Календарно-тематическое планирование Книголюб
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigolyub_2kl.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

(АОУ ШКОЛА № 10)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________

Исаева Е. Г.

«_______________» 2017 г.

РАБОЧАЯ

 ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Книголюб»

2абвг классы

Составитель: Насонова Наталья Викторовна,

                                                    учитель первой категории

                                               

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования АОУ школы № 10, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 10, утвержденным приказом  по школе от 30.08.2017 г. № 240, на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.

            Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга и научная литература остаются для них нереализованными источниками знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача классного, а особенно внеклассного чтения. Это способствует развитию личности ребёнка и помогает ориентироваться в мире детских книг.

Главная цель программы–формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.

Задачи программы:

- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, её структурой, видами, жанрами, темами;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- развитие ценностных отношений школьника к истории своей страны;

- развитие воображения и литературно-творческих способностей;

- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса;

- формирование умения грамотно использовать научную литературу и такие информационные источники, как справочники, словари, энциклопедии, интернет;

- совершенствование таких видов речевой деятельности младшего школьника как слушание, чтение, говорение, пересказ;

-  воспитание способности к нравственному самосовершенствованию.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребёнка.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:

 -информационные занятия (беседы, дискуссии, экскурсии в библиотеку, видео-экскурсии, устные журналы, встречи с интересными людьми);

- репетиционные занятия (конкурсы, викторины, праздники, подготовка концертных программ);

 - постановочные занятия (творческий процесс создания литературного продукта, театр-экспромт).

Программа «Книголюб» основывается на принципах культуросообразности, природосообразности, коллективности, диалогичности, принципе патриотической направленности, проектности, принципе диалога культур, принципе поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип культуросообразности предполагает, что читательская деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с нормами национальной культуры. Задача педагога ввести читателей в различные пласты культуры общества и мира в целом. Необходимо, чтобы читательская деятельность помогала растущему человеку ориентироваться в изменениях, которые происходят в нём самом и в окружающем  мире.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс читательской деятельности школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с законами развития природы и человека, воспитывать учеников сообразно полу и возрасту, формировать у них ответственность за развитие самого себя.

Принцип коллективности предполагает, что формирование интереса и любви к чтению, а также расширение читательского кругозора, осуществляясь в детско-взрослых общностях, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания, эстетического самоопределения и творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает не равенство между педагогом и школьником ввиду возрастных различий, неодинаковостью жизненного опыта, отличием социальных ролей, а искренность, взаимопонимание, признание, принятие.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение значимости для школьников идентификации себя с Россией, её народом, культурой и природой родного края. Реализация данного принципа предполагает использование эмоционально окрашенных образов, явлений, предметов и действий относительно Отечества, стимулирование переживаний, которые ориентируют ученика на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» ученика в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике (замысел – реализация – рефлексия).В ходе проектирования перед школьником стоит задача представить себе ещё не существующий результат его активности. Главное – понимать, что это должно быть, и осознавать личную значимость результата. В программе предусматривается проектная деятельность, которая строится на таких ценностных ориентирах как: коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность, конвенциональность и  законность (легальность).

Принцип диалога культур в программе предполагает:

- понимание основных сюжетов текстов как основы диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;

- рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколений;

- рассмотрение коллективного самодеятельного творчества как диалога культур всех участников коллектива;

- рассмотрение продуктов творчества как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими их.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника в процессе читательской деятельности позволяет формировать у личности собственное осмысленное и ответственное отношение к действительности. Приобретение опыта самоопределения у младшего школьника происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания.

В соответствии с планом внеурочной деятельности занятия проводятся 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Летнее чтение. «Листая страницы…» Игры, направленные на повторение материала 1 класса. Презентация книг, прочитанных летом. Викторина «В мире любимых книг».

Книжная полка. Ознакомление с видами библиотек (семейная, личная. классная, школьная), с особенностями содержания в них книг. Домашняя библиотека. Личная книжная полка. Решение вопроса о создании личной библиотеки (выбор произведений и авторов). Библиотека в классе. Посещение школьной библиотеки.

В мире книг. Знакомство с разнообразием детской литературы. Отечественные и зарубежные авторы произведений для детей младшего школьного возраста. Добро и зло рядом с нами. Добро и зло в сказках. Добро и зло в рассказах для детей. Добро и зло в стихотворениях для детей. Произведения о младших школьниках. Произведения о школьных взаимоотношениях. Ученик и учитель. Одноклассники. Мальчики и девочки. Пословицы и поговорки о дружбе Стихи о дружбе. Рассказы о дружбе. Особенности произведений о природе. Произведения о растительном мире . Произведения о животных. Домашние Любимцы. Дикие друзья. Произведения о любви ко всему живому и о бережном отношении к природе. Презентация личных произведений о животных. Получение опыта исполнения произведений о животных. Произведения о Родине. Стихи о защитниках Родины. Рассказы о защитниках Родины. Участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню Победы. Игровая программа «Книжкины именины». Итоговая викторина «Лучший Книголюб».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты первого уровня – приобретение школьниками художественно-эстетических знаний (расширение знаний учащихся о детской книге как явлении культуры, о ее структуре, видах, жанрах, темах; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей). Этот уровень достигается учащимися во взаимодействии с педагогом.

Результаты второго уровня - получение школьниками опыта эстетических переживаний и позитивного отношения к духовным общечеловеческим ценностям, отраженным в литературе, осознание ценности чтения как явления духовной культуры и на основе этого формирование читательской культуры, литературного вкуса младших школьников, выработка привычки к вдумчивому чтению. Данный уровень достигается в дружественной детской среде, в коллективном сопереживании и совместной исследовательской, творческой деятельности.

Результаты третьего уровня - получение школьниками самостоятельного общественного действия: самостоятельное регулярное посещение библиотеки, создание и размещение личных сочинений на сайте школы, выступления на концертах, участие в акциях по сбору книг для библиотек городов, пострадавших в чрезвычайной ситуации.

В результате изучения курса обучающиеся научатся:

- грамотно использовать научную литературу и такие информационные источники, как справочники, словари, энциклопедии, интернет;

- оперировать информацией о жизни и обычаях русского народа, о русском фольклоре, об истории возникновения письменности на Руси, о первых школах; о том, где, из чего и как делаются книги и другие печатные издания и каких видов они бывают; о жанрах и тематике детских книг; о множестве детских писателей и поэтов, о специфике профессии «писатель» и «поэт», об источниках вдохновения в написании произведений для детей.

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность научиться:

 - проявлять осознанный интерес к чтению художественной литературы;

 - развивать воображение и литературно-творческие способности;

 - совершенствованию таких видов речевой деятельности как слушание, чтение, пересказ;

 - межличностному взаимодействию.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки изучения

  План             Факт

Летнее чтение

4 ч.

 

1

«Листая страницы…»

4.09-8.09

2

Презентация книг, прочитанных летом

11.09-15.09

3

Презентация книг, прочитанных летом

18.09-22.09

4

Викторина «В мире любимых книг»

25.09-29.09

Книжная полка

4ч.

5

Домашняя библиотека

2.10-6.10

6

Личная книжная полка

9.10-13.10

7

Библиотека в классе

16.10-20.10

8

Школьная библиотека

23.10-27.10

В мире книг

26ч.

9

Авторы детских книг

7.11-10.11

10

Авторы детских книг. Отечественные и зарубежные авторы

13.11-17.11

11

Добро и зло рядом с нами

20.11-24.11

12

Добро и зло в сказках

27.11-1.12

13

Добро и зло в рассказах для детей

4.12-8.12

14

Добро и зло в стихотворениях для детей

11.12-15.12

15

Произведения о младших школьниках

18.12-22.12

16

Произведения о школьных взаимоотношениях .Ученик и учитель.

25.12-27.12

17

Произведения о школьных взаимоотношениях. Одноклассники

11.01-12-01

18

Произведения о школьных взаимоотношениях. Мальчики и девочки.

15.01-19.01

19

Пословицы и поговорки о дружбе

22.01-26.01

20

Стихи о дружбе

29.01-02.02

21

Рассказы о дружбе

5.02-9.02

22

Особенности произведений о природе

12.02-16.02

23

Произведения о животных. Дикие друзья.

19.02-22.02

24

Произведения о животных. Домашние Любимцы

26.02-2.03

25

Произведения о растительном мире

5.03-7.03

26

Произведения о любви ко всему живому

12.03-16.03

27

Произведения о бережном отношении к природе

19.03-23.03

28

Презентация личных произведений о животных

2.04-6.04

29

Произведения о Родине

9.04-13.04

30

Стихи о защитниках Родины

16.04-20.04

31

Рассказы о защитниках Родины

23.04-27.04

32

Конкурс чтецов

3.05-11.05

33

«Книжкины именины» (Игровая программа)

14.05-18.05

34

Викторина « Лучший Книголюб»

21.05-25.05

                    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – Москва, «Лада»,  2006.
  2. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, «Дрофа», 1999.
  3. Кредлина Д.Л.  Фольклор и дети: Сборник материалов. -  М., 1994.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. -  М., 2001.
  6. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. - М., 2001.
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  8. Сухин И.Г Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. -  М., 2005.
  9. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. -  М: 1980, т. 2.
  11. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1. -  М., 2005.
  12. Энциклопедический словарь юного литературовед. -  М.,1990.

Оборудование

  1. Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, экран, МФУ.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов

 от 28.08 17 №1

           СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________ (О.Н. Богатова)

«__________» 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно- тематическое планирование кружка "Книголюбы" 4 класс

Представлено календарно-тематическое планирование кружка "Книголюбы" для 4 класса.  Планирование включает 10 разделов: книги- мои друзья,волшебный мир сказок, книги о ребятах и их делах, родные п...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....