Преемственность между различными ступенями образования
статья по теме

Шафикова Глюза Шарифьяновна

В данной статье  рассматривается вопрос о преемственности. Отмечается, что проблема организации преемственности наиболее четно прослеживается в двух ключевых точках- в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_vystuplenie.rar18.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

 

Преемственность между различными ступенями образования

Проблема преемственности в современной педагогической теории и практике рассматривается как сложный и многосторонний, который проявляется по-разному в различных условиях и имеет свою специфику. Именно этим вероятно вызваны различия в определениях понятия преемственности, поскольку каждым исследователем внимание акцентируется на одной из сторон процесса образования в соответствии с выбранными задачами. Именно поэтому в научной педагогической литературе можно найти множество разнообразных определений понятия преемственности.  Многие из которых дополняют, развивая друг друга, либо противоречат, исключая друг друга.

        Нам хотелось бы рассмотреть  преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

        Необходимость обеспечения преемственности отдельных ступеней системы образования – задача давняя, но актуальная и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.

        Основных причин, способствующих возникновению проблемы преемственности, можно выделить несколько. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточный уровень готовности учащихся к успешному включению в учебно-познавательную деятельность нового, более сложного уровня.

        Проблема организации преемственности наиболее четко прослеживается в двух ключевых точках -  в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.

        Обеспечение мягкого образовательного перехода с использованием разнообразных форм и методов работы, качественно отличающихся от предшествующих и от последующих, в большей степени возлагаются на учителя начальной школы.

В нашем образовательном учреждении «Гимназия № 2» имени Баки Урманче действует «Школа будущего первоклассника», главной особенностью которой является организация взаимодействия педагогов и будущих первоклассников, которые придут учиться именно в нашу школу. Инновационным компонентом в этой работе является встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием  будущих первоклассников и родителей, педагогические гостиные и пр.

        Данный вариант организации взаимодействия  позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей будущих первоклассников, но и сформировать у них активную позицию  в организации образования детей, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.

        Ребенку спокойно и уверенно там, где ему все известно и понятно. Поэтому привыкание к педагогам, ознакомление со школой как зданием, постепенное освоение школьных правил – это также вклад в реализацию принципа преемственности.

        Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленное и по объему незначительное. [2, с. 23] Школьники как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.

        При организации плавного перехода от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы  детей, к концу первого класса могут быть достигнуты следующие  результаты образования:

  1.  сложившиеся отношения доверия учителя с детьми и их родителями;
  2. сложившиеся отношения учебного сотрудничества в классе;
  3. учащиеся строят свое действие с учетом действий партнеров;
  4. достаточно высокий уровень инициативности, что проявляется в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, планирование совместных действий;
  5. дети осваивают объективные критерии оценивания, что способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
  6. усваивают разнообразные средства (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм. [3, с. 23]

          Поступательность и согласованность действий педагогов на различных этапах учебного процесса позволяет построить взаимодействия  субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы не причинить  вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, сформировать симпатию к людям, и интерес к содержанию школьной жизни.

Список литературы:

1.Проектные задачи в начальной школе: учебное пособие для учителя; под ред.А.Б.Воронцовой, - Москва: «Просвещение» - 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....

Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.

Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....

Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.

         "Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...

Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...