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая статья

    НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

    Автор: Любкина Ирина Васильевна,

     учитель начальных классов,

    МАОУ СОШ №25

    г. Балаково, Саратовская область

              В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению.

    Структура урока в первом классе должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

    Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

    Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настолько-печатные).

    Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то...) и игровое действие.

    Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

    Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления. 

    ФГОС указывает и на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. Очень часто дети устают в школе сидеть неподвижно, приобретают такие заболевания как нарушение осанки и зрения.  

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 классе не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно следующим требованиям:

    • Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 10 мин.
    • Просмотр телепередач не более 15 мин.
    • Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 15 мин.
    • Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не более 15 мин.
    • Прослушивание аудиозаписи не более 20 мин.
    • Прослушивание аудиозаписи в наушниках не более 10 мин.

    После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

    Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера: хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм.

    Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, может обеспечиваться за счет:

    • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
    • организованных подвижных игр на переменах;
    • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
    • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
    • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

    Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

    В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

    Начало обучения в 1 классе совпадает по времени с сезоном года, когда в нашем регионе   имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего мира. Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город», «Дорога от школы до дома» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

              Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно проводить изучение части школьного материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации могут проводится в классе, коридоре, в спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке.

      Необходимо учитывать дополнительные требования к обучению в 1-м классе согласно СанПин:

    •  учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
    • организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:
    • в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;
    • в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
    • январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый.

               Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей 6-7 летнего возраста.

    Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

           В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

         Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

              Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

          Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

            Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

    Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

    Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

                      В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.).

               При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках русского языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки технологии, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

           Все эти рекомендации по проведению уроков помогли мне в реализации требований ФГОС НОО, СанПин, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

    С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

    Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

    Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

    Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

    Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

    Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

    Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...

    НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

    Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а н...

    "Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

    Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

    Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС

    В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход, главная задача которого -  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопред...