технологические карты уроков по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"
план-конспект урока по чтению

Технологические карты уроков по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Тригуба Ирина Вагифовна

Школа: МКОУ Новохайская школа

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Предмет: литературное чтениеУМК «Начальная школа XXIвека» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Тема

А. А. Блок. «Россия»

Цели

Образовательные:создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;

учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.

Планируемый результат

Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литературное чтение.  4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть)

- электронная физкультминутка

- лист самооценки

- карточка для проверки д/з

- карточки с пословицами

- презентация к уроку

Оборудование:

Мультимедийный проектор, нетбук, презентация.

Организация пространства

парная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

(Чтобы на уроке   все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

2. Проверка домашнего задания.

Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу (выделены курсивом)

       - Произведения какого автора мы закончили изучать?

       - Правильно. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения я предлагаю вам заполнить таблицу:

заголовок

герой

жанр

«Черепаха»

Мильтон

рассказ

«Два брата»

Брат меньшой

рассказ

«Мужик и водяной»

Первый мужик

басня

«Акула»

Старый артиллерист

сказка

«Святогор- богатырь»

богатырь

былина

-Давайте проверим правильность выполнения.

(Обратить внимание на 4 строку – жанр: рассказ)слайд3

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением А.А. Блока. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

3. Введение в тему

   Просматривание видеоролика со стихотворением о Родине.

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            Слайд 4

 

 

4  Работа с деформированными пословицами.

    - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на   

      полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

     ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

      одному конверту.)

    - Соберите и объясните пословицу:

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине - России).                         Слайд 5

 

5.Работа над смысловым значением слова «Родина».

     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).

    - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

   Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:                              Слайд 6

Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.

Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные

Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке.

Слайд 7

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл.

Работа сучебником.

Учатся в группе работать с толковыми словарями.

Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

Выполняют физминутку для глаз.

Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.

Организует работу с учебником.

Организует физминутку для глаз.

Послушайте аудиозапись этого стихотворения

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало?

Самостоятельное чтение стихотворения

- Какие чувства испытывает поэт к России?

Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

-В тексте встретились новые слова:  (читают)

           

      - Чем Россия является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)

                Какие поэт использует олицетворения? Для чего?

 - «И невозможное возможно, дорога долгая легка». Почему утомительная, тоскливая дорога становится легкой?

Подберите синоним к слову долгая.

-Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется?

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста;

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения  общих признаков

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель:

- проверить знание произведения  по теме; умение работать самостоятельно.

Работа по тетради

Организует работу в тетради

 Выполнение упр. № 1. «Проталинки»

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают работу группы и свою

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке:

По листу самооценки (прил.)

Слайд 8

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

РегулятивныеУУД

Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.

VI. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

Прочитайте задания на дом.

Выберите то,что вам по силам.

  1. Прочитать стихотворение 3 раза.
  2. Подготовиться к выразительному чтению.
  3. Выучить наизусть отрывок.

Слайд 9

                                                               

                                                                                           Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Тригуба Ирина Вагифовна

Школа: МКОУ Новохайская школа

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Предмет: литературное чтениеУМК «Начальная школа XXIвека» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тип урока: урок-размышление

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: групповая

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Цель  урока: учить полноценному восприятию художественного произведения, пользоваться литературоведческими понятиями для усвоения содержания и понимания произведения;

 Задачи:

- формировать способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях;

- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками;

 - воспитывать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к поступкам окружающих.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

ЭОР №1

«А.П.Чехов»

(слайд №2

Создает эмоциональный настрой на работу в группах.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Отвечают на вопросы учителя:

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор этого произведения?

2

2

Постановка учебных задач

Организует диалог с учащимися, в результате которого они формулируют тему урока: «Каштанка и ее окружение»

Высказывают свои предположения о предстоящих размышлениях.

Изображают окружение Каштанки с помощью модели

3

Актуализация знаний

Акцентирует внимание  учащихся на высказывании А.П.Чехова: «Терпение, верность всепрощение и искренность присущи нашим домашним тварям»

Организует работу с толковым  словарем

Высказывают свои предположения о том, кого обычно характеризуют слова «терпение», «верность», «всепрощение» и «искренность».

Находят значение слова «тварь» в словаре Ожегова

4

Работа с текстом

Задает вопросы по содержанию произведения.

Осуществляет контроль чтения

Сравнивают жизнь Каштанки у столяра и у незнакомца.

Зачитывают отрывки из учебника

5

Физкультминутка

Организует отдых учащихся

Проходят по скакалке, пролезают через обруч

6

Самостоятельная работа  

Мотивирует учащихся на выполнение творческого задания.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Составляют продолжение истории потерявшейся собаки (записывают на листках).

Представители групп выступают с созданными работами

7

Самопроверка по образцу

ЭОР № 2

«Собаки»

(1, 2, 3 слайд)

Предлагает просмотр фрагмента мультипликационного фильма режиссера М.М. Цехановского по рассказу.

Зачитывает воспоминания известного циркового артиста Ю.В. Никулина о том, что когда в детстве читал рассказ « Каштанка», то плакал. Ему было непонятно, почему она убежала от доброго, заботливого клоуна в дом, где ее плохо кормили, а подчас и трепали за ухо.

Предлагает просмотр презентации «Дворовый пес »

Смотрят фрагмент мультфильма.

Делятся своими впечатлениями.

Объясняют поведение собаки.  Каштанка привязана к своим хозяевам. Она им верна и преданна, не помнит обид, т.к. всепрощение и искренность присущи  и ей.

Смотрят  презентацию

4

8

Рефлексия

Акцентирует внимание на степени вовлеченности учащихся в работу

Называют возникшие затруднения  и что помогло их преодолеть

9

Домашнее задание

Дает комментарии к домашнему заданию (по выбору)

Делают выбор домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....