Готовность ребёнка к школе
статья на тему

Для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        Готовность ребенка к школе

       Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе.

       Подготовка к школе – процесс сложный.  Начинать заниматься с детьми следует не только перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в повседневной самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Выделяются разные виды готовности к школе:

           Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений

          Прежде всего, важна психологическая готовность.

 Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития.

            Главное для успешного старта - чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью.

      Если ребенок не имеет желания учиться, то существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно;  как правило, задания выполняют небрежно, наспех, им трудно достичь нужного результата.

        Ребенка может привлечь к школе форма, ранец, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как…

           Советы родителям:

- Не запугивать ребенка школой!

- Не допускайте негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

- Постарайтесь создать общий положительный образ школы. В то же время ребенок должен знать: учеба - не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьешься.

Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.  

         Если трудно сидеть на месте, то и учиться будет нелегко. В школе малышу придется подолгу заниматься одним и тем же, порой однообразным делом.

 В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку.

Есть такое слово – «НЕЛЬЗЯ». Ведь что такое школа в первую очередь? Это не только развивающая среда, а еще и дисциплинирующая система.

И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом "Надо!".

Но даже в самой доброжелательной обстановке ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, не быть назойливым.

Если ребенок не умеет считаться с другими, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе.

Отношение к самому себе.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

    Воспитание самостоятельности - одно из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную среду.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

    Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития.

Ребёнок-дошкольник должен иметь определённый запас знаний.

Мы не ставим перед вами конкретных целей, чтобы ребенок умел читать, писать, решать задачи и т.п. Но надо помнить о том, что от того насколько он готов к школе, будет зависеть его успеваемость, быстрая адаптация к школе, физическое и эмоциональное здоровье.

      Ознакомление с окружающим миром:

- Ребенок должен знать название страны, республики, столицы, название города, домашний адрес, уметь рассказать о себе и о своей семье.

- Иметь представления о сезонных изменениях в природе, знать названия месяцев, дней недели и т.п.

- Классифицировать предметы в группы (мебель, ягоды, птицы, и т.д.)

     Развитие речи:

Успешность обучения ребенка грамоте определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, т.к. при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Следовательно, необходимо четко произносить все звуки, различать их, называть слова с определенным звуком. Уметь определять место звука в слове; делить слова на слоги, составлять из слогов слова. Иметь представление о предложении. Уметь согласовать слова в роде, числе, падеже. Составлять рассказ по картинке из нескольких предложений. Отвечать на вопросы полным ответом. Словарный запас – не менее 2000 слов, состоящий из всех частей речи.

      Математика:

- Количество и счет предметов. Уметь считать в прямом и обратном порядке; соотносить число предметов с цифрой; сравнивать числа в пределах 10;

-  устанавливать какое число больше, меньше; уравнивать число предметов (убрать, добавить).

- Величины. Сравнивать предметы по величине (длина, ширина, высота), называть соответствующие слова: длиннее, короче, уже, шире, ниже, выше и т.п.

- Геометрические фигуры. Различать по форме квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник.

- Ориентировка в пространстве. Выражать словами местоположение предметов относительно себя и других предметов. Уметь ориентироваться на листе бумаги.

      Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания.

Что необходимо знать и уметь ребенку,

поступающему в школу:

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  • Страну, в которой живет.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • Домашних и диких животных и их детенышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх—низ и т. д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать б—9 предметов, картинок, слов.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предмета с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
  • Уметь устанавливать социальные контакты.
  • Иметь адекватную самооценку.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Подчинять личные интересы общественным.

Что необходимо знать и уметь ребенку,

поступающему в школу:

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  • Страну, в которой живет.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • Домашних и диких животных и их детенышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх—низ и т. д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать б—9 предметов, картинок, слов.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предмета с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
  • Уметь устанавливать социальные контакты.
  • Иметь адекватную самооценку.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Подчинять личные интересы общественным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

Готовность ребёнка к школе.

 Собрание для родителей будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....