Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"
рабочая программа на тему

Живых Анна Викторовна
Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._gruppa_riska.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Коррекционная работа с детьми группы риска»

 «...Нельзя идти по пути формального уменьшения объема программного содержания, так как для всех очевидно, что простое уменьшение количества информации не всегда приводит к благополучию. Мы не должны допустить снижения общего уровня образования в России, поэтому особое внимание необходимо уделить внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды (в классе, в школе, в семье). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья»

           В. М.Филиппов   «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения»

1. Актуальность программы

Наиболее серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохраненя вызваны в большей степени особенностями поведения и  образом жизни, которые сформировались в  начальной школе.

Недостаточное внимания к младшим подросткам и социально-психологические проблемы учащихся в значительной мере влияют на интеллектуальное, эмоциональное и  и психологическое благополучие ребенка, переводя его в так называемую «группу риска».

На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача максимально возможного сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Данная программа, направлена на диагностику и коррекционную работу с обучающимися, составлена с учетом их возрастных, психофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

2. Адресность программы

Настоящая программа предназначена для работы с учащимися начальных классов ГБОУ Школы № 423

Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психоэмоционального развития, к проблемах в учебе и социализации.. Чтобы разобраться в них необходим личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся «группы риска»:

  • учащиеся с ограниченными возможностями здоровья,
  • имеющие трудности в обучении и общении
  •   учащиеся с девиантным поведением и т.д.

  1. Методологические и теоретические основы программы

   Методологические основы  позволяют раскрыть сущность понятий, определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить развивающие мероприятия и интерпретировать полученные  результаты.  В основе программы лежит определенная «философия практики», истоки которой находятся в трудах выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского , А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др.

 В основу программы легли такие государственные документы как Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся» и Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 — 2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).

4. Принципы построения программы

  1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества).
  2. Принцип духовности (установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
  3. Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию.
  4. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка).

5.  Цели и задачи программы

В программе реализуется подход к здоровью с точки зрения самых разных его граней. Здоровье человека определяется гармоничным сочетанием соматического, физического, психического и нравственного благополучия.

Исходя из этого, основными целями работы являются:

Создание необходимых условий для устранение факторов риска, которые могут привести к ухудшению положения обучающихся.

Для достижения этой цели  ставятся следующие задачи:

  1. Отношение личности к себе

1). Формирование у учащихся понимания ценности собственного «Я» и права на индивидуальность.

2). Формирование адекватной и гибкой самооценки.

3). Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и развитие потребности в здоровом и безопасном образе жизни.

        2. Социализация личности в общественной среде (межличностные отношения со сверстниками, педагогами и родителями).

1). Развитие коммуникативных навыков.

2). Воспитание толерантности учащихся.

3). Оптимизация отношений между педагогами и учащимися.

4). Налаживание конструктивных детско-родительских отношений.

  1. Культура умственного труда школьников

1). Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к образовательному процессу (объем учебных и внешкольных нагрузок, наличие времени на отдых, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).

2). Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.

3). Обеспечение психологической поддержки учащихся при подготовке к экзаменам.

4. Создание благоприятного психологического климата в учебном заведении.

1). Демократизация внутришкольных отношений.

2). Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

3). Гуманизация отношения к каждому учащемуся «группы риска».

                 5. Достижение успеха в жизни

      1). Создание «зоны успеха» для каждого учащегося.

      2). Раскрытие и поддержка учащихся (кружки, участие в концертах, конкурсах, олимпиадах).

      3).  Помощь учащимся в освоении программы.

6. Основные этапы работы по программе.

Совершенствование и оптимизация психологического сопровождения могут стать одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить (или смягчить) ряд социальных проблем. Мероприятия должны носить комплексный и непрерывный характер. К числу основных этапов относятся следующие:

1. Подготовительный — изучение нормативных документов. Составление программы . Подбор диагностических методик.

  1. Первичная диагностика -  Определение  психологического климата в учебном заведении и комфортности пребывания учащихся  в стенах школы. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.
  2. Реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с целями и задачами программы и планом психолого-педагогического сопровождения учащихся на  учебный год.

4. Заключительная диагностика — получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих аспектах развития личности учащихся.

5. Анализ и оформление результатов работы. Оценка эффективности  мероприятий.

6. Прогнозируемый результат.

Конечным результатом действий в соответствии с программой будет изменение стереотипов, направленных на уменьшение поведенческих факторов риска, повышение успеваемости, усиление учебной мотивации.

Психотерапевтический эффект заключается в доверии учащихся к взрослым, в снижении эмоциональной напряженности, возникновению психологического комфорта и позитивных чувств, разрядке негативных эмоциональных переживаний, снижение частоты конфликтов и пр.

Развивающий эффект проявится в желании учащихся вести здоровый образ жизни. Они смогут использовать полученные умения в разнообразных видах деятельности: в учении, во взаимоотношениях с людьми, в возможности  осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, стать целостной физической и психически здоровой личностью.

Циклограмма

Цели и задачи

Название методики, автор

Содержание

Начальные  к л а с с ы

Диагностика

1

Выявление личностных особенностей учащихся и их отношения к учебе.

Анкетирование «Расскажи о себе»

Анкета включает вопросы, затрагивающие личные особенности и наклонности учащихся и охватывает сферу отношений учащихся к школе и семье.

2

Исследование уровня и характера тревожности, анализ внутреннего эмоционального состояния школьников и  выявление детей «группы риска»

Тест Филлипса

Тест состоит из 58 вопросов по следующим факторам: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и др.

3

Исследование межличностных и межгрупповых  отношений в классе в целях их улучшения и совершенствования, выявление «социометрических позиций»

Социометрия Дж. Морено

В социометрической карточке каждый учащийся указывает свое отношение к одноклассникам по определенным критериям (проведение досуга, совместная работа и др.). Число выборов ограничено, что повышает надежность социометрических данных.

4

Изучение уровня самооценки, предоставление возможности увидеть свои достоинства и недостатки

Методика «Луна»

Учащимся предлагается изображение светлой и темной сторон луны. В светлой части они записывают свои положительные стороны, а в темной — отрицательные.

5

Изучение интеллектуальной сферы, определение причин школьной неуспеваемости, контроль за эффективностью школьного обучения

ГИТ (форма А) тест Дж. Ваны, адаптация М. К. Акимовой и др.

Тест содержит 7 наборов заданий: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений и др.

6

Исследование духовно-нравственной сферы (мотивы и ценности)

Проективная методика «Три шкатулки»

Учащимся предлагается разделить мотивы и ценности по трем категориям от значимых до незначительных для них


7

Диагностика эмоционального состояния

Проективная методика  Дж. Бука «Дом — дерево - человек»

Учащимся предлагается изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке. Взаимодействие между ними представляет собой зрительную метафору.

8

Выявление отношения учащихся к здоровому и безопасному образу жизни

Анкетирование «Мониторинг здоровья»

Анкета включает вопросы касающиеся определения здоровья, прояснения отношения учащихся к своему здоровью, определения факторов улучшающих и ухудшающих здоровье.

Коррекционно-развивающая работа

1

Работа с эмоциями, развитие рефлексии

Методика «Волшебная страна чувств»

Использование элементов сказкотерапии

2

Предупреждение и снижение  тревожности и страхов

Набор методик А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Е. В. Рогова, К.Фопеля и др.

Упражнения с использованием элементов арттерапии, игротерапии

3

Улучшение эмоционального состояния, развитие самопринятия и рефлексии

Методика «Мое имя»

Учащимся предлагается красиво оформить свое имя и на каждую букву придумать положительное качество.

4

Сплочение класса, повышение уверенности в себе, развитие креативности

Методика «Острова» (тренинг сплочения)

Учащиеся моделируют свой остров, используя бумагу разной текстуры, фломастеры и т. д. (приемы аппликации). Размещают их на доске («в море») и мелом рисуют с кем хотят дружить, «торговать», а может и «воевать». Занятие заканчивается примирением сторон и налаживанием дипломатических отношений.

5

Улучшение эмоционального отношения учащихся к своей гимназии

Игра «Рекламное агенство»

Учащимся предлагается создать рекламу Московской международной гимназии, придумать слоган. Выбрать лучшие работы.


Программа работы с “трудными” детьми.

1.Гуманизация отношения к ребенку в семье и школе:

  1. Опора на положительное в личности ребенка, преодоление отрицательных качеств и ориентация на гармонизацию его развития.
  2. Безусловное принятие ребенка, выборочное игнорирование его негативных поступков, эмоциональная поддержка (при нарушении образа “Я”, неадекватной самооценке, неудовлетворенном притязании на признание, комплексе неполноценности).
  3. Использование метода личностной перспективы, создающей веру в свои возможности, формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
  4. Анализ конфликтных ситуаций, в которые ребенок часто попадает.
  5. Активное включение родителей в воспитательный процесс (индивидуальное консультирование, помощь родителям в воспитании положительных качеств ребенка, контроль за организацией нормального режима).

2. Совместная работа психологов и педагогов по сглаживанию недостатков интеллектуальной сферы, стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности. 

В силу особенностей учебной деятельности “трудных” учащихся необходимо использовать ситуации:

  1. с элементами новизны и занимательности;
  2. эмоциональных переживаний;
  3. опоры на жизненный опыт ребенка;
  4. созданий ситуаций успеха.

      А также

  1. использование познавательных игр;
  2. опережающего консультирования по трудным темам;
  3. поэтапного формирования умственных действий;
  4. использование наглядных опор в обучении;
  5. щадящая учебная нагрузка.

     3. Изменение положения ребенка в группе сверстников.

  1. Помогать преодолевать трудности общения.
  2. Повышать социальный статус ребенка в коллективе.
  3. Корректировать высокую тревожность.