авторская программа по курсу "Интеллектуальная гимнастика" для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы
рабочая программа (1 класс) на тему

Таразанова Нина Антоновна

 

Методическая разработка представляет собой авторский курс, направленный на формирование интеллектуальных способностей детей,  таких как первоначальные формы рефлексии, планирования, анализа.

Курс предназначен для учителей и семейных педагогов, работающих с детьми 7-9 лет.

 Как пользоваться пособием?

Для проведения занятия учителю предлагаются структура программы и темы занятий с пояснениями  , с играми и заданиями со ссылками на источник, где можно найти ту или иную игру или способ выполнения заданий.

 Если источник не указан, то предполагается, что название темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная гимнастика для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.

Н.А. Таразанова

Аннотация.

Методическая разработка представляет собой авторский курс, направленный на формирование интеллектуальных способностей детей,  таких как первоначальные формы рефлексии, планирования, анализа.

Курс предназначен для учителей и семейных педагогов, работающих с детьми 7-9 лет.

 Как пользоваться пособием?

Для проведения занятия учителю предлагаются структура программы и темы занятий с пояснениями  , с играми и заданиями со ссылками на источник, где можно найти ту или иную игру или способ выполнения заданий.

 Если источник не указан, то предполагается, что название темы

Введение.

Методическая разработка представляет собой  курс , направленный на формирование психических способностей детей младшего школьного возраста. Если мы ставим вопрос о развитии ребенка, о становлении его как личности, то прежде всего должны понять на какую теорию развития  мы должны опереться.  В основу данного курса положена культурно- историческая  теория  Л.С.Выготского- с его идеей  опережающей роли обучения в психическом развитии ребенка. Причем само развитие понимается нами как управляемый переход от натуральных форм поведения к культурным, произвольным формам через знаковое опосредование. Курс «Интеллектуальная гимнастика» рассчитана на три года.

В первом классе его теоретическую базу составляет теория  П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. С опорой на эту теорию мною разработана система задач и упражнений формирующая у ребенка способность к первоначальной форме рефлексии - сравнительной рефлексии.

Логика формирования этой способности следующая: наблюдение-выделение существенных признаков- сравнение по данному основанию- сравнительная рефлексия. Другими словами, сочетание сначала совместных, затем индивидуальных действий по наблюдению, выделению признаков и сравнению по данным признакам есть процесс приводящий к способности первоначальных форм рефлексии.

Во втором классе логика курса меняется. Теперь на первый план выходит первоначальная форма теоретического мышления – способность к моделированию и работе с моделями.  Задачи и упражнения расположены в следующей последовательности- сначала через описание своих и чужих действий к их объективизации и схематизации, затем схематизация отношений объектов и работа с моделями как с реальными объектами и отношениями, но во внутреннем, умственном плане. Это и  приводит    к таким формам мышления как анализ,   планирование, рефлексия, - что и составляет первоначальную основу теоретического мышления.

Структура программы 1 класс

1.Формирование представлений о времени.

2.Формирование пространственного представления и образного мышления.

3.Выделение отношений между объектами.

4. Приём систематизации.

5.развитие фантазии(создание новых образов, предметов, используя имеющиеся знания).

1.Формирование представлений о времени

1.1.Вводное занятие «Что такое время?»

а) Игра «Когда это бывает?» (предлагаются картинки с сезонными изменениями растений, режим дня школьника и т.п.)

б) Игра «Кто кем будет?» (ребёнок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет и ответить на вопрос кем(чем ) были раньше? Например : цыпленок(яйцом), яблоко (семечком ) и т.п )

 1 час

1.2. Знакомство с календарём - год, месяц, неделя, дни недели.

Закрепить у детей понятие «Неделя» и название дней недели;

Тренировка в названии следующего дня после названного.

а) Игра «Что раньше?» (учить детей понимать грамматическую конструкцию предложения, например: «Петя пошёл в кино , после того как выполнил уроки.»)

б) Игра  «Пары слов» (  на развитие памяти- дети воспроизводят второе слово после повторения первого слова ).

 2 часа

1.3. Развитие чувства времени.

Знакомство с часами. Вернисаж «Часы бывают разными» (рисунки детей)

 2 часа

2. Формирование пространственного представления и образного мышления

2.1. Вводное занятие

Выявить знание детей о содержании названия фигур. Линия, луч, отрезок. Предложить найти в окружающей обстановке похожие  формы.

а) Игра «сделай узор» (игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве).

б) Игра «Сверни ленту»(игра- соревнование по сворачиванию разноцветных лент разной длины, развивает мелкие мышцы рук, знакомит с длиной на практике)

 1час

2.2. Угол (прямой, тупой, острый ).

Треугольники, их виды. Упражнения в сравнении треугольников. Составление из них квадратов, четырёхугольников.

а) Игра «Разрезанные картинки» (ребёнок учится составлять из мелких деталей, складывать целое).

б) Игра «Зеркало» (на внимание-ребёнок внимательно следит за действиями взрослого и подражает им; игра помогает детям разрядиться , снять напряжение)

2 часа

2.3. Прямоугольные треугольники.

Составление композиции, рисунка - штриховка.

а) Игра «Мастерская форм» (выкладывание геометрических фигур спичками или счетными палочками)

б) игра «повторяй друг за другом» (словесная игра на внимание)

в) Развитие фантазии.

Первобытное искусство - составление из треугольников масок доброго и злого духа

1 час

2.4. Остроугольные треугольники. Составление предметного рисунка, штриховка.

а) Игра «Подбери пару» (на закрепление цвета и формы).

б) Игра «Кто больше?» (на развитие  памяти с элементами соревнования).

в) Игра «Раскрась» (на развитие графических умений - раскрасить мячи с определенным чередованием цветов)

1 час.

2.5. Равносторонние треугольники. Составление предметного рисунка. Штриховка.

а) Игра «Найди пару» (ирга на развитие восприятия)

б) Игра «Дорисуй». (дорисовать то, что забыл нарисовать художник).

2 часа

2.6. Четырёхугольники и их разнообразие.

а) Прямоугольник.  Составление предметного рисунка «Робот».

б) Квадрат. Игра «Найди себе домик»

в) Трапеция. «Составление композиций». Их штриховка.

2 часа

2.7. Ромб. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

а) Игра «Бывает- не бывает» (словесная игра на развитие логического мышления).

б) Игра «Танграм!» (конструирование рисунка из геометрических фигур по образцу).

2 часа

2.8. Многоугольники. « Найдите такую же». Пятиугольник.

а) Игра «Найди свой домик»  (закрепить умения сопоставлять и сравнивать фигуры).

б) Игра «Танграм» (конструирование рисунка из геометрических фигур).

в) Развитие фантазии. Усовершенствуйте велосипед.

1 час

2.9. Шестиугольник.

Закрепление знаний о геометрических фигурах. «Геометрическое лото». «Конструктор».

а) Игра «Танграм»

б оригами

 1 час

2.10 Заключительный урок

а) Игра «Доставь письмо адресату.»(на внимание и ориентировку в пространстве).

б) Игра «Приказ командира» (ориентировка на бумаге)

в) Игра «Чей»  (упражнять детей в образовании прилагательных: лиса- лисий).

1 час

3. Выделение отношений между объектами.

3.1. Формирование представлений «выше- ниже», «больше- меньше», «длиннее- короче», «легче- тяжелее», «левое - правое» и т.п.

а) Игра «Что изменилось?»

б) Игра «Скажи наоборот»  (на развитие мышления)

в) Игра «конструктор»  (работа по переконструированию предметов из спичек и счетных палочек ).

2 часа

3.2. Закрепление знаний о частях суток.

а) Игра «Раньше- позже » (закрепление временных понятий)

б) Игра «Когда это бывает?»

в) Игра  «Что будет  если на тебя надеть шапку- невидимку?» (развитие фантазии)

 2 часа

3.3. Итоговое занятие.

  1час

4. Логические операции

4.1 Овладение операцией сравнения.

а) Игра «Снеговик»

1 час

4.2. Овал, круг, эллипс.

а) Игра «Конструктор «  (усовершенствование тела человека, используя овал, круг, эллипс).

б) Игра «Посмотри вокруг»  (определение предметов соответствующих форме)

 1час

4.3.Контрольное занятие.

а) «Чудесный чёрный ящик» (закрепление знаний о геометрических фигурах)

б) «Оригами»

 2 часа

5. Прием систематизации.

5.1. Выявление определяющих признаков геометрических фигур. Треугольники. Количество «Много», «Один».

а)  Игра «Угадай»

б) Игра «Матрёшки» (на внимание – указать различие в изображении)

в) Игра «Закончить выполнение рисунка»

2 часа

5.2. Обобщение предметов по признакам : по одному «Третий лишний», по двум «Исключить лишний рисунок»

а) Упорядочивание предметов по признакам «Заполни квадрат»

2 часа

5.3. Классификация предметов по одному признаку (цвет, форма, размер ), по двум признакам, по трём признакам.

а) Игра «Продолжи ряд».

б) Решение логических задач

2 часа

5.4  Выделение закономерностей

а) Игра «продолжи ряд»

б) Игра «Сравни и запомни»

в) Логические задачи «Сравни и запомни»

2 часа

5.5. Составление фигур- силуэтов по собственному замыслу.

а) Игра «Танграм»

б) Развитие фантазии – изобразить машину хорошего настроения

1 час

5.6 Составление фигур – силуэтов по своему замыслу. Решение логических задач на поиск недостающих фигур

1 час.

6. Развитие фантазии.

6.1. Фантазии на тему времен года: нарисовать данное время года так, как себе его представляешь  (кто- то или что- то)

 Игра «Хорошо- плохо» (развитие способности к формулировке  и разрешению противоречий)

1 час

6.2.  Обмен впечатлениями на тему : «Что будет если надеть шапку- невидимку на маму ?»

Игра «Составь рисунок» (расположит части рисунка в виде последовательной генетической цепочки)

1 час

Структура программы курса:

«Интеллектуальная гимнастика» для учащихся

средней общеобразовательной школы  2 класс

  1. Развитие интеллектуальных способностей.
  2. Развитие наглядно - действенного мышления.
  3. Развитие причинного мышления.
  4. Развитие эвристического мышления.
  5. Развитие фантазии.
  6. Диагностика творческого мышления и развития психических функций.

1. Развитие интеллектуальных способностей.

1.1.Вводное занятие.

а) Выделение признаков предметов.

б) Игра «Пары слов» (развитие памяти – воспроизвести второе слово, после повторения первого слова).

1 час

1.2. Узнавание предметов по заданным признакам.

а) Узнавание предметов по двум и более признакам

б) Игра  «Найди лишний предмет»

2 часа

1.3. Формирование способности выделять существенные признаки предметов

Игра «Составь картинку»

1 час

1.4. Сравнение двух и более предметов

а) Игра «Подбери пару»

б) Игра «Танграм»

в) Развитие фантазии. Усовершенствуйте велосипед

2 часа

1.5. Классификация  предметов  и явлений.

а) Игра  «Мастерская форм»

б) Игра «Хорошо - плохо»

1 час

1.6. Сформирование умения давать определение понятиям.

а) Игра «Кто больше?» (на развитие памяти с элементами соревнования)

б) Игра «Пары слов»

3 часа

1.7.  Игры и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений

а)  Игра «посмотри вокруг»

б) Развитие фантазии «Изобрази ветер»

1 час

2. Развитие наглядно- действенного мышления.

2.1. Учимся анализировать зрительный образ.

а) Игра «Помоги каменщику» (необходимо найти подходящую фигуру)

б) Игра «Матрёшки» (указать различие в изображении)

в) Игра «Закончить выполнение рисунка»

1 час

2.2. Учимся работать со свойствами предметов

а) Игра «Третий лишний»

б) Игра «Оригами»

2 часа

2.3. Учимся сочетать признаки разных  предметов (метод фокальных объектов)

а) Развитие фантазии «Что  будет если на тебя шапку- невидимку?»

2 часа

2.4.  Учимся находить  общие и различающиеся признаки объектов

а) Игра «Лишнее слово»

б) Игра «Поиск общего»

в) Игра «Группировка слов»

2 часа

2.5.  Учимся искать альтернативные способы действия.

Игра «Когда это бывает».

1 час

2.6. Учимся составлять  сюжетный рассказ.

Игра «Доставь письмо адресату»

1 час

2.7. Учимся решать задачи на сравнение.

а) Решение логических задач

б) Игра «Раньше- позже»

2 часа

2.8. Учимся  делать логические выводы.

а) Игра «Вывод»

б) Игра «Бывает – не бывает»

2 часа

3. Развитие причинного мышления.

3.1. Учимся планировать  преобразование предметов и слов.

а) Усовершенствуй диван, ножницы.

б) Игра «Чудесные превращения»

1 час

3.2. Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами.

а) Игра  «Скажи наоборот»

б) Игра «Матрешки»

1 час

3.3.Учимся устанавливать причинные связи между событиями.

а) Игра «Почему это произошло?»

б) Игра «продолжи ряд»

1 час

3.4. Учимся представлять последствия событий.

а) Развитие фантазии «Чтобы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

- из тучи вместо дождя, стал падать изюм

- из крана на кухне полился апельсиновый сок».

1 час

3.5. Учимся обозначать словами существенные признаки предмета.

а) Игра « В определение»

б) Игра «Сравни и запомни».

1 час

3.6. Учимся управлять процессом творчества.

а) «Мозговой штурм»

1 час

4. Развитие эвристического мышления. Развитие фантазии.

4.1. «Чудесные превращения» (восстановление системного оператора).

         Рассказ о цыпленке.

         Рисунок  СО «Цыпленок»

1 час

4.2.  Составление системного оператора на тему «Лягушка».

а) Игра  «Хорошо - плохо».

1 час

4.3. Решение логических задач

Развитие фантазии; «Придумайте животное, которое никого и ничего не боится» (тест)

1час

5. Диагностика развития психических функций и творческого мышления.

5.1. Исследования восприятия, мышления, памяти

1 час (психолог)

5.2. Изучение развития логических операций (методика Э.Ф. Замбацявичене)

1 час

5.3. Итоговое занятие.

Диагностика развития творческого мышления.

1 час (психолог)

Литература.

1. А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей». Ярославль «Гринго»

2. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей». Ярославль «Гринго»

3. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина «Математика и конструирование во 2 классе». Москва, «Просвещение»

4.Б.А. Кордемский «Математическая смекалка». М.Д.С. «Юнисам»

5. С.И. Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями 1 класс». Москва «просвещение»

6. Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Томск «Пеленг»

 7. Оригами

8. А.Г.  Гайштут, Л.И. Брудман «Развивающие иргы». Киев. Министерство народного образования.

9. «Занимательная геометрия». ФЛЕР Краснодар  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Авторская программа "Культура здоровья" для учащихся 2-7 классов

Программа рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе.Структура программы имеет «горизонтальны...

Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе

Для усиления  экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...

Авторская программа внеурочной деятельности “ Весёлый английский” ДЛЯ 5 КЛАССА.

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся III классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа в год. Целью данного курса явля...

Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...